К.Гундарсон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II

Nov 26, 2012 03:17


(C) перевод svart_ulfr



Художник Анатолий Кудрявцев

Эйваз



Гальдра-звук : эй (произносится как «ай» в слове «ездить» (ride), долгое, стабильное и мощное, сразу же превращается в устойчивый и поднимающийся звук.

Буква : Этот знак может обозначать «Эй», но в целом он больше похож на магический символ, чем на букву, и его фонетическое значение не определено

Тис снаружи
грубое дерево,
тверд и крепок в земле,
хранитель огня,
корнями крепится,
радость поместья.

(С) Англо-саксонская руническая поэма. Пер. А. Колдая

Тис - самое зеленое дерево зимой;
часто слышится пение, когда он горит.

(С) Норвежская руническая поэма Пер. С. Гpабовецкого с английской версии поэмы Э. Торссона

Тис - изогнутый лук,
И колкость железа,
И былинка Фарбаути.

(С) Исландская руническая поэма Пер. согласно редакции Л. Виммера, Н.Топчий

Тис держит все.

(С) Нормандская азбука, пер. А.Блейз

Руну Эйваз, «тис» , связывают с силой одного из самых таинственных и волшебных деревьев, известных германским народам. Древесина вечнозеленого (что само по себе вносило большой вклад в германское мировоззрение), и хорошо известного германцам тиса служила лучшим материалов для изготовления магических жезлов, да и талисманы, если они должны были вырезаться из дерева, чаще всего делались именно из тиса. Как и соединяющий воедино все мироздание Иггдрасиль, тис поистине являет собой «древо магии», ведь нет ни одной руны, природы которой он не содержал бы в себе. Исходя из этого, самопожертвование Одина на Мировом древе становится чуть понятнее: только обратившись к силе тиса, Всеотец смог узнать руны, что служат ключами к сути самого бытия во всей его полноте. Как поворотная точка рунического круга, Эйваз хранит в себе все руны Футарка. «Грубое дерево» снаружи и, пожалуй, наиболее трудная для полного понимания руна, Эйваз - это "хранитель огня": потаенной, но содержащей всю силу рунической премудрости. Если Йера воплощает взаимодействие противоположностей и постепенный рост понимания, то Эйваз олицетворяет слияние противоположностей и подобную молнии вспышку, обозначающую успешное завершение инициации. Тис до сих пор, согласно народным верованиям, считается деревом смерти, и посаженные на кладбищах тисы служат лучшим тому подтверждением. По народному поверью, тис способен «притягивать» души мертвых. В этих представлениях таится, пусть и в достаточно огрубленной форме, основная тайна руны Эйваз, и, как это можно с уверенностью предположить, - последний невысказанный секрет Одина.

На простейшем уровне, тис понимается как дерево смерти потому, что он очень ядовит. Тис в буквальном смысле смертельно опасен для человека - в первую очередь это касается, конечно, употребления в пищу его коры, листвы и ягод, но и просто прилечь под этим деревом может быть рискованно из-за выделяемых им токсинов. Однако яд тиса,- и это было прекрасно известно колдунам и алхимикам, - был источником большой силы. Так алхимики, путем очищения, получали из яда лекарственное средство; колдуны использовали яд, должным образом приготовленный, как средство для инициаций и получения бессмертия, причем эффективность снадобья в равной степени зависела как от изготовителя, так и от самой процедуры приготовления. Тис демонстрирует свою власть над жизнью так же, как и над смертью. Это вечнозеленое дерево живет, когда другие деревья на первый взгляд умирают, и кажется, что сила его яда не позволяет роду людскому быть бессмертным. В этом и заключено слияние жизни и смерти, основа могущества руны Эйваз. Самопожертвование Одина на этом дереве - это инициация через смерть, пройдя которую он получает власть как над жизнью, так и над смертью, и возвращается из царства мертвых как могущественнейшей из богов.

Форма написания руны Эйваза в Старшем Футарке совершенно не похожа на Эйваз из Младшего Футарка, и складывается впечатление, что она вообще не использовалась в письменности как-либо еще, помимо магического символа, в отличии от других рун, использовавшихся как в магическом, так и в фонетическом качестве. После размышлений о природе этой руны, мы вправе опровергнуть утверждение Гвидо фон Листа , что последний секрет «Речей Высокого» заключен в любой свастике ( fyrfos ), или же заменяющей ее руне Гебо [1] В Младшем Футарке шестнадцать рун; списки «Речей Высокого» содержат восемнадцать заклинаний, таким образом можно предположить, что либо две из рун Старшего Футарка сохранились как магические знаки (но не как буквы), или же два пункта были добавлены в списки позднее. В последних строках Один говорит:

163 .Восемнадцатое
ни девам, ни женам
сказать не смогу я, -
один сбережет
сокровеннее тайну, -
тут песня пресеклась -
откроюсь, быть может,
только жене
иль сестре расскажу.

(С) Речи Высокого, пер. А. Корсуна [2] . Сначала Один отказывается сообщить заклинание любой женщине, он не откроет его «ни девам, ни женам»; затем говорит, что возможно, откроет этот таинственный женский принцип «только жене иль сестре» . Здесь угадывается определенный намек на инцест с сестрой, хотя сестры у Одина нет. Ответ на этот вопрос таков: бог говорит о синтезе, связанным с руной Эйваз: любовницы/сестры, как собственной женской природы Одина, которая не воплощена как самостоятельное женщина, и соответственно, не может быть в мире «ни девой, ни женой» , и одновременно с этим все же является женой, а так же сестрой Всеотца. С этим синтезом, пожалуй, связаны и неизвестные никому на свете слова, которые Один прошептал на ухо мертвому Бальдру, слово «что потаенно ты сыну сказал!»[3] Это сила бессмертия, но не в качестве постоянного бегства от смерти, а как признания и слияние ее с жизнью, что и показывает нам тис в разных своих аспектах. Эйваз - это руна воли, которая переживает смерть и возрождается снова и снова, жизни, таящейся в смерти, подобно огню, скрывающемуся под грубой и холодной тисовой корой. Это руна, при помощи которой Лиф (Жизнь) и Лифтрасир (упрямая воля к жизни), спрятавшись в корнях Иггдрасиля, переживут Рагнарек, после которого они смогут выйти из укрытия и снова заселить родом людским новые земли. Это символ, обозначающий возрождение силы и памяти, которые переживут гибель физического тела. При помощи этой руны Бальдр , на время заточенный в царство Хель, способен оживить себя и Хёда и возродится после Рагнарека.

Эйваз изображает ствол Иггдрасиля, соединяющий Хель и Асгард, дракона Нидхегга в древесных корнях и орла, восседающего на вершине. Истинный витки изображает свою силу как нечто единое, простирающееся от корней до самой кроны Мирового древа; он/она объединяет, подобно самому Одину, силы света и тьмы в единое целое.

Эту руну так же связывают с Уллем , богом зимнего неба, живущем в Идалире ( «долине тисов» ). Оружие этого бога, призванного защищать воина в поединках, тисовый лук.

Эйваз часто наносят на разного рода жезлов и посохов - возможно из-за его связи с Мировым древом как местом рунических инициаций, или же из-за представлений, что заклинания, нанесенные на палочку, будут действовать с такой же силой, как выпущенная из тисового лука стрела.

Эйваз можно применять для отправки «сообщений» по стволу Мирового древа, направляемых как вверх, так и вниз. Само название Иггдрасиль означает «конь Игга» (т.е. Одина); виселицу называли “лошадью повешенных” . С помощью этой руны вы можете говорить с мертвыми и учиться у них мудрости, как это делает сам Один, или обратиться к ним, если это настолько необходимо, и если другие методы помочь вам не в состоянии. В эддических стихах рассказывается, как Один отправился к кургану пророчицы в восточной части царства Хель, чтобы поговорить с ней, и покойница жалуется ему на «нелегкий путь» , который Владыка Асов вынудил ее преодолеть [4]. И этот путь, и сам вызов лежат в сфере Эйваз. Это также руна защиты, которой вы обозначаете границы горда, огороженного пространства, «подвижный щит», в отличии от неперемещаемого защитного круга (Одаль). Призвание мертвых в Мидгард - верный способ вызвать их гнев, как это описано в «Саге о Хаддинге» (Hadding’s Saga), где гневные духи разрывают на клочки призвавшую их ведьму, несмотря на всю ее защиту. Применение Эйваз во вредоносной магии как руны смерти, дарующей власть над мертвыми, выглядит достаточно очевидным.

Эйваз укрепляет волю витки. Эта сила, которая хранит память и намерения даже после смерти, она же возрождает их; эту силу можно использовать для получения мудрости и силы от предков. Вы можете учиться и у других мертвых, не являющихся вашими родственниками, и у тех, чье могущество и знания были переданы вам и ждут своего часа в недрах вашей собственной души
Эйваз - это контроль над продолжением жизни, связанный как с половым актом, так и с личной смертью, включающий в себя как экстатическую потерю сознания, так и физический отказ от жизненной силы. В ритуальных практиках Эйваз, будучи руной «инициации через смерть», проявляется в нашем теле как «спинальный огонь» , [5] кундалини , отвечающая за контроль над физическим оргазмом. Эта руна также графически изображает стойкость витки и силу его намерений, пронзающую все миры, от самого нижнего до самого высокого, и воплощение всего спектра его/ее магической силы в волшебной палочке. Эйваз также можно понимать как щит, особенно в случае магического поединка, когда на помощь и для защиты витки призывается Улль. Вы также должны помнить о том, что одно из величайших свойств Эйваз - это защита души от всех трудностей. Эта руна управляет на всех уровнях глубокими, сильными и внезапными трансформациями. Эйваз можно применять для хранения и передачи силы.

Камень, хорошо работающий с руной Эйваз, - это дымчатый кварц , который, как и обычный кварц показывает «хагалаз-структуру» Мирового древа, но дополняет ее скрытым природным огнем, который затемняет кристалл и наделяет его способностью к трансформации. Дымчатый кварц также используется для развития и контроля над спинальным огнем.

Эйваз: медитация

Вы бредете по зимнему лесу.

Вокруг скрюченные силуэты голых деревьев, покрытых черной и темно-серой корой. Под ногами хрустит мертвая трава. Вскоре лес заканчивается, и вы выходите в утопающее в сугробах поле, где к северу от вас в молчании высятся каменные курганы. Забеспокоившись, вы прибавляете шаг; всем известно, что такие курганы - не лучшее место для живого человека, особенно вечером, когда высокое серое небо стремительно начинает темнеть.

Впереди себя вы видите высокое одинокое дерево, и вскоре можете разглядеть красные ягоды среди темно-зеленой хвои. Подойдя ближе, вы замечаете лук и одинокую стрелу, что стоят прислоненные к небольшому каменному колодцу у подножья дерева.

Небо темнеет, курганы скрывают странные тени, застившие поле. Позади раздается какой-то тихий шорох. Вы быстро оглядываетесь, но подле вас никого нет. Вы бегом устремляетесь к тису и хватаете лук и стрелу.

Оглядываясь вокруг, вы тщетно напрягаете глаза, пытаясь разглядеть нечто, идущее сквозь тьму за вами. Еще мгновение ничего не происходит, а затем среди камней словно бы открывается решетка, и луч бледного, призрачного света вырывается из недр кургана. Свет осеняет какую-то фигуру - это высохший коричневый труп исполина: его черные ногти больше напоминают толстые когти. Бледные клочья погребальных одежд свисают лохмотьями с жилистых рук, а костлявые пальцы до сих пор украшают золотые кольца. Медленно и неуклюже, но довольно устойчивой походкой драуг движется к вам, а его похожие на две луны глаза наполняют вас страхом. Вы хотите убежать от надвигающейся угрозы, но дерево за спиной мешает побегу, удерживая вас на месте. Преодолев еще одну толику пути, драуг протягивает к вам руки, как будто хочет обнять. Вы вскидываете лук, кладете стрелу на тетиву и отправляете ее в смертельный полет. Она пробивает высохшую кожу драуга и входит меж его ребер. Свет, окутывающие тело мертвеца, гаснет, и вы слышите, как стучат друг о друга его кости, падая в ледяную траву.

Пораженный мощью лука, вы снова оттягиваете тетиву назад, насколько это возможно. Вдруг вы слышите слабое потрескивание. Прежде, чем вы успеваете отбросить его, лук ломается, сухожилия захлестывают шею и душат, а зубчатый конец лука, словно нож, пробивает тело и вонзается в кишки, наполняя их жгучей болью, разливающейся по телу как огненный яд. Ваши ноги болтаются в воздухе, вы намертво пригвоздили себя тисовым копьем к дереву, а вокруг шумит могучий ветер.

Боль медленно сменяется нечувствительностью. Ваш взгляд темнеет и проясняется, когда вы смотрите вниз, в царство Хель, раскинувшееся далеко-далеко внизу, у самых корней древа, на котором вы висите. Вся земля внизу черная и серая. Мертвецы медленно движутся по ней, сверху напоминая жуков; на ком-то из них, сравнительно свежем, можно различить следы болезни или кровоточащие раны, кто-то совсем зеленый или черный с гнилью, а от некоторых и вовсе остались только голые кости. Змеи грызут корни дерева, словно личинки - мясо. Гораздо ниже вы видите свое отражение: мертвый висельник с почерневшим лицом, язык торчит наружу, а кружащие вокруг вороны выклевывают куски мяса. Наверху, в самой кроне дерева вы видите сияющего орла, благородную птицу, восседающую над крышей золотого чертога, который светится, будто драгоценный камень. Вы висите на полпути между царством Хель и небесным чертогом, а ветер сечет ваше тело.

Далеко внизу, у самых корней дерева, вы различаете искру, поднимающуюся вверх по стволу из самого логова змей. Искра разрастается, подобно большому пожару, и бьет вверх, пронзив ваше тело, как молния. Вы беззвучно кричите, когда слепящая вспышка проходит через вас. В сиянии белого света вы видите все руны, горящие красным светом, наполненные силой; словно раскаленное клеймо, они прожигают все ваше существо. По всему древесному стволу прокатывается огненный поток, вознесшийся от змей к орлу, и низринувшийся обратно.

Благодаря текущей внутри вас силе, вы с легкостью избавляетесь от петли на шее, вдыхая огонь, чтобы исцелиться от разрушительных для тела последствий вашей смерти. Поддерживая себя с помощью тисовой палки, чтобы переждать пронзающую тело боль, вы стоите в форме руны Эйваз - руки направлены вниз, а ноги согнуты; вы овладеваете бушующим внутри огнем, медленно загоняя его вглубь тела, подобно тому, как огонь проходит сквозь дерево и исчезает во тьме под грубой корой. Если вы перестали чувствовать пламя, а на смену ему пришло тепло, то вам пора вернуться в свое тело, сознавая, что всегда сможете контролировать скрытые силы с помощью руны Эйваз.

руны, Гундарсон, книги, мои переводы, Боги, язычество, колдовство, германцы, викинги, Скандинавия

Previous post Next post
Up