(C) перевод
svart_ulfr Художник Анатолий Кудрявцев
Тиваз
Гальдра-звук : тью-тью-тью (по аналогии с «немного» (few), краткое и резкое)
Буква :Т
Тир - звезда,
веру крепит в атлингах,
не собьется с пути,
туманы в ночи
ей не помеха.
(С) Англо-саксонская руническая поэма. Пер. А. Колдая
Тюр - однорукий среди асов;
кузнец должен часто бить молотом.
(С) Норвежская руническая поэма Пер. С. Гpабовецкого с английской версии поэмы Э. Торссона
Тюр - Ас однорукий,
И Волчий объедок,
И храмов владыка.
(С) Исландская руническая поэма Пер. согласно редакции Л. Виммера, Н.Топчий
157.Двенадцатым я,
увидев на дереве
в петле повисшего,
так руны вырежу,
так их окрашу,
что он оживет
и беседовать будет.
(С) Речи Высокого, пер. А. Корсуна
Очертания руны Тиваз напоминают нам о копье - оружии небесного бога-отца и владыки побед. Силуэт однорукого божества с поднятым копьем встречается среди древних индоевропейских наскальных рисунках, и очевидно, что на них изображен Тюр или Тиваз, ранняя форма имени которого родственна латинскому слову Деус (Deus), греческим теос (theos) и Зевс (Zeus). Первоначально Тюр занимал самое высокое место в божественном пантеоне, будучи небесным отцом, а также владыкой законов, доблести и войны. Только когда человечество узнало о рунах и об их могуществе, Всеотцом стал Один, вобрав в себя некоторые черты Тюра - впрочем, не противоречащие полностью его собственной природе. Именно из этой ассимиляции берут начало корни некоторых одинических практик, связанных с применением копья, в частности метание копья во врагов, дабы «отдать их Одину» . Однако большинство черт Тюра настолько отличается от личности Одина, что возможность какой-либо ассимиляции невозможна, и хотя в записанных мифах образ Тюр встречается достаточно редко (возможно, в следствии заменой его в некоторых местах на Одина), он оставался достаточно важной фигурой скандинавского язычества.
Руна Тиваз похожа на Эйваз и Эльхаз - как и они, Тиваз изображает в первую очередь центральный «мировой столп»; но там, где Эйваз показывает слияние низшего и высшего, а Эльхаз показывает их связь, Тиваз показывание разеление мира на «небесное» и «земное» . Торссон отождествляет Тиваз с Ирминсулом язычников-саксов: исполинским столбом, что держит небо [1]. Один по природе своей биполярен; Тюр же напротив, одноплярен, что подчеркивает важнейшее его свойство- беспристрастность: прекрасное подтверждение того, что Тюр связан с единственным курсом действий, в отличии от постоянно изменчивого Одина.
Тиваз - это руна стабильности и упорядоченной силы. Упомянутая в Англо-саксонской рунической поэме «звезда» , скорее всего, является Полярной звездой , которая всегда служит единственно правильным показателем направления.
Одним из важнейших аспектов руны Тиваз служит ее социально-религиозный характер, как руны Закона. Эта руна связана с тингом - общим собранием, на котором вершилось правосудие и принимались общественно важные решения, - и в этом аспекте Тиваз дополняет руну Райдо. Этот аспект виден в мифе о Фенрире Волке . Тюр должен взять на себя всю тяжесть борьбы с Волком, как воплощением сил Хаоса и главным врагом мирового порядка (Фенрир принесет смерть самому Одину в день Рагнарека, поскольку Волк - часть собственной природы Всеотца; это орлог, выбранный Одином для себя). Невзирая на то, что данную Фенриру божественную клятву Тюр нарушил для блага всех живущих, ему пришлось заплатить за свой обман, поскольку он выступает в качестве бога клятв, чести и абсолютной справедливости.
Тиваз - основная рабочая руна для тех, кто еще не слишком опытен в рунических практиках. Обычным было ее применение воинами, и валькирия Сигрдрива учит этому Сигруда - «дважды пометь именем Тюра» [2] Руну наносили на рукоять меча, чтобы его владелец был честен и мужественен, и на одну, или же на обе стороны клинка - чтобы наполнить его победоносной силой Тюра. Бой нередко расценивался как судилище (в Средневековье были подробно разработаны правила судебных поединков), и таким образом, использование в бою руны Тейваз делало воина достойным, гарантируя, что его высоко оценят, и благодаря этому он выиграет бой.
К Тейвазу прибегают, если человек нуждается в абсолютном правосудии, а также чтобы усилить какой-то предмет, или человека в нашем физическом мире, наполнив его духовной силой и добродетелью. Тейваз - это просьба о победе, и одна из самых могучих рун для непосредственной работы с земными проблемами, а также для магической борьбы.
В личной сфере, Тейваз развивает мужество, силу и честь. Она заставляет вас осознать свой долг перед другими, - особенно там, где общественный порядок каким-то образом нарушен. Тейваз может помочь в обеспечении стабильности, он способен обуздать все непокорное и вредоносное внутри нас, пока не найдется той силы, что сможет объединить эти качества в единое целое, и сумеет направить на наше благо (Вуньо). Также руна Тейваз применяется для достижения и поддержания порядка.
Во вредоносных практиках, Тейваз вызывает в человеке жестокость, предрассудки и утрату чувства перспективы. Его можно применить непосредственно против другого человека, в «защитно-наступательной» магии (пресловутое «бросание копья в противника» ) - но только в случае, если такой поступок действительно справедлив.
При помощи Тейваз можно заставить кого-то выполнить обещанное, или подчинить любую «сырую» энергию.
В ритуалах, Тейваз отождествляется с центральным столпом храма, или его символическим изображением.
С Тейвазом связывают гелитроп и гематит - оба они наделяют мудростью, а также даруют силы в бою, - и рубин , связанный с лидерскими качествами и воинской мощью. Особенно подходит к этой руне звездный рубин .
Тейваз: медитация
Вы плаваете в том, что представляется средоточием абсолютно бесформенного хаоса. Переменчивые формы вокруг никак не могут принять завершенных очертаний, они стремятся отделиться от порождающей их беспокойной массы - и рушатся обратно в нее, их границы размыты и сливаются друг с другом. Странные звуки, грохот, ворчание и хлюпанье наполняют это аморфное и переплетенное месиво. Вы мечтаете о чем-то твердом, чтобы поставить ноги, о свете более ярком, чем мгновенно гаснущие вспышки, что возникают то тут, то там в раскинувшемся вокруг море хаоса, и о чистом воздухе, вместо отвратительной мешанины из пыли и зловонного тумана.
Подняв глаза, вы видите серебряную вспышку - очередную по счету в этом бурлящем океане безумия. Вы уже готовы к тому, что она мигнет и погаснет, как и ее предшественники, - но она разгорается все сильней и сильней, единственная неподвижная звезда, светящая прямо вниз, сквозь движущуюся бесформенность. И вот уже светлеет бурлившая под ногами жидкость, корчась и превращаясь сперва в вязкую грязь, а потом и в твердую землю, и очищается воздух. Единственный звездный луч превращается в исполинский столп света, что держит темно-синий небесный свод над новообразованной землей. Вы глубоко вдыхаете чистый воздух, любуетесь звездой и радуетесь твердой земле под ногами.
Позади вас слышится рычание. Оглянувшись, вы видите волка размером с лошадь, прыжками несущегося по направлению к вам; клыки зверя сверкают в звездном свете. За ним остается вихревой след, кажется, следом за хищником вслед несется сам Хаос. В последний момент волк меняет направление бега, и вы видите, что он собирается напасть на столб, который удерживает небо. Вы отчаянно ищете взглядом хоть какое-то оружие, но все, что вы видите - это лежащая у подножья столба веревка. Вы хватаете веревку и поворачиваетесь лицом к волку. Хищник, рыча, отступает, но затем прыгает прямо на вас. Шагнув в сторону, вы набрасываете веревку ему на шею и, убедившись, что петля надежна, крепко тянете за оба конца, пытаясь задушить волка. Хотя он изо всех сил рвется, швыряя вас из стороны в сторону, зверь не в силах разорвать веревки или достать вас своими клыками. Наконец задушенный волк падает на землю, и вы довершаете дело, связав ему лапы и плотно обмотав веревкой челюсти.
Вновь раздается низкое рычание - обессиливший, вы не сразу понимаете, что зверь еще не пришел в себя. Звук идет от пары одетых в звериные шкуры мужчин, что движутся по равнине к вам. Они в ярости кусают свои круглые щиты, щепки разлетаются в разные стороны, а бороды их заливает пена. Теперь у подножья колонны вы видите прислоненные копье и меч. Не задумываясь о своевременности такого подарка, вы хватаете копье и с силой метаете его во врагов. Оно вонзается одному из них в грудь, и тот валится навзничь. Другой бежит к вам, в своем безумии испуская волчий вой. Вы подхватываете меч и шагаете вперед, чтобы сразится с оставшимся противником.
Когда меч встречается с топором берсерка, удар оказывается таким сильным, что вас отбрасывает прямо к столбу. Недруг прыгает вперед и снова атакует, но вы чувствуете, что сияющая в поднебесье звезда наполняет вас силой, способной отразить его удар. Прислонившись спиной к колонне, вы продолжаете бой, и очень долго никто не может взять верх. Постепенно безумная ярость, питающая силу врага, покидает берсерка, но сила, наполняющая вас, по-прежнему надежна. Последним ударом вы выбиваете топор из рук противника. Он стоит и тяжело дышит, свирепо глядя на вас, и словно бы думает о том, как напасть снова. Вы могли бы нанести еще один, смертельный удар, но знаете, что убить безоружного человека - это бесчестно.
Силы оставляют берсерка, он валится на землю и теряет сознание. Вы отходите от столба и поднимаете голову и руки к звезде, благодаря ее за дарованную победу. В этот миг из столпа света выходит высокий, суровый человек, с свисающей на грудь золотой бородой. В левой руке у него копье; вместо правой - бесформенный кровоточащий обрубок. Тир кивает головой, и с усмешкой показывает на ваш меч. Вы вскидываете меч перед собой. Наконечником копья, Однорукий ас трижды рисует руну Тиваз - на лезвии и на рукояти меча, и у вас на лбу. Нанесенные божеством руны светятся красным светом