К.Гундарсон Тевтонская магия. Магические и духовные практики германцев Ч.II

Aug 20, 2012 01:28


(C) перевод svart_ulfr



Часть II. Магия в теории и на практике

5. Волшебная история рун

История открытия и использования рун может быть изложена и проанализирована, но в то же время это - только небольшая часть знания о рунах. Намного более важен другой аспект их происхождения, - тот, что лежит за пределами человеческих деяний и летоисчисления, в котором и заключена тайна их могущества: обретение рун Одином, принесение их в дар людям, и использование рун теми людьми, которые унаследовали весь корпус знаний о них - корпус, которой современные витки так стремятся реконструировать и расширить

Потенциально руны существовали еще во льдах Нифльхейма , пламени Муспелльхейма и бездне Гиннунгагап , задолго до сотворения мира. Взаимодействие льда и огня породило первосущество Имира , с которым Торссон отождествляет руну Хагалаз , "ледяное зеpно" и начало Тевтонского космоса, [1] и корову Аудумлу , - направленную силу, итогом работы которой и стало внешнее проявление рун и выстраивание их в систему.

Этот процесс был завершен, когда Один / Вили / Ве расчленили тело Имира и создали из него Космос, - именно тогда руны обрели полноценное бытие и облеклись в форму . Руны можно найти во всем, особенно в предметах силы, - например, перечисленных в «Речах Сигрдривы» (Sigrdrifumal):

Стоял на горе
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,

что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

стекло и золото
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,
грудь коня Грани,
ноготь норны
и клюв совиный.

(С) Речи Сигрдривы, пер. А.Корсуна

На некоторых из этих предметов руны буквально были написаны; другие, судя по всему, просто обладали той же силой, что и священные письмена. Хотя предназначением рун, по мере их проявления в мире, было упорядочение Космоса, они не могли быть известны людям до момента заключительного союза мысли и формы, который стал итогом самопожертвования Одина на Иггдрасиле. Через повешение себя на Мировом Древе , которое пронизывает все сферы бытия, он осуществил по сути шаманскую инициацию, позволившую ему спуститься в царство Хель - молчаливой хранительницы корней Древа - и в один-единственный миг вдохновения постичь руны во всей их полноте.

Самопожертвование Одина, - Бога, принесенного в жертву ради божественной потребности, - даровало ему Силу, обретенную им в ходе его смерти и нисхождения, - Силу, которая сопровождала его и в дальнейшем.

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.

Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял -
и с древа рухнул. [3]

(С) Речи Высокого, пер. В. Тихомирова

Этот крик был первым гальдром (galdra), всеобъемлющим прото-словом, вобравшим всю суть рун, и наполнившим самое существо Одина их мощью.

Познав руны, Всеотец передал их другим существам при помощи священного меда, которые, вероятно, был Одрёриром (Odhroerir), «медом поэзии» . [4] Потенциал к изучению рун и использования их силы, люди получили в ходе сотворения их Асами от Хёнира , являющегося одной из ипостасей Одина (см. «Один. Глава 14»), как дар ода (odhr) - божественного вдохновения.Этим потенциалом был в полной мере наделен Хеймдалль , который считался прородителем трех социальных слоев общества и учителем рунической мудрости, открытой им первому благородному человеку - Ярлу , и его его младшему сыну, Кону . Знание рун может передаваться герою непосредственно от валькирий, его передает человеку сам Один, скрывающийся под множеством обличий, и, судя по намекам, на это способен Мимир .

Магические знания, как правило, хотя это и не абсолютно, передаются напрямую, из поколения в поколение, в рамках семьи, или же через определенные родственные связи. Не существовало особых гендерных ограничений для изучения рун, обучения или же собственно рунической магии; современное общераспространенное представление о том, что знания должны передаваться от мужчины к женщине и от женщины - к мужчине, не имеет никакого отношения к Тевтонской традиции, за исключением определенных практик, использующих сексуальное взаимодействие партнеров как элемент магии. [5]

Почти все, что известно сегодня об историческом использовании рун в магии, базируется на реконструкции сохранившихся элементов рунических надписей, или же на фрагментах саг, которые содержат ряд полезных описаний методов и практик рунической магии. Иногда надписи представляют собой последовательно начертанный порядок рун Старшего Футарка, - особенно хорошо это видно на брактеатах . Практикующие мастера рун могли носить эти украшения как талисманы, или же они могли использоваться в качестве символов приверженцами культа Одина, поскольку многие из них также несут изображения, характерные для поклонения этому Богу. [6] Большинство надписей представляет собой формулировку желания или цели писавшего, или же части желания, хотя кодирование распространено даже в рамках этих записей. Следует помнить, (особенно это актуально для периода ранних рунических надписей), что любая надпись сама по себе была волшебной, и прочитать ее мог лишь посвященный; значение даже, казалось бы заурядной рунической надписи на памятнике не было доступно большинству современников, и в этой надписи часто содержится множество смысловых слоев, скрытых под хорошо известными нам словами. Другие надписи и вовсе являются для нас полной загадкой, и не могут быть целиком интерпретированы, за исключением магического значения отдельных рун.

Руническая магия в сагах осуществляется при помощи вырезания и окрашивания рун, сопровождаемого колдовским пением, как это описано в приводимой далее саге о Греттире : женщина вырезала на корне выкорчеванного дерева руны, окрасила их своей кровью, пропела над ним, обошла корень против часовой стрелки, произнеся при этом заклинания. Затем колдунья велит сбросить корень в море, повелев ему плыть к острову Дрангей и причинить Греттиру вред. Коряга оказывается на берегу острова, где Греттир пытается порубить ее на дрова, но топор отскакивает от дерева и наносит герою рану, которая в последствии воспалилась, начала гноиться, что, в итоге, и дало его врагам возможность убить Греттира. [7] Это характерно для действия Тевтонской магии: вместо огненных шаров толкиеновского Гэндальфа, мы видим легкий поворот Вирда. Разумеется, по мере роста ваших знаний и сил, вы сможете добиваться результатов быстрее, в зависимости от сложности работы. Эгиль Скаллагримссон , величайший знаток рун эпохи викингов (умер в 990), был в состоянии сделать так, чтобы наполненный отравленным пивом рог разлетелся на куски, всего лишь вырезав на роге повторяющуюся несколько раз руну (см. Лагуз, глава 7), или исцелить девушку, страдавшую от неумело составленного рунического заклинания, соскоблив и заново написав руны, исправив ошибку своего юного и неопытного предшественника. Быстрый эффект в обоих этих случаях происходил из-за простоты и однозначности ситуации, а также из-за того, что Эгиль осуществлял процедуры некоей «контр-магии», которая противодействовала вредоносному колдовству. Однако, когда сам он насылает проклятье при помощи «жерди нида» на Эрика Кровавую Секиру и его супругу Гуннхильд , находясь на значительном от них расстоянии, Эгиль прибегает к гораздо более сложным заклятиям и церемониям, которые, вдобавок ко всему, еще и не сразу начинают работать, поскольку они влияют на Вирд, изменяя его в масштабах целой страны.

Самые понятные и эффективные из практик - те, которые воздействуют на разум и душу, например, наложение «оков войны» (для «заморозки» паники в кризисной ситуации), или кажущееся превращение человека в животное, которое возникает, когда животная фюльгья бывает вынуждена (или ей позволяют) полностью завладеть телом, лицом и умом (как это описано в саге о Хрольфе Краки (Hrólfs Kraka) когда ведьма Хвит (Hvit) превращает королевича Бьорна в свирепого медведя, ударив его перчаткой из волчьей шкуры). Чаще, впрочем, эти практики относятся к магии сейда, которая более связана с непосредственным воздействием на душу и сознание, нежели с изменением нормального хода внешних событий и обстоятельств. Тем не менее, руническую магию можно использовать и для этих целей. Один вызвал безумие у Ринд , матери Вали, прикоснувшись к ней жезлом с рунами, и руны были вырезаны на роге с медом, поданном Гудрун (Guthrun), чтобы та смогла оправиться от своей печали по Сигурду (Sigurdhr). [8]

руны, Гундарсон, книги, мои переводы, язычество, колдовство, германцы, викинги, Скандинавия, Один

Previous post Next post
Up