О, так ещё и культ с жертвоприношением - всё более интересно! Дело в том, что хотя церемонию обручения дожей с морем и само название «Бучинторо» (Быкокентавр) связывают с более поздними событиями, однако ряд моментов, причём в сочетании друг с другом, имеет сходство с теми же древнейшими преданиями о царском посвящении, о которых я как-то писал.
Кольцо, брошенное в воду добывает и ирландский Фроэх, перед этим переправившийся через реку за веткой рябины, а на обратном пути схватившийся с каким-то чудищем, потом обручается с королевской дочкой Финдабайр (=Гвиневера).
За кольцом, брошенным в море, ныряет и Тесей, потом сразившийся с Минотавром в лабиринте (который тоже связан с загробным миром, как и переправа через реку и подводный мир). Того же Минотавра и в древности и в средние века часто изображали в виде кентавра (сравни также «зверь Нептуна, похожий на квинотавра» из легенды о рождении Меровея).
Наш Иван добывает кольцо, спрятанное в море, заодно освобождая кита (сравни китоврас-кентавр?). Сравни ещё распространённые в средние века и на западе и на востоке сказания о царе Соломоне и Кентавре (Соломон, очевидно, стал их героем именно из-за своего знаменитого кольца).
Датский Хадинг бьётся в море с неким чудищем, оказавшимся самим Фрейем, а позже спасённая им королевна зашивает ему в рану своё кольцо, а после свадьбы он проходит через загробное царство за некими травами.
Наконец, один спутник Энея перед его спуском в преисподнюю за золотой ветвью, гибнет в схватке с Тритоном в морских волнах (что я связывал с замещающим жертвоприношением, некое жертвоприношение совершает и Хадинг, ирландские короли и тот же Фроэх сами символически приносились в жертву, окунаясь в мясной бульон, отражение чего можно видеть и в гибели Миноса и старого царя из сказки в кипятке).
Пожалуй, стоит покапать в этом направлении. А Вам подробнее источники венецианских легенд об этом чудище неизвестны?
Да мотив-то известный, Персея и Андромеду я бы еще вспомнил, если речь идет о морском чудовище, или более позднюю мифологему святого или ангела - "змееборца".
Вообще впервые мне эта легенда попалась на глаза еще в 90-ые, в какой-то периодике, как бы не в "Вокруг света". Потом ее вспомнили в связи с историей Кобякова городища - http://svart-ulfr.livejournal.com/66201.html Мало что нового по теме появлялось, к сожалению.
А в связи с Венецией привлекло ещё, что там не только жертв в воду кидали, но и за кольцом ныряют, да ещё на Вознесение (другие схожие с царским посвящением черты встречаются как раз в майских и троицких обрядах), может одно с другим не только географически связано..
Похоже, сведения восходят к работе Ж. П. Бурра из сборника Библиотеки «Вокруг света» http://www.ozon.ru/context/detail/id/5022834/ К сожалению, обычно в таких публикациях «лишними» ссылками не балуют, но и то зацепка.
Заключение союза-договора с морем (а шире, наверное, с силами того света), вполне возможно было связано с хозяином местных вод, сравни освобождение кораблей, проглоченных китом в нашей сказке. И название галеры с учётом этого незачем выводить из искажённого buzino d’oro (с чего бы искажать название на собственном языке в малопонятное?). И если уж дать волю воображению, то можно предположить, что при возвращении галеры с церемонии, подавался какой-то знак об успешном её проведении - сравни белый парус, который должен был поднять Тесей в знак победы над Минотавром.
Кстати, изначально этот "крокодил" представлял малоазийского дракона, обитавшего в подземелье и запиравшего воды (прямо как Вритра или змеи у славян), но в Венеции торжество над ним стало символизировать именно морское могущество, а собственно ради этого и церемония обручения с морем проводилась..
Дело в том, что хотя церемонию обручения дожей с морем и само название «Бучинторо» (Быкокентавр) связывают с более поздними событиями, однако ряд моментов, причём в сочетании друг с другом, имеет сходство с теми же древнейшими преданиями о царском посвящении, о которых я как-то писал.
Кольцо, брошенное в воду добывает и ирландский Фроэх, перед этим переправившийся через реку за веткой рябины, а на обратном пути схватившийся с каким-то чудищем, потом обручается с королевской дочкой Финдабайр (=Гвиневера).
За кольцом, брошенным в море, ныряет и Тесей, потом сразившийся с Минотавром в лабиринте (который тоже связан с загробным миром, как и переправа через реку и подводный мир). Того же Минотавра и в древности и в средние века часто изображали в виде кентавра (сравни также «зверь Нептуна, похожий на квинотавра» из легенды о рождении Меровея).
Наш Иван добывает кольцо, спрятанное в море, заодно освобождая кита (сравни китоврас-кентавр?). Сравни ещё распространённые в средние века и на западе и на востоке сказания о царе Соломоне и Кентавре (Соломон, очевидно, стал их героем именно из-за своего знаменитого кольца).
Датский Хадинг бьётся в море с неким чудищем, оказавшимся самим Фрейем, а позже спасённая им королевна зашивает ему в рану своё кольцо, а после свадьбы он проходит через загробное царство за некими травами.
Наконец, один спутник Энея перед его спуском в преисподнюю за золотой ветвью, гибнет в схватке с Тритоном в морских волнах (что я связывал с замещающим жертвоприношением, некое жертвоприношение совершает и Хадинг, ирландские короли и тот же Фроэх сами символически приносились в жертву, окунаясь в мясной бульон, отражение чего можно видеть и в гибели Миноса и старого царя из сказки в кипятке).
Пожалуй, стоит покапать в этом направлении. А Вам подробнее источники венецианских легенд об этом чудище неизвестны?
Reply
Вообще впервые мне эта легенда попалась на глаза еще в 90-ые, в какой-то периодике, как бы не в "Вокруг света". Потом ее вспомнили в связи с историей Кобякова городища - http://svart-ulfr.livejournal.com/66201.html
Мало что нового по теме появлялось, к сожалению.
Reply
Похоже, сведения восходят к работе Ж. П. Бурра из сборника Библиотеки «Вокруг света» http://www.ozon.ru/context/detail/id/5022834/ К сожалению, обычно в таких публикациях «лишними» ссылками не балуют, но и то зацепка.
Заключение союза-договора с морем (а шире, наверное, с силами того света), вполне возможно было связано с хозяином местных вод, сравни освобождение кораблей, проглоченных китом в нашей сказке.
И название галеры с учётом этого незачем выводить из искажённого buzino d’oro (с чего бы искажать название на собственном языке в малопонятное?). И если уж дать волю воображению, то можно предположить, что при возвращении галеры с церемонии, подавался какой-то знак об успешном её проведении - сравни белый парус, который должен был поднять Тесей в знак победы над Минотавром.
Reply
Собственно, крокодил.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment