Р. Эндрю Чеснут Посвященная смерти. Санта Муэрте, Скелетная Святая. Глава II

Jul 07, 2014 01:43


(C) перевод svart_ulfr

У алтаря смерти

Изобилие на алтаре из Хьюстона и на прочих алтарях иных культовых фигурок опровергает распространенное мнение о том, что постоянно иссушенная святая очень ревнива и требует, чтобы ее священное пространство было лишено других божеств. Хотя именно на этом алтаре и представлено чуть больше изображений святых и божеств, чем это обычно бывает, но он в полной мере передает всю эклектичность священного пространства нашего культа. Вызывающие поначалу недоумение изображения и иконы станут более понятными, если рассмотреть их как соответствующие религиозные категории. Начнем с самых заметных фигур на рисунке 2.3: это, без сомнения, семь больших изображений на задней стене алтаря, представляющие канонический мексиканский скелет, известный как «Ла Калавера Катрина». Выполненная в традиции папель пикадо (мексиканское народное искусство вырезать фигуры из особой, похожей по фактуре на лед бумаги), эта скелетная аристократка - яркий образ национального фольклора и даже в какой-то мене тотем мексиканской идентичности. Хотя Ла Калавера Катрина встречается на алтарях не так часто, как фигурки христианских святых, ее присутствие на них возрастает на глазах, и это очень любопытно. В сакральном культовом пространстве эти мирские, обычно шаловливые скелеты превращаются в первостепенных членов свиты Святой Смерти.

Хотя здесь они не столь бросаются в глаза, как пляшущие скелеты, но все же христианские святые обычно затмевают других обитателей алтарей Санта Муэрте. Здесь, как и на большинстве алтарей культа, Иисус и Дева Мария Гваделупская выступают как важнейшие христианские спутники Тощей Леди. Семь крестов и большой портрет Девы-метиски на стене (верхний левый угол фото) придают сакральному пространству некую «легитимность» и увеличивают чудесные дарования скелетной святой. Давайте выйдем за рамки ортодоксального христианства и присмотримся к народному святому, чье изображение стоит на столе - справа и в самом низу фотографии. Пока Костяная Леди не стала видным элементом мексиканского религиозного пейзажа в 2001 году, главным патроном наркоторговцев был народный святой Хесус Мальверде из северного штата Синалоа, почитавшийся по всему северу Мексики. Теперь, когда его могущественная коллега, Санта Муэрте, затмила Мальверде, он обычно выступает в качестве ее духовного адъюнкта. Его присутствие на алтарях наркоторговцев, таких, как наш, довольно типично.

Если Хесус Мальверде с точки зрения христианства - фигура весьма сомнительная, то уж принадлежность стоящих у алтаря фигурок к той же области, что и Иисус со своими учениками, далеко не явная (?). Расположенные на полу ниже выступа позади алтаря и позади большой фигуры Санта Муэрте, эти персонажи - компания сверхъестественных сущностей, часто встречающихся на алтарях африканских диаспор и на сайтах колдунов и ведьм. Несколько фигурок индейцев в пернатых головных уборах отдыхают на полу позади статуи Костяной Леди. Апачи, Сиу и Чероки занимают важное место в латиноамериканской магии и происходящих от африканских культов религиях этого региона, но особенно значимы они в кубинской Сантерии. В подобных практиках индейцы мыслятся, в первую очередь, как могущественные целители. Поскольку важную роль во многих культурах коренных американцев играет табак, целительные ритуалы с участием индейцев, как правило, требуют приношений в виде сигарет или сигар.

В то время как индейцы и их табак усиливают идентичность Святой Смерти и коренных американцев, индуистские и буддистские божества, расположенные на полу перед фигурками краснокожих, помогают скелетной святой обрести мировое господство. Боги и богини этих азиатских религий довольно часто стали появляться на алтарях африканских диаспор и колдунов Латинской Америки и стран Карибского бассейна. Антрополог Ракель Ромберг встречал статуэтки Ганеши и Будды среди других божеств в пуэрториканских магазинчиках. Помимо этого, азиатские культовые статуэтки несложно отыскать и в эзотерических магазинах по обе стороны американо-мексиканской границы. Два Будды, расположенные в левом и правом нижним углах фото, не только наделяют Костлявую международными верительными грамотами, но и увеличивают ее способность наделять верующих удачей и всевозможными благами. Практически все Санта Муэртисты жаждут таких преимуществ, но особенно их хотят те, кто участвует в опасной погоне за быстрыми деньгами - как, например, владельцы этого наркоалтаря.

Справа от статуэтки Будды, расположенного слева, мы видим индуистскую богиню Кали. Будучи одновременно божественной матерью и богиней смерти, Кали очень похожа на Санта Муэрте. Часто изображающаяся чернокожей и носящей ожерелье из черепов, Кали, как и ее мексиканская коллега, связана со временем как разрушительница жизни. И, чтобы вновь вспомнить о природе этого алтаря, отметим, что она была покровительницей Тугов - ныне не существующей индийской секты грабителей и убийц, предпочитавших душить свои жертвы. К культу Кали нередко обращались представители низших каст, которые считают ее еще и Божественной Матерью. Можно предположить, что наркоторговцы, молившиеся подле этого алтаря, особенно тяготели к разрушительному аспекту Кали, как к богине, способной помочь мексиканской скелетной святой уничтожить конкурентов и блюстителей закона.

Остальные фигуры, расположенные на полу позади семицветной Святой Смерти, по своим функциям куда ближе Будде, чем Кали. В основном, это герои фольклора и магические существа, такие как гномы, лепрекон с полным золота горшком и араб, служащие посланниками Фортуны и приносящие удачу. Верующие, молившиеся возле этого хьюстонского алтаря, должно быть, просили Кали и Могущественную Леди держать от них подальше Управление по борьбе с наркотиками (DEA) и Департамент полиции Хьюстона (HPD), чтобы они, как и лепрекон, обрели свой горшок с золотом. Если лепрекон находит сокровище на конце радуги, то гномы, вроде тех троих, что на фото, охраняют клад. Нетрудно догадаться, что все, кто торгует наркотиками и стимуляторами в США и в Мексике, весьма нуждаются в охране своего товара и денег, полученных от его продажи. Эти три гнома, однако, не справились со своими обязанностями, и все наркотики и деньги оказались в Департаменте полиции Хьюстона. Они потерпели неудачу и в новом качестве - как пересекающие границу путешественники: этот образ популяризировал французский фильм «Амели» и туристическое интернет-агентство Travelocity. Торговцы, как и путешествующие гномы, должны всегда быть готовы моментально сорваться и отправиться в путь. По-видимому, у хьюстонских Санта Муэртистов не получилось сделать это достаточно быстро.

Чеснут, фольклор, колдовство, Мексика, мои переводы, Санта Муэрте, Боги

Previous post Next post
Up