Лук и стрелы в мифах и ритуалах

Sep 16, 2010 18:32



Я пущенная стрела. И нет зла в моем сердце, но
Кто-то должен будет упасть все равно...

(C) Пикник

Лук ( arc ), по-французски, - «арка» , «полукруг» . Английское слово Bow обозначающее одновременно понятия «лук» , «поклон» , глагол «гнуться» , «кланяться» , происходит от саксонского Bogen - «дуга» по-саксонски, а также и «лук» . Отсюда, очевидно,и берет свое начало большинство символических ипостасей этого древнего оружия.

Натянутый длинный лук своей формой напоминает полумесяц - край лунного диска. И тут же сразу вспоминаем Античность . Серебряный лук - постоянный спутник лунной Богини Артемиды - Дианы . Продолжая цепочку символических соответствий, вспомним, что Луна - ночное светило, издревле покровительствующее всему тайному и скрытому от человеческих глаз. У шаманов Сибири лук ассоциируется с магическим оружием мира духов и изображается на ритуальных бубнах. Его металлическое изображение можно встретить и в подвесках обрядового одеяния.

Магический характер стрельбы из лука, очевидно, связан с непрямым дистанционным воздействием воина или охотника на цель. Именно к этому моменту привязана вторая нить символических соответствий. Как полагают некоторые историки, именно поэтому лук и не получил развития в таких «героических» сообществах, как викинги . Большинство скандинавов эпохи викингов считали его оружием охотников и трусов, хотя в Младшей Эдде это оружие часто встречается и в руках Богов. Но стоит заметить, что это боги мирных скандинавов (не викингов), связанные с охотой. «Улль - имя сына Сив, пасынка Тора. Он так хорошо стреляет из лука и ходит на лыжах, что никому не под силу с ним состязаться. Он к тому же прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством. Его хорошо призывать в единоборстве» . «Тогда вернулась Скади в горы и поселилась в Трюмхейме. И часто встает она на лыжи, берет лук и стреляет дичь. Ее называют богиней лыжницей» .

Соотносится непрямое воздействие и с мыслительной, духовной деятельностью человека. Мыслью человек прикасается к миру своим воображением и разумом - не напрямую, прогнозируя ситуации, предвидя будущее, предупреждая опасность, напрямую с ней не взаимодействуя . Возможно, поэтому в древней Индии лук стал оружием высшей варны индийского общества - брахманов . «Он даст «dhanu» (лук) ученику Брамина, «khadga» (меч) Кшатрию, «Kunta» (копье) Вайшье и «Gada» (булаву) Шудре» . А сам корень слова Dhanu соответствует индийскому Dhyana - сосредоточие , медитация .

В древней Греции лук почитался, кажется, даже более чем основное оружие пешего воина - меч, и символизировал мощь воителя. Необыкновенно интересен эпизод подвига Геракла «Коровы» Гериона» . Как повествует Геродот, полузмея-полудева, укравшая кобылиц из колесницы героя, понесла тройню от Геракла. Отец завещал один из своих луков тому, кто сможет натянуть тетиву на оружие. Избранником судьбы оказался сын по имени Скиф . Как объясняет этот миф Роберт Грейвс , это свидетельствует о том, что греки отдавали пальму первенства в стрельбе из лука скифам, уступая им в этом.

Очевидно, что подобная цепочка символических соответствий больше характерна для развитых культур, в которых лук выступал альтернативой другим видам оружия.

У тех народов, где лук со стрелами долгое время оставались главным оружием, сформировался иной символический ряд. Здесь лук со стрелами занимают центральное положение в картине мира. С ними соотносится архетип центра, оси мироздания. Особенно четко это можно увидеть у народов Алтая и сопредельных территорий. Представления, связывающие жизнь и смерть героя с его оружием, нашли отражение в эпической лирике: «Лук и стрела поломались - богатырь умер» , - говорится в легендах шорцев , кумандинцев , телеутов .

Так в символике тюркоязычных народов Алтая лук со стрелой являются символами Богини Умай - подательницы жизни и защитницы домашнего очага., олицетворяющая силу плодородия и творческое начало.

«В ходе моления огню тувинцы кололи жертвенного барана: его останки (кости) складывали в особый мешочек кежик кабы, заключавший счастье хозяина дома; узелок привязывали к деревянной стреле, которая при проведении церемонии висела в почетной части жилища. Сохраненная ритуалом связь жертвы (добычи), мирового центра (axis mundi), жертвователя (лучника) и его инструмента (стрелы), без сомнения, носит архетипический характер» .

Очевидно, что стрельба из лука издревле была связана с множеством ритуалов, в том числе и магических. Так, Роберт Грейвс отмечает: «Стрельба в яблоко, установленное на голове собственного сына, или в монету на его шапке входила в обязательное испытание средневековых лучников, чья гильдия (как это видно из Malleus Maleficarum и A Little Geste of Robin Hood*) принадлежала к языческому колдовскому культу как в Англии, так и в кельтской Германии. В Англии это испытание, возможно, проводили, чтобы выбрать "gudeman" для девы Мариан, благодаря браку с которой избранник становился Робином Гудом, хозяином Гринвуда. Поскольку северный колдовской культ имеет много общего с неолитической религией эгейцев, то не исключено, что ликийцы помещали кольцо не на груди мальчика, а на его голове. Само кольцо символизировало золотого змея (см. 119.4) или являлось отверстием топора, который мальчик держал в руках. Через такое кольцо стрелял Одиссей, когда освобождал Пенелопу от ее женихов» . Далее автор пишет о том, что стрельба из лука часто предшествовала вступлению на трон, будучи предшествующим ему испытанием. Подобные проверки соответствия занимаемой должности имели место и в древнем Китае .

Другая удивительная традиция - древняя японская религия Синто - наделяет стрелы способностью отгонять злых духов. Хамайа - затупленная боевая стрела, которую в момент празднования наступающего Нового года выпускают трижды, отгоняя темные силы от прошлого, настоящего и будущего.

Еще одна обширная группа лучных ритуалов связана с рождением ребенка . Как отмечает этнолог Терстон , когда в народе кургов ( Южная Индия ) рождается мальчик, ему в руки дают имитацию лука, сделанную из касторового дерева, и стрелы и стержня листа какого-либо растения.

О подобном обряде пишет и Ли Ки: «Когда рождается мальчик, слева от двери вешают лук, сделанный из шелковицы, а также шесть стрел из малины в соответствии с четырьмя сторонами света, верхом и низом» . Когда рождается девочка, по свидетельству Ли Ки, справа от двери вешается носовой платок. По случаю рождения мальчика стреляют из лука, по случаю рождения девочки - нет. Определенный аспект натального символизма лука открывает нам и одно из высказываний, приписываемых Конфуцию : «Ребенок подобен стреле, выпущенной из лука, - после звука тетивы нет смысла пытаться управлять стрелой» .

Близкий по значению ритуал существует в племени Тоддов в местности Нильгари ( Северная Индия ). На седьмом месяце беременности отец в особой обстановке (в лесу, при свете лампады) вручает будущей матери имитацию лука и стрелы.

Кроме того, Грейвс пишет следущее: «Соревнования в стрельбе из лука, в которых в качестве награды фигурировала невеста, - это индоевропейский обычай: в «Махабхарате» Арджуна таким образом получает Драупади, а в «Рамаяне» Рама сгибает огромный лук Шивы и получает Ситу. Более того, пускание стрел во все стороны света и в небо являлось частью обрядов царского бракосочетания в Индии и Египте» .

(С)Путь лука. Традиционная стрельба из лука (Англия, Япония, Индия, Корея, Китай). Антология традиционных текстов. / Составление, вводные статьи и приложения И.В. Левашов.

фольклор, язычество, Англия, колдовство, саги, мифология, статья, Алтай, скифы, Европа, ритуал, оружие, античность, викинги, Средневековье, Греция

Previous post Next post
Up