(C) перевод
svart_ulfr Зачем здесь люди ждут с конями
И воины не спят ночами?
Чтоб рог услышать, лай собак
И вражьих войск увидеть знак.
Вальтер Скотт . Песнь последнего менестреля
Почему зловещий пес из "Собаки Баскервилей" Артура Конан Дойла представляет собой столь яркий и даже архетипический образ? В своем творчестве Конан Дойл обращался к народной вере жителей Дартмура в призрачных черных собак. Предания о таких зверях характерны для всей Великобритании, и хотя бы один пример подобной легенды можно встретить практически в каждом английском графстве. Типичные упоминание мы видим в книге Р.Уортингтон-Смита о фольклоре Дунстейбла (Бедфордшир, Англия), опубликованной в 1910 году:
"Другое верят в существование призрачных черных собак, размером с большого ретривера, которых встречают в полях и в безлюдных местах по ночам, или же вблизи ворот и калиток, и в то, что услышать такую собаку предвещает скорую смерть. В некоторых местах такой пес известен под именем "Шак" и может быть безголовым." [1]
Интересно, что Уортингтон-Смит говорит о варианте имени "Шак" . Лично я сомневаюсь, что это название характерно для Дунстейбла, поскольку оно обычно связано с Норфолком, и более часто звучит как "Старой Шак" . В Суффолке черная собака становится "Старым Шоком" (что, вероятно, происходят от староанглийского слово scucca , которое переводится как "демон" ).
В местечке Кванток хилл графства Сомерсет также часто видят черную собаку, которую здесь называют "пес Гурт" . В Корнуэле бытуют различные предания о "псах Денди (или Дандо) Дьявола" , в Девоне - об Йетских, или Призрачных Псах. В других местах можно услышать названия Баргест, Черный Шаг,или Бродяга. Для сравнения, в западном Йоркшире общим названием подобных псов служит Дрянь. Встречавшийся в семнадцатом веке близ замка Пил на острове Мэн фантом был известен как Мудди Дуу, или Маути Дог, а в ирландском фольклоре часто встречается похожий персонаж, известный как Пука.
Хотя Тео Брауном в его статье 1958 г.[2] был сделан подробный обзор представлений о черных собаках, позже появилось значительно больше материалов, которые, к сожалению не были включены в его публикацию по причине смерти исследователя в прошлом году [3].
В области Мерсия области зафиксировано по крайней мере семь встреч, один из которых произошел в Уорикшире :
Сельский житель Чарльз Уолтон встречал по дороге домой призрачную черная собаку по меньшей мере девять раз подряд. В последний раз собака превратилась в обезглавленную леди в шелковом платье и пробежала мимо него, а на следующий день он узнал о смерти своей сестры. [4]
Появление высокой дамы с большим черным псом была замечено в Брейлсе. [5]
Во время Второй мировой войны в Брук - Хаус, Сниттерфилд (который раньше назывался Белл Брук Инн), произошла встреча с большой черной собакой. Она пробежала по саду, не оставив на земле следов. [6] Уорвикские старожилы верят, что обитателей замка преследует черная собака. В этой истории слышны отголоски старинного предания, согласно которому все началось с того, что старуха-служанка Молли Блоксхем крала из замка и продавала молоко и масло, присваивая себе выручку. Однажды на Рождество она попалась и граф Уорвик выгнал ее и лишил источника пропитания. Остервенело бранясь, Молли пообещала вернуться и преследовать графа и его род, выполнив свое обещание уже в виде большой черной собаки. Хозяева замка обращались к священникам, чтобы те изгнали призрака с помощью колоколов, Библии и свечей, но долго эти попытки были совершенно безуспешными. Рассказывают, что однажды огромный черный пес спрыгнул с башни вниз, в реку, и с этого момента историю призрака считают законченной [7]
Зеленоглазая черная собака с косматой шерсть бродит по ночам в Уитмор Парке. Местные жители избегают этого места, так как встреча с собакой предвещает смерть кого-то из членов семьи [8].
В Меон Хилл известна как черная собака, так и свора призрачных белых псов. Произошедшая 14 февраля 1945 года при крайне таинственных обстоятельствах смерть Джорджа Уолтона сопровождалось подвешиванием неизвестными на дереве черной собаки, обнаруженной на месте преступления. Уолтон видел черную собаку целых девять раз - последний раз он превратился в обезглавленную черную женщину, и вскоре после этого умерла его родная сестра. Хотя это и сильно оспаривается, смерть Уолтона имеет множество признаков ритуального жертвоприношения.
В Ноттингеме известна лишь одна история о черной собаке. В Ноттингемской городской библиотеке имеется сделанная в 1952 году запись слов госпожи Смолли, которой было тогда около 75 лет. "Ее дед, который родился в 1804 году и умер в 1888 , имел обыкновение иметь ездить от Саутуэлла до Батли, что вблизи Южного Маскхема, в упряжке, запряженной пони. Однажды двигаясь по этой дороге, он увидел черную собаку, бегущую рысью рядом с его упряжкой. Примерно в 1915 году его правнук, сын госпожи Смолли Сидней, возвращаясь на мотоцикле из Ньюарка домой в Батли с танцов, часто около полуночи видел черную собаку в переулке Кроу. Несколько раз он пытался догнать ее, но так и не преуспел в этом. Однажды ночью Сидни ехал на мотоцикле вдвоем с отцом и оба они отчетливо видели черную собаку" [9]
Перемещаясь в направлении Линкольншира, мы находим новые свидетельства. Два самых известных появляются в книге Этель Радкин [10]. "По дороге до дома семьи Муртаун часто видели большого черного пса, который всегда исчезал в одном и том же месте у изгороди" . И в Блубарроу "черный пес был замечен рядом с рыбным прудом и рядом с трактиром «Старый двор»" . Однако после статьи Радкин 1938 года в "Фольклоре" [11] произошло гораздо больше подобных встреч - в 1958 году их было 47 в разных населенных пунктах Линкольншира [12].
В 1127 году жадный Генри из Пуату становится аббатом в Питерборо. Хроникер пишет, что в тот день «многие из нас слышали и видели многочисленную ватагу охотников. Все они были огромные, черные и ужасные видом, все их гончие тоже были черные и большеглазые... и скакали охотники на черных лошадях и на черных козах» . Около 1190 года о подобной Дикой Охоте упоминает в летописи Вальтер Мэп из Валлийской марки, который так же приводит бытовавшую в тех краях сходную легенду о Диком Эдрике из области Клан в Валлийской марке. Еще в прошлом веке об Эдрике рассказывали, что он охотится в холмах вокруг Стреттонской церкви - в виде огромного черного пса. [13]
Такие представления о призрачных собаках - в сопровождении или без охотников - бытуют по всей Европе. Они известны как гончие Габриэля или Бормочущие псы в Великобритании, как Дикая охота в Германии и Охота Вотана в Скандинавии. Название "гончие Габриэля", вероятно не имеет отношения к библейскому архангелу и восходит к древней англо-саксонской основе gabbl со значением "труп" . Очевидно, что этот же миф выражен и валлийскими Кон Аннон - «сворой Аннона» . То, в какой степени все эти представления о призрачных собаках являются последними остатками древней космологической мифологии, является вопросом для академических дискуссий. Я лишь упомяну о представлении индейцев чероки, которые по сей день называют Млечный Путь - «Где бежала собака» .Представления о собаке, убежавшей с мельницы в направлении с юга на север, и рассыпавшей муку по пути своего передвижения, также зафиксированы в скандинавских легендах. [14]
Я не знаю историй о призрачных черных собаках в Лестершире и Ратленде, и имеется лишь косвенное упоминание об одном случае в ноттингемском Рэтфорде.
Хотя в масштабах всей страны обследования выходят далеко за рамки данной статьи, я позволю себе привести два примера из Западного Йоркшира, которые не слишком широко известны.
В Торнтоне, около Брэдфорда, в колодце Джим Крейвена (104: SE1033) нашел себе прибежище призрак, известный как "Кровавый язык" - большая собака с красными глазами и огромным хвостом. Месторасположение колодца теперь утеряно [15].
Традиция населяет призрачными собаками с большими красными глазами колодец в Хеллиуэлл Бэнк, Бейлдон (104:16103962) и в близлежащем Слотер Лейне. Несколько других скважин в Западном Йоркшире, связывают с "Дрянью" , которая принимает обличье большого лохматого пса с широкими перепончатыми лапами. У него похожие на блюдца глаза, и он передвигается с хлюпающим звуком, подобным тому, который издают старые промокшие сапоги. [16]
Фольклор также сообщает нам о некоторых драматических последствиях встреч с подобными созданиями.
В Сомерсете рассказывают о появлении в 1960 году черной собаки, которую видели два человека - и оба они умерли вскоре после этого. В Восточной Англия, Эссексе, Бакингемшие - везде есть истории о призрачных собаках, которые исчезли в огненной вспышке, которая в одном случае вызвала ставший причиной гибели фермера, его лошади и повозки пожар.
Однажды утром, в воскресенье 4 августа 1577 года, в то время, когда большинство жителей находилось в церкви, разразилась ужасная гроза. Здесь же появилась черная собака, которую освещали вспышки молнии; все сразу же увидели ее. Она побежала по центральному проходу, прямо на людей, и двое моливихся свалились замертво. Говорили, что она налетела и на третьего человека, который взлетел в воздух, «как подброшенный пустой кошелек» , но остался жив, разбив только церковные часы и повредил дверные украшения. В тот же день подобная собака появилась в церкви в семи милях от Блисбурга, где была убила трех прихожан. Подобное же происшествие зафиксировано в Кенте около 1613 года, в церкви Великой Хартии, куда ворвалось существо размером с быка, и оставив за собой груду мертвых и тяжелораненых, снесло часть стены и исчезло. [17, 18]
В Уилтшире епископ Каннингем фиксировал легенды о черных собаках, связанных с кладбищами, и, возможно, лей-линиями - и помимо них еще около сорока других историй, связанных с призрачными собаками, бытующими только лишь в этом графстве [19].
Тео Браун писал: "Дороги. Эти, кажется, естественное местообитание черных собак. У меня есть по крайней мере 55 примеров этому... Помимо этого, есть свидетельства о девяти связанных с ними мостах. Судя по статистике, похоже, что они предпочитают рукотворные дороги, а не природные тропинки" . [20]
Другие авторы рассуждают о связи между этими призрачными собаками и лей-линиями. Джанет и Колин Борд, в главе своей книги "Иные животные", давая подробное описание этих созданий, отмечают, что часто встречи с ними происходят в таких местах, как церковные дворы и курганы, - которые, в стиле Уоткинса, можно назвать "отметками лей-линий", и приводят в качестве примера линию, базирующуюся на четырех точках , где в Линкольншире происходили встречи с призрачными черными собаками (Алгакирк; Норторп; Северный Келси; Блисбург) [21].
Благодарности
Я в долгу перед большим числом моих друзей, предоставлявших мне информацию о вере в черных призрачных собак, в частности Джереми Хартом, а также Пэтом Брэдфордом, Джанет Борд, Бобом Дикинсоном, Фрэнком Эрпом и Джоном Мичеллом.
Список литературы
1: Rev Worthington-Smith, Dunstable and its surrounds, 1910.
2: Theo Brown, 'The black dog', Folklore, Sept 1958 p175-192.
3: Her notes are now deposited with University of Exeter library. I can only hope that sooner rather than later a post-graduate student obtains funding to compile these into a publishable book.
4: Roy Palmer, The folklore of Warwickshire, Batsford, 1976.
5: Alfred Woodward, Memories of Brailes, Peter Drinkwater, 1988.
6: Palmer, op. cit.
7: David Green, A Warwickshire Christmas, Alan Sutton, 1980.
8: Palmer, op. cit.
9: Nottingham County Library MS; information kindly supplied by Frank Earp.
10: Ethel H. Rudkin, Lincolnshire folklore, Beltons, 1936.
11: Ethel H. Rudkin, 'The black dog', Folklore, June 1938, p111-113
12: Brown, op. cit.
13: Jennifer Westwood, Albion - a guide to legendary Britain, Granada, 1985
14: G. de Santillana and H. von Dechend, Hamlet's mill Macmillan 1970
15: Val Shepherd, Historic wells in and around Bradford, Heart of Albion Press, 1994; citing T. Mackenzie, Bronte moors and villages, 1923.
16: Shepherd, op. cit.
17: John Michell and Bob Rickard, Phenomena: a book of wonders, Thames and Hudson 1977.
18: Westwood, op. cit.
19: John Michell, Earthspirit, Thames and Hudson, 1975; citing Kathleen Wiltshire, Ghosts and legends of the Wiltshire countryside, Salisbury, 1973.
20: Brown, op. cit.
21: Janet and Colin Bord, Alien animals, Panther, 2nd edn 1985.