К.Гундарсон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II

Nov 18, 2012 03:21


(C) перевод svart_ulfr



Художник Анатолий Кудрявцев

Йера



Гальдра-звук :ийе (как в слове «год» (“year”)

Буква :Джей, Уай(помните, что в чисто германских языках, таких как немецкий и староисландский, J всегда произносится как Y)

Урожай людям надежда,
как бог то позволит,
святой царь небесный,
так приносит земля
плоды свои славные
благородным и бедным.

(С) Англо-саксонская руническая поэма. Пер. А. Колдая

Урожай приносит прибыль людям;
я говорю, что Фроди был щедр.

(С) Норвежская руническая поэма Пер. С. Гpабовецкого с английской версии поэмы Э. Торссона

Год урожайный - благо людское,
И доброе лето,
И поле проросшее.

(С) Исландская руническая поэма Пер. согласно редакции Л. Виммера, Н.Топчий

155. Знаю десятое,-
если замечу,
что ведьмы взлетели,
сделаю так,
что не вернуть им
душ своих старых,
обличий оставленных.

(С) Речи Высокого, пер. А. Корсуна

Сама форма руны Йера наглядно демонстрирует нам ход мысли германских народов в отношении годовых сезонов и их взаимодействия, особенно это касается различных аспектов сельского хозяйства. Тевтонский год делится не на привычные нам четыре времени года, а лишь на два - зиму и лето, которые непрерывно сменяют друг друга. Собранный летом урожай составлял запас пищи на зиму. В начале зимы сажали семена, вызревавшие в течении сезона под землей, для того, чтобы взойти с приближением лета. Имя руны, означающие буквально «год» , обозначает не только год как единицу времени, но и хороший год, принесший богатый урожай - ведь все посадки, уход и жатва были осуществлены точно в срок, в соответствии с погодными изменениями и растительными циклами. Взаимоотношения между руной Райдо и выполнением задач, которые ставит перед нами Йера, очень просты. Как и Райдо, Йера представляет собой руну солнечного цикла - только Йера - это руна годового цикла, а Райдо - руна цикла дневного.

Альтернативная форма руны Йера напоминает иное начертание руны Ингуз : знак, изображающий полноценный мужской член (как противоположность Ингузу в Старшем Футарке, который изображает кастрированного мужчину).Это указывает нам на важнейшую функцию бога Фрейра , который привносит в бытие что-то новое: Фрейр выступает здесь как Владыка Мира. Хотя модели циклического роста в большей степени «женские», и выступают до известной степени как антиподы «мужского» прямого динамического развития, они нуждаются в мужской оплодотворяющей силе, воплощенной Фрейром, чтобы полностью воплотиться в жизнь. Иная форма начертания руны Йера представляет собой прямую, замыкающуюся в круг, - и таким образом руна иллюстрирует еще один способ взаимодействия противоположностей.

В некотором смысле, Йера может выступать в роли своеобразного «тевтонского Инь-Яня» , показывая взаимосвязь огня (лето) и льда (зимы), не в качестве враждующих противоположностей, а как взаимодействующих дополнений. Только «сырые», первичные энергии огня и льда, оказавшись вместе, вступают в противоборство. Йера демонстрирует их позитивное взаимодействие в пределах Мидгарда, усмиряет их буйство с помощью вторичных элементов, таких, как вода, воздух и земля. От классического восточного «Инь-Янь» Йера отличается тем, что показывает это единство противоположностей не в виде круга, а в форме спирали, каждый виток которой, в свою очередь, приводит к дальнейшему росту в целом. Это проистекает из представления о том, что каждое действие или произошедшее событие накладывает свой отпечаток на последующее и формирует его; вы не можете вернуться в начало, так как пребываете в круге. Йера показывает бесконечный циклический рост и процессы благотворных изменений, которые, в их высшей форме, можно сравнить с ростом «зерна», которое заронили в человечество боги, и которое способно наделить нас мудростью и силой наших благочестивых предков.

Йера воплощает естественное развитие духовного понимания, которое не может быть поспешным или же принудительным. Это руна терпения и понимания, пребывающих в гармонии как с вашими внутренними изменениями ( "семя" ), так и с изменениями окружающего мира ("времена года" и "погода"). Йера - это не удовлетворение текущих и сиюминутных потребностей, но руна долгосрочного планирования и процесса обеспечения реализации ваших замыслов, осуществляемого изо дня в день.

В магии Йера используется для воплощения в жизнь вашей воли, - но воплощения, действующего медленно и естественно: этот процесс почти всегда более эффективен и желателен, нежели принуждение к изменениям еще неготовый к ним мир. Как и Наутиз, Йера связана с первоначальным значением слова Вирд - «вращаться» ; однако Наутиз - это сила оборота, или, наоборот, «контр-оборота» Вирда, а Йера - это сила, осуществляющая поворот вместе с потоком Вирда, осуществляющая в нем медленные и незаметные изменения, которые можно увидеть только тогда, когда они воплощаются в бытие.

В личной сфере Йера применяется для развития вашего понимания и помогает в поиске правильного времени для проведения ритуалов, особенно это касается инициаций. Йера помогает определить, когда приходит время для усложнения или большей интенсивности ваших магических практик, - сообразно тому, насколько вы действительно готовы к этому. Также эту руну можно использовать для разработки наших потенциалов, которые как семена ждут своего часа внутри каждого из нас, и требуют длительного «ухода» и ежедневного стремления получить от них «урожай». Йера применяют и для достижения успеха в задуманном нами.

Во вредоносных практиках Йера может применяться, чтобы достичь худших слоев чьего-либо Вирда и осуществить их, или для развития семян саморазрушения, которые также ждут в ожидании своего часа внутри каждого из нас. Спираль Йера можно направить вниз с той же легкостью, что и вверх.
Спиралевидная форма Йера и ее связь с круговоротом сил природы делает ее эффектной охранной руной против вредоносных сейдкюн (seidhkonur )("ведьм"); спираль рассеивает вредоносные намерения и сводит на нет такое развитие событий, которое не является частью естественного хода природы.

Йера - хорошая руна для работ, связанных с плодородием или любого рода взаимодействия с природой. Она также управляет творческим процессом - от «зерна» идеи и замысла, до составления плана действия и получения результата.

В ритуалах, Йера представляет серию ежедневных медитаций, которые, будучи осуществлены со всем тщанием, медленно, но непременно приведут вас на более высокие уровни понимания и обладания силой. Используемая вместе с другими рунами, Йера привносит их в ход бытия через нормальную работу сил природы и естественные повороты Вирда.

Йера показывает нам весь цикл взаимодействия между богиней земли и оплодотворяющим богом: их рождение, брак, жертву и возрождение. Этот цикл более подробно описывают руны Беркана и Ингуз , а также концепция связи между тремя этими рунами. Ингуз - это посаженное семя, Беркана - принявшая его земля, и Йера - это полученный в итоге богатый урожай.

Камень, связанный с Йера - это моховый агат (moss agate), который традиционно привязывали к орудиям пахаря и рогам его скотины, для обеспечения плодородия полей и богатого приплода. Моховый агат поможет вам обрести гармонию с ритмом природы и ее циклами, который и воплощает руна Йера.

Йера: Медитация

Вы стоите посреди поля. Ярко светит солнце, но уже чувствуется морозец, и на смену дню стремительно приближается ночь. Вокруг вас крестьяне - женщины и мужчины, одетые в грубые коричневые шерстяные рубахи, которые срезают золотые колосья пшеницы, собирая богатый урожай. Свистят в воздухе косы, падают вниз срезанные стебли, которые шагающие позади косарей собирают в пучки, и замыкают цепь сеятели, чья задача - бросить в осеннюю землю семена, что будут спать под снегом всю зиму. Вы присоединяетесь к сеятелям, принимаете от одного из них зерна и поднимаете с земли оставленную кем-то мотыгу. Земля, которой вы коснулись при этом, холодна и похожа на глину, и вы чувствуете себя так, словно только что копали могилу среди этих обезглавленных стеблей, чей шорох похож на голоса пролетающих над головой призраков. Бросая в землю каждое зернышко, вы тщательно закапываете его, следя за тем, чтобы оно оказалось не слишком близко к поверхности земли, но и не упало чересчур глубоко.

Когда солнце уже заходит, оставляя на небосводе лишь пятно кроваво-красного света, вы вместе с земляками входите в большой зал. Праздничный стол ломится от плодов уходящего лета, среди мисок, до краев наполненных лесными ягодами и зерном, громоздятся большие караваи хлеба. Две целиком зажаренные туши, кабана и свиньи, украшают середину стола. Во главе сидит высокий мужчина, светловолосый и светлобородый, одетый в желтую рубаху и небесно-голубой плащ; голову его украшает корона из оленьих рогов. Подле него сидит женщина, и отблески факелов играют в складках богатого темно-зеленого платья, а ее длинные темные волосы в свете огня кажутся порой багрово-красными.

Красавица встает и подходит к столу, разливая густое пиво. Вы припадаете к своему кубку, и сквозь шапку белой пены ощущаете насыщенный аромат зерна и солода. Смеясь, Владыка поднимает жезл, толстый, как его запястье, и произносит: «Пусть морнир примет этот дар!». Он пускает жезл по кругу, и каждый фермер, взяв его в руки, повторяет эти слова. Жезл на ощупь напоминает кожу, и не мудрено - когда вы принимаете его от соседа и повторяете за всеми «Пусть морнир примет этот дар!», то видите, что это мумифицированный фаллос жеребца, совершенно прямой и пахнущий какими-то травами. Вы передаете его соседу, продолжая начатый Владыкой круг.

Снаружи начался снегопад, и засеянное поле словно бы укрывает мягкое белое одеяло. Волосы Госпожи непроглядно черны, а лицо ее становится чуть пугающим. Вы в самом центре вечного хоровода зимы: по-прежнему замерзает земля, воцаряются снег и лед, а дни становятся короче. Когда становится совсем темно, Владыка, сопровождаемый исполинским белым кабаном, шею которого украшает гирлянда из розмарина, идет по залу и обходит праздничный стол. Все пирующие наклоняются, чтобы прикоснуться к звериной шкуре и дать какой-то обет, или же чем-то похвастаться. Кабанья шерсть под пальцами тепла и приятна на ощупь; темные глаза зверя смотрят на вас, а вы молчите, не в силах преодолеть страх перед таящейся в нем божественной силой. Владыка минует вас и идет дальше; остановившись у алтаря, сложенного из нескольких камней в конце зала, он останавливается и режет зверю горло, а кровь алым потоком вырывается из раны. Когда кабан замертво падает на пол, Владыка собирает кровь в миску и окропляет ею сидящих в зале. Несколько капель крови падают и на вас, от этого внезапно становится теплее, и кажется, что годовое колесо внутри вас совершило свой поворот.

Люди поднимаются с мест и выходят во двор, где стоит большое деревянное колесо, облитое смолой и обмотанное соломой. Владыка выносит тлеющую головню; вместе со всеми вы упираетесь плечом в колесо, и как только его поджигают, с силой толкаете колесо вперед. Оно медленно катится, кренясь из стороны в сторону, но стремительно набирает скорость, и вскоре уносится вдаль, освещая по пути заснеженные поля. Пылающее колесо, оставляя за собой темный след, летит сквозь ночь, и скатившись вниз по склону, погружается в ледяную реку, оставив после себя лишь громкое шипение воды и белое облако поднимающегося над рекой пара.

Вокруг царствует зима, но вы чувствуете, что дни постепенно становятся длиннее, и лед начинает таять прямо на глазах, оставляя после себя сухую голую землю. Солнце светит все ярче, и вы можете рассмотреть первые зеленые ростки, пробивающиеся из-под земли. Солнечный свет играет на золотых волосах и венце из оленьих рогов Владыки и рыжих косах Госпожи, - они идут по полям вместе с вами и крестьянами. Начало лета - бесконечный круг сменяющихся полевых работ, и один день похож на другой - нужно беспрестанно сгибаться и разгибаться, копаясь в земле, пока колосья пшеницы, высокие и крепкие, наконец-то не взойдут. В течение лета будет выполнена большая часть сельскохозяйственных работ, однако есть еще коровы, свиньи и овцы, которых нужно пасти в ожидании урожая.

Солнце достигает зенита в «день-без-ночи», и вы зажигаете священные огни Дня середины лета, танцуете вокруг них, пьете пиво и веселитесь. После Мидсаммера солнце начинает слабеть, ночи становятся длинными, ветры - пронизывающими и холодными, а поля из зеленых превращаются в золотые.

Когда наступает время нового урожая, Властелин и Госпожа приходят в ваши поля. Каждый из них срывает и протягивает вам спелый колос; прикосновение к колоскам вызывает чувство глубокого удовлетворения. Вы кланяетесь, одновременно благодаря и прощаясь. Вы готовы вернуться в свое тело, ноги твердо стоят на земле, а внутри остаются та мудрость и сила, которые дарует руна Йера.

руны, Гундарсон, книги, мои переводы, Боги, язычество, колдовство, германцы, викинги, Скандинавия

Previous post Next post
Up