(C) перевод
svart_ulfr Смерть «Á La Mexicana»
Не только привычный с детства образ скелета делают Костлявую такой притягательной для поклонников, но и сама ее «национальность». Приношения на ее алтарях, а также ее прозвища и гардероб не позволяют усомниться в ее мексиканском происхождении. Другими словами, верующие воспринимают ее как своего рода «сверхъестественную мексиканку». Текила, пиво, сигареты и шоколад кладутся на ее алтари в твердой уверенности, что Белая Девочка любит те же самые напитки, еду и табак, что и ее почитатели. И, как и ее паства, порой она злоупотребляет алкоголем. В Морелии местный культовый лидер, Висенте Перез Рамос, как-то заметил, что его скелетная святая любит порой «набраться в хлам», и пьет для этого любимую им самим текилу «Rancho Vijeho». Другой популярный герой мексиканского народного христианства и «нарко-святой», Хесус Мальверде, также пьет, курит, и даже не прочь вынюхать дорожку-другую кокаина, но я не могу назвать ни одну народную святую, способную выкурить косяк или выпить пивка со своими почитателями.
Сами ее прозвища отражают не только родственные, но и товарищеские отношения. Тощая Леди (la Flaquita), Костяная Леди (la Huesuda), Белая Девочка (la Niña Blanca) и Прелестница (la Niña Bonita) - вот самые распространенные имена, что мне приходилось слышать по всей Мексики и ряде мест, расположенных в Соединенных Штатах. Последние два ласковых прозвища напоминают о том, с какой нежностью говорят верующие о Деве Марии Гваделупской и иных аватарах Богородицы. И напротив, первые два прозвища , «Тощая Леди» и «Костяная Леди», напоминают о той веселой фамильярности, с которой многие мексиканцы, особенно простые рабочие, обращаются друг к другу. В то время, как традиционные одеяния Святой Смерти, похожие на черное монашеское платье, вызывают в памяти средневековую Европу, современные изображения Костлявой представляет ее в более-менее «мексиканском» облике. Хотя Дона Кета и переодевает раз в месяц самую известную в своем храме статую в новые одежды, на практике меняется лишь цвет платьев, по своему покрою очень похожих на те, в которых изображают различные мексиканские воплощений Девы Марии. Однако большинство полноразмерных статуй, которые я встречал в Мексике, были облачены в зеленые футболки мексиканской сборной. Могу представить себе долетающие до их слуха молитвы о реванше и победе над главным соперником - сборной США.
Рис. 2.1 Смерть «Á La Mexicana», часовня Санта Муэрте, Санта Анна Чапитиро,
штат Мичоакан.
Но с другой стороны, некоторые почитатели Санта Муэрте объясняли мне, что Белая Сестра, как олицетворение смерти, не имеет «гражданства». Мрачная Жница, она как универсальная вестница смерти является за людскими душами, и под ее косой равно обрывается жизнь как мексиканца, так и гринго. И в самом деле, одна из полноразмерных статуй Святой Смерти словно бы в шутку напоминает, что рано или поздно Костлявая явится за мной, равно как и за другими американцами. Все четыре больших статуи перед магазином «Эзотерика и свечи от Гильермо» в Морелии попирают ногами земной шар, и из всех двух сотен народов, на землях которых можно было бы разместить их костлявые ступни, мексиканские мастера отчего-то выбрали Соединенные Штаты, водрузив фигуры в самом сердце штата Техас. Учитывая, что большая часть арсенала, применяемого мексиканскими наркобандитами во внутренних разборках и против правительства, приобретается именно в Штате Одинокой Звезды, такое месторасположение смерти на глобусе кажется весьма логичным.
Рис. 2.2 Весь мир в ее руке; домашнее святилище Висенте Перез Рамоса, Морелия, штат Мичоакан.