(C) перевод
svart_ulfr У алтаря смерти
Вода на алтаря нужна не только для того, чтобы цветы оставались свежими - у нее есть и собственное ритуальное значение, и притом довольно важное. На постаменте позади Хьюстонского алтаря стоит несколько стаканов различных форм и размеров, содержащие эту жизненно важную жидкость. Ее символические значение весьма многообразно. В рамках преемственности по отношению к христианским ритуалам, вода на алтаре Святой Смерти необходима для очищения и обновления. Таким образом, для ритуалов на алтаре необходима свежая вода, и по мере надобности верующим следует пополнять ее запас. И испарение - это не единственная причина, по которой Санта Муэртисты должны регулярно наполнять стаканы водой. Эту причину разъяснил мне в беседе Андрес, юноша тридцати-с небольшим лет от роду, пока я ждал свою невестку в стоматологической клинике города Ласаро Карденас, штат Мичоакан: «Она действительно испытывает жажду, ведь она столько путешествует». Если Костяная Леди и пьет приносимую ей в жертву воду, то это потому, что она в буквальном смысле иссушена. Само слово "скелет" происходит от греческого глагола skellein, «высушить», или «пересохнуть»( parch), так же, как и имя испанской Мрачной Жницы - Ла Парка. Будучи живой, дышащей святой, но одновременно с этим - голым скелетом, Тощая испытывает поистине легендарную жажду, которую не может утолить обычная вода. Но прежде, чем перейти к другим жидкостям, которые приносят в жертву Санта Муэрте, стоит отметить, что в испано-американском фольклоре вода также связывается и со смертью. В частности, многие мексиканцы, аргентинцы и другие испаноговорящие обитатели Америки интерпретируют воду во сне как признак близящейся смерти. 6 Вода в их сновидениях - это не «основа жизни», но воплощение кошмара, сулящие гибель наводнения и приливы. Однако и наркоторговцы из Хьюстона, с обрядовой точки зрения, поступили правильно, заполнив все стаканы на своем алтаре символической жидкостью.
Так же, как и ее последователи, Крестная пьет не только воду. Хотя ее вкус в области алкоголя весьма эклектичен, можно утверждать, что пиво и крепкие спиртные напитки - ее несомненные фавориты. И конечно, в соответствии с ее мексиканской идентичностью, самым желанным приношением для нее служит текила, знаковый мексиканский напиток. Взглянув на фотографию, мы сразу увидим на полу, слева от алтаря, пустую бутылку из-под спиртного, слева от трехцветного изображения святой. Владельцы алтаря, судя по всему, пополняли запасы спиртного Костяной Леди не столь интенсивно, как делали это с водой. Почти каждый из опрошенных мной почитателей Санта Муэрте отметил, что свежий алкоголь на алтаре - это важная часть ритуальных обязательств верующего перед его святой. Поскольку Санта муэртисты действительно считают, что их скелетную святую томит вечная жажда, они, на свой страх и риск, порой пренебрегают жертвенным алкоголем. В действительности же, на правильном алтаре, вроде того, что я видел дома у Висенте Перез Рамос, лидера культа в Морелии, в должно быть достаточно пива и крепкого спиртного, чтобы Костлявая могла хорошенько выпить, возникни у нее такое желание. Дон Висенте объяснил, что излюбленный напитком святой - текила, потому что ее делают из агавы, а это национальное мексиканское растение, равно как и Санта Муэрте - национальная мексиканская святая. Когда мы закончили интервью, он предложил мне влить несколько капель текилы «Ранчо Вьехо» прямо в рот сделанной в натуральную величину статуе Костлявой, прося ее о «продаже миллиона книг». Я вежливо отказался, но взамен этого купил статуэтку скелетной святой, которую он освятил все той же «Ранчо Вьехо», щедро полив ею из пластиковой бутылки и статуэтку, и меня самого. Дон Висенте «окрестил» меня текилой - облил священным «Оллаком», утверждая, что так же на языке пурепеча зовут и священного хранителя кладбищ.
Ритуальные подношения алкоголя прямо на алтарь Санта Муэрте не слишком отличаются от подобных же практик в отношении многих иных латиноамериканских народных святых. Максимон из горных районов Гватемалы, известный также как Сан Симон, в огромных количествах поглощает ром, тогда как оригинальный «наркосвятой» Хесус Мальверде разделяет вкусы Костяной Леди, предпочитая пиво и текилу. Поскольку верующие мыслят народных святых как некое подобие самих себя, нет нечего удивительного в том, что эти чудотворцы наделены теми же привычками, что и их почитатели. Размышляя об алкоголе на алтарях Святой Смерть, стоит отметить отсутствие вина, которое явно контрастирует с обилием пива и крепкого спиртного. Разумеется, именно вино, принесенное в Мексику и Америку издавна любившими его иберийцами, играет важнейшую роль в католических обрядах. Однако, за исключением Аргентины, Уругвая, и Чили, рабочий класс Латинской Америки пьет не слишком много вина. Пиво и дистиллированные напитки, такие, как ром, бренди и текила, расходятся в барах и кантинах региона быстрее и свободней. В этом культурном контексте, стакан Шардоне или Кабаре Совиньон на алтаре Санта Муэрте выглядел бы в глазах этой весьма земной святой как сущее баловство. Еще одна любопытная деталь - это отсутствие на алтаре хьюстонских наркоторговцев, да и во всех святилищах культа, безалкогольных напитков. Мексиканцы известны как мировые лидеры по потреблению содовой, поэтому отсутствие на алтарях бутылок с Кока-колой и Джаритос (мексиканский бренд, отличающийся разнообразием цветов и вкусов) весьма примечательно. И вы ошибетесь, предположив, что скелетная святая отказывается от газированных напитков, как от чего-то «детского»: она очень любит приносимые в жертву сладости - как шоколад, так и просто конфеты.