К.Гундарсон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II

Dec 03, 2012 00:23


(C) перевод svart_ulfr



Художник Анатолий Кудрявцев

Беркано



Гальдра-звук :бббб (глубокое, очень мягкое гудение при почти закрытых губах;губы можно слегка приоткрыть и быстро провибрироваьб звух «ббб», если неприрывно издавать звук для вас будет сложным).

Буква :Б

Береза бесплодна,
но вместо того несет
побеги без семени;
её ветви прекрасны,
высокая крона
дивно покрыта,
нагружена листьями,
неба касаясь.

(С) Англо-саксонская руническая поэма. Пер. А. Колдая

Берёза - покрыта зелеными листьями;
Локи принес удачу в обмане.

(С) Норвежская руническая поэма Пер. С. Гpабовецкого с английской версии поэмы Э. Торссона

Берёза - ветвь в листьях,
И малая поросль,
И юное дерево.

(С) Исландская руническая поэма Пер. согласно редакции Л. Виммера, Н.Топчий

158.Тринадцатым я
водою младенца
могу освятить,-
не коснутся мечи его,
и невредимым
в битвах он будет.

(С) Речи Высокого, пер. А. Корсуна

Руна Беркано, "береза" , - это руна Великой Матери , богине, которой под именем Нертус поклонялись древние германцы; впоследствии она стала известна на континенте под именем Хольды , а в северных странах ее образ разделился на Фрейю и Хель . Эта руна воплощает основу большей части культа Ванов: мифологему богини земли, которая для обеспечения плодородия должна каждый год приносить в жертву своего божественного супруга. В очертаниях Беркано можно увидеть набухшую грудь и отягченное ребенком чрево беременной женщины; также можно увидеть зеркальное отображение совершенно идентичных друг другу женской матки и могилы. Как и Фрейя, Беркана является источником жизни; как Хель -владычица мертвых; как асинья Фригг, - безмолвной носительницей мудрости, - как сказано в Старшей Эдде, "все судьбы Фригг,я думаю, знает, хоть в тайне хранит их" [1]. Внимательно приглядевшись, вы увидите, что каждая из этих богинь несет в себе черты остальных - все они матери, хранительницы судеб мертвых и безмолвные провидицы.

Беркана - руна земли, что получает семена / жертву и удерживает их внутри себя, храня и питая, пока не настанет время снова выпустить их в мир. Это процесс перерождения, уготованный тем, кто не сумел достичь Вальгаллы.

Как руна плодовитости, Беркано особенно властно правит процессами зарождения новой жизни весной, когда сила богини проявляется особенно полно, и божественное чрево выпускает наружу новую жизнь. В ряде северных страх был обычай украшать девушку березовыми ветвями и/или цветами, и вести по деревне на какой-то из весенних праздников, или на Майский день . Это, вероятно, было остатками народной памяти о процессии богини Нертус, когда богиню везли в повозке, и она щедро делилась с землей своей плодородной силой. Ее силы восстанавливались с помощью человеческих жертвоприношений в конце ее поездки, и изучающие фольклор вспомнят множество народных обычаев, которые, судя по всему, являются дошедшими до наших дней атавизмами подобных практик.

Готовиться к приходу весны начинали заранее, и праздник, когда северяне приносили свои дары земле, назывался Зимние ночи , дисаблот (disablot ) («принесение жертвы дисам»),или альфаблот (alfablot) («принесение жертвы эльфам»). Дисы - это «младшие» богини из рода Ванов, как правило, привязанные к конкретному роду или человеку. Часто это умершие женские предки, которые следят за рождением и смертью своих потомков, помогают им советом, или защищают; они тесно связаны с кюн-фюльгями (kinfylgja), и валькириями. Их также описывают как «сопровождающих Норн» , которые «приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою» [2]. Эти создания уцелели и в детских сказках - как феи, приносящие подарки - то есть записывающие вирд - на крестины младенца.

Как руна «появления на свет» , Беркано очень сильна в качестве порождающей силы как таковой, и в Младшей Эдде говорится о том, что «слои» судьбы, заложенные при рождении (становлении), остаются значимыми на протяжении всей жизни. Об этом же говорится в «Речах Высокого» . Окропление животворящей водой - древний языческий обычай; в данном случае, магическая подоплека состоит в том, чтобы оградить ребенка, только вступающего в жизнь, при помощи руны Беркано, и эта защита останется с ним на всю оставшуюся жизнь, потому что была вписана в его орлог, став первым слоем его вирда.

Беркано - руна кургана как такового, и проводимых в нем инициаций. Курган в данном случае выступает эквивалентом атанора алхимиков, печи или утробы, в которой происходят преобразования.

К Беркано обращаются в женской практиках, связанных с магией плодородия, а также в женских мистериях. Особенно действенна она во всех случаях, связанных с рождением и воплощением.

Эта руна эффективна для обращения к дисам : вы сможете призвать их для защиты, или попросить их мудрого совета - подобно тому, как сам Один нередко обращается к мудрости Фригг .

Беркано используется для того, что укрыть от злых сил, защитить и воспитать, особенно это касается детей. Эта руна неплоха для пассивной защиты.

Во вредоносных практиках при помощи Беркано можно призывать Богиню в ее облике Могилы-Матери , или пожирающей трясины.

Беркано - руна скрытых преобразований и роста.

В ритуалах, Беркано связывается с необходимостью хранить молчание и с темной тканью, в которую заворачивают магические орудия перед их применением, или в процессе создания. Лучше всего для этой цели использовать льняные ткани , а лен тесно связан с Хольдой, как позднее германцы именовали Нертус.

Применяемая вместе с другими рунами, Беркано хранит в тайне их работу до тех пор, пока их совместный результат не будет готов к окончательному воплощению.

Камень связанный с Беркано - это кусочки окаменелой ископаемой смолы , которые демонстрируют защитные свойства и скрытный характер этой руны. Говорят, что их можно использовать для исцеления от всевозможных женских болезней.

Беркано: медитация

(навеяно стихотворением Шимуса Хини)[3]

Вы стоите подле невысокой каменной ограды, заросшей гроздьями ежевики, спелые темные ягоды клонятся к земле. Осторожно сдвинув лозы с ягодами в сторону, вы подтягиваетесь и перелезаете через стену. По другую сторону ограды вы видите низкорослые бурые камыши и покрытое зеленым дерном болото, на нем местами чернеют вырезанные квадраты торфа, - там по болоту прошлись торфорезы. Торф хлюпает под ногами, когда вы держите путь через болото, тщательно выбирая путь; избегая зарослей болотного нивяника с его белыми цветами, и хлюпающих бочагов, вы держитесь неровных гранитных плит, указывающих безопасный путь. Гранитные глыбы омывает маленький родничок, струя которого поднимается и опускается, по мере того, как плиты уходят вниз под вашим весом. Почва вокруг предательски ненадежная. Небольшой источник впадает в безмолвный черный пруд, похожий на жертвенный котел, чье нутро открыто серому небу. То там, то здесь зеленый мох окрашен бурыми и охряными пятнами, - словно кровью, давно пролитой на болоте, и закисшей в глубинах земли. Семена и листья болотных растений падают в трясину и гниют в ее глубинах: сами растения получают пищу из болотного гумуса, слои которого лежат под водой, где его не потревожит никакой звук.

На низкой, поросшей моховой бородой груде камней, недалеко от тропы, вы видите какой-то зеленый горб. Вы наклоняетесь и протягиваете к нему руку. Клочья моха остаются на пальцах, открывая взору испачканную торфом деревянную рукоять и ржавое лезвие старой лопаты торфореза. Когда вы беретесь за черенок, лопата крошится в руках, и мягкие рыжие комья осыпаются в болото. Вы отправляете уцелевшее лезвие назад в яму, и трясина медленно засасывает его. Камыши вокруг пирамиды дрожат. Вы видите, как из болота медленно возникает длинная палка - потемневшая за многие годы пребывания в мутной от торфа болотной воде. На конце она разветвляется, и кажется, что в нижней ее части, еще скрытой от глаз игрой теней, вырезана фигура высокой, длинноногой женщины. Вы стоите, молча глядя на тень спрятанной в этих водах богини.

Вы осторожно идете дальше, опираясь на раздвоенную палку. Постепенно ваши ноги вязнут в болоте, что неотвратимо тянет вниз, в свою утробу, которая грозит стать вашей могилой .Хотя вы сопротивляетесь изо всех сил, освободиться от этой хватки не удается. Холодная грязь засасывает ноги, дюйм за дюймом поглощая вас. Как это странно - прежний мир остается над вами, а вы опускаетесь вниз, попав в торфяной плен.

Трясина уже смыкается над головой, а вода не дает вздохнуть, как вдруг вы чувствуете под собой еще чье-то тело, - другого несчастного, который покоится прямо под вами, чье тело много сотен лет хранил от тлена торф. Это женщина в свадебном платье, ее тело пробито дубовым колом,- это он так долго держит ее между землей и водой. Вы понимаете, как долго спит она здесь, под дерном, под каменной пирамидой и каменной стеной. Вы чувствуете, как сама смерть таится в воде, темной от торфа, что хранит кожу утопленницы от разложения - и эта вода сочится сквозь вашу кожу. Клад жизни, живительный воздух, оберегаемый вашим сжимающимся тазом, похож на корни и зерна, что хранит желудок; грудь сморщивается, как мягкий лен или мех, и укрывает их. Тепло неисчислимых рассветов и холод тысяч ночей будут медленно сменять друг друга, но до глубин, в которых вы пребываете, не доходят ни хлопья снега, ни лучи солнце. Ваш мозг погружается в сон, он медленно начинает гнить внутри покрытого пятнами торфа черепа, укрытого еще темными кудрями, перехваченными золотым обручем, из которого постепенно вываливаются украшающие его самоцветы. Погруженное в болото, в эту бесконечную мягкую тьму, ваше тело постепенно меняется, становясь темным и шершавым, как кора мореного дуба, и вечным, словно янтарь.

Проходит новая зима, неспешная и холодная, и снова солнце начинает медленно прогревать болото, и под его лучами постепенно прорастают некоторые из семян. Вы также чувствуете их пробуждение, поднимаясь над неподвижном телом, покоящимся в недрах болота, раздвигая темный торф и медленно поднимаясь вверх, в блеске Солнца. Над болотом качает ветвями береза, и черный пруд вокруг отражает вас, словно зеркало. Вы - юная, золотоволосая девушка, чью наготу скрывают лишь березовые ветви и цветы. Там, куда вы протягиваете руку, еще бурое после зимы болото покрывается зелеными ростками. Вы идете прямо по трясине, маленькие босые ноги чуть касаются предательского торфа и скрытых бочагов, а вокруг вас разливается неудержимым потоком новая жизнь, которую вы принесли на проснувшуюся землю.

Когда вы уже обошли болото, вы останавливаетесь, увидев торчащую из болота раздвоенную, темную палку - символ Богини. Когда вы с почтением склоняетесь перед ней, с ее срываются несколько капель чистой родниковой воды, и падают вам на голову.
Постепенно вы возвращаетесь в свое тело, ноги твердо стоят на земле - познавший тайну сокрытия и рождения, что навсегда останется с вами, благодаря руне Беркано.

руны, Гундарсон, книги, мои переводы, Боги, язычество, колдовство, германцы, викинги, алхимия, Скандинавия

Previous post Next post
Up