(C) перевод
svart_ulfr У алтаря смерти
Прежде чем продолжить изучение других ритуальных предметов с этого алтаря драгдиллеров, мы должны вкратце рассмотреть основные мотивы поклонников культа, без которых открывающаяся нам картина не будет полной. Хотя ни одна из хьюстонских фигурок ими не снабжена, тем не менее, общераспространенный символ культа - это весы правосудия. Обычно скелетная святая держит весы, - которые пребывают в равновесии - в правой руке, где у статуи с картинки зажата коса. Как и зеленая обетная свеча, весы символизируют справедливость, закон, и равновесие. Те верующие, что пребывают не в ладу с законом, - например, владельцы этого алтаря из Хьюстона, - обращаются к Святой Смерти как к справедливому судье, для получения благоприятных судебных решений. На духовном плане, держащая в руке весы святая превращается в Ангела Смерти, вытесняя тем самым Архангела Михаила, который мыслится взвешивающим заслуги человеческой души перед Богом. Эти наркоторговцы из Города Заливов предпочли изображение скелета с косой в руке, но с той же вероятностью на их домашних алтарях можно встретить и образ святой, держащей весы.
Давайте вернемся к нашему фото и посмотрим на обетные свечи и цветы, стоящие у ног главного идола. Наряду с фигурками святой, шеренги свечей - важнейший ритуальный объект на алтаре. Фактически я не встречал еще алтаря, на котором не стояла бы как минимум одна свеча. Оставив в стороне цветовую символику, которая и определила структуру этой книги, стоит отметить, что свечи - это самый распространенный и дешевый предмет культа, доступный последователям Святой Смерти. На любом рынке и в магазине, которые я посещал, продавцы религиозной атрибутики единодушно указывали на обетные свечи, как на самый ходовой товар, связанный с культом Санта Муэрте. Стоящие по доллару за штуку, или даже за пару, эти свечи - сравнительно недорогой способ отблагодарить Прелестницу, или попросить ее о чем-то.
В массе своей, Санта Муэртисты используют обетные свечи как традиционные католики. В соответствии с термином «вотивный», католики видят в этих восковых свечах символы обетов или молитв, обращенных, в частности, к Богородице, святым, или же ликам Троицы. Когда вы читаете эти строки, миллионы свечей горят в церквях, святилищах, и домашних алтарей по всей Мексике, - кстати, второй стране мира по числу католиков среди населения. Другим соответствием католической традиции, где нередко используются свечи в виде фигурок святых, служит то, что посвященные Белой Девочке свечи всегда украшены ее изображениями. Например, на той, что примостилась сейчас рядом с моим ноутбуком, судя по всему, довольно грубо изображена Мрачная Жница: трудно понять, что она держит в правой руке, да и контуры черепа весьма размыты. Тем не менее, достаточно и такого образа, чтобы верующие могли представить себе Прелестницу, когда обращаются к ней с просьбой или благодарят за уже оказанную услугу. И, на тот случай, если адепты предпочитают читать уже сложенную молитву, а не произносить свою собственную, все свечи снабжены молитвами, напечатанными на обратной стороне их стеклянных подсвечников. Мой красная, стоящая рядом с компьютером, снабжена обычной молитвой о возвращении неверного мужа или бойфренда. Этому своенравному текст велит «встать на колени и выполнять каждое мое распоряжение». Владельцы алтаря в Хьюстоне, куда менее озабоченные делами сердечными, предпочли для своего священного пространства черно-белые свечи. Оба эти цвета имеют защитное значения, и, памятуя о том, кем были владельцы алтаря, мы не сильно рискнем, предположив, что они искали покровительства Могущественной Дамы, чтобы та хранила их от слуг закона или конкурирующих драгдиллеров.
Мексиканцы любят цветы не меньше, чем воздушные шарики, и алтари, посвященные Безволосой, демонстрируют их неподдельную страсть к розам, гвоздикам и цветам семпоальшучитль, известного как "цветок мертвых" в силу его ассоциации с Днем Мертвых. Одна из достопримечательностей ежемесячных «четок», которые Дона Кета устраивает в Тепито, кроме самой Прелестницы, - сотни, если не тысячи цветов, разложенных на тротуаре перед домом сеньоры Ромеро. От яркого калейдоскопа всевозможных цветов рябит в глазах, а смешанный аромат табачного дыма и марихуаны забивает ноздри. Будучи одновременно Прелестницей и Белой Девочкой («Милой Белой Девочкой»), Санта Муэрте ежедневно принимает бесконечные цветочные приношения.
Вернувшись к алтарю на нашей фотографии, мы увидим на столе вазу с белыми розами и еще несколько цветов на выступе позади алтаря. Согласно правилам, цветы стараются сохранить свежими, опуская их для этого в хрустальные вазы с водой. Если не следить за цветами, равно как и за другими скоропортящимися продуктами, возложенными на алтарь, то это может обидеть святую и даже вызвать кары с ее стороны. Например, несчастья и даже угроза смерти обрушиваются на главную героиню фильма Дель Торо «Санта Муэрта» после того, как та стала пренебрегать своим домашним алтарем. Что здесь действительно примечательно, так это не требование сохранять цветы свежими, а их вид и цвет. И на нашем преступном алтаре, и на тысячах других, никоим образом не связанных с криминалом и наркоторговлей, белые розы являются «звездами» среди иных жертвенных цветов. Те, кто знаком с ритуалами, посвященными Деве Марии, немедленно узнает в белой розе на алтаре Прелестницы важнейший символ Пресвятой Богородицы, в частности, Девы Марии Гваделупской, Императрицы Обеих Америк и Королевы Мексики. И опять мы видим, как почитание скелетных святых проистекает из католических ритуалов. Как ни странно это покажется, но с точки зрения чудотворной силы, половой принадлежности и народной популярности, Дева-метиска стоит ближе любого другого святого к Санта Муэрте, образуя вместе с ней великую пару в религиозном ландшафте Северной Америки. Если смуглая Дева-метиска обожает белые розы, то отчего бы их не любить и Белой Девочке?