«Если ты будешь говорить с животными, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится».
Вождь Дэн Джордж, халкомелем (1899 - 1981)
У племен Великих равнин вождем всех четвероногих, обладавшим величайшей мудростью, считался бизон . Многие мифы, ритуалы и церемонии связаны с этим животным. Именно бизон был основным источником пропитания индейцев, символизировал пищу и укрытие и был священным животным. На Великих равнинах любой индеец желал, чтобы дух бизона стал его покровителем и защитником, и он приходил в видениях ко многим людям. Черноногие , например, почитали его как самого могучего из Духов-покровителей. Сиу считали бизона ближайшим другом Солнца , он контролировал дела любовные, защищал девушек и беременных женщин. Маленькая Рана , шаман сиу, говорил: «Если человеку в видении приходит Бизон (его Дух) … он сможет взять в жены любую женщину, которую захочет» . По поверьям сиу , шайенов , кроу и других равнинных племен, одним из качеств, которым бизон наделял человека, было умение лечить раны и болезни.
Медведь , самый крупный хищник на континенте, у большинства племен считался очень мощным Духом-покровителем. По словам индейцев, медведь знал, как лечить себя. Не важно, насколько серьезна была его рана - если в нем еще теплилась жизнь, он мог вылечить себя сам. Приписываемая медведю неуязвимость, несомненно, была вызвана его толстой кожей, густой шерстью и прочными костями. Тонкие металлические наконечники стрел часто сгибались, попадая в него, а свинцовые пули плющились о его череп.
Фрэнк Линдермэн писал, что большинство равнинных племен практиковали обычай съедать кусочек сердца медведя гризли . Этот зверь всегда «в здравом уме» , рассудителен, и в любой момент готов к схватке даже с превосходящим его противником.. А потому, съев сырое сердце гризли, человек приобретал умение владеть собой. Кроу Много Подвигов вспоминал: «Однажды утром, когда мне было восемь лет, нас собрал мой дедушка. Днем раньше он убил гризли, и, когда мы собрались вокруг него, я увидел, что старик держит в руке медвежье сердце.. Мы все хорошо знали, что нас ждет, потому что каждый воин кроу съедал кусочек сердца гризли, после чего мог честно сказать, что у него сердце гризли. И я говорю так же, когда сталкиваюсь с трудностями - даже сегодня, - и это помогает мне сохранить холодный рассудок. Это прочищает мой разум и мгновенно успокаивает меня» .
Все индейцы считали, что этот зверь очень напоминает человека , особенно, когда встает на задние лапы. Равнинные кри называли медведя четырехногим человеком . Черноногие говорили, что он наполовину зверь, наполовину человек, - по их словам, некоторые части его тела, такие, как ребра и ноги, схожи с человеческими. Большинство ассинибойнов боялись медведей, зная, что они могучие, злобные животные, которые убивают женщин и детей, когда те собирают дикие фрукты и ягоды. Среди них, а также среди сиу и некоторых других племен, существовал особый Медвежий культ , членами которого становились люди, которым в видении явился Дух медведя.. Членов этого культа боялись не меньше, чем самих медведей. Считалось, что получившие медвежью Силу были людьми раздражительными и легко впадающими в ярость. У пауни шкура медведя использовалась только шаманами для церемоний, а медвежье мясо оставлялось на деревьях птицам. Они полагали, что если человек съест его, то он будет вести себя как медведь. Кроме того, медведь порой ел человечину, а потому считался неприемлемым для приема в пищу. По поверьям пауни, медведь наделял человека храбростью и давал способность лечить раны у себя и у других. Для осейджей бурый медведь , как и пума , был символом войны , олицетворяя безжалостный, разрушительный огонь. По мнению сиу , от медведя человек мог получить дополнительную Силу, смелость, выносливость, неуязвимость, наблюдательность, а также способность лечить людей и находить потерянные вещи. Два Щита , сиу из Стэндинг-Рок: «Медведь зачастую вспыльчив и яростен, но он также обращает внимание на растения, которые совсем не замечают другие животные. Он выкапывает их для себя… Мы считаем медведя вождем всех животных в отношении лекарственных растений, поэтому, если человеку в видении является медведь, он становится знатоком в применении лекарственных растений и лечении болезней» . Амулеты или сверхъестественные способности, полученные от медведя, считались особенно эффективными. Обычно человек, к которому в видении явился Дух медведя, становился шаманом. Сиу Медведь с Белой Лапой так говорил об этом: «Медведь очень правдив. Его душа подобна человеческой, его душа говорил со мной во снах и поведала, что мне следует делать (для лечения больных)».
Немногие животные так привлекали внимание индейцев, как серый волк . Поскольку он был очень быстрым и выносливым бегуном, разведчики военных отрядов на Великих равнинах надевали на себя волчьи шкуры. Сиу говорили, что их «ноги (становились) быстры, как у волка ». Волк очень ловок, и может подобраться к добыче незамеченным. Считалось, что так называемые «волчьи песни» , полученные в снах и в видениях, как и настоящий вой волка обладают особенной силой. Существует легенда сиу о волке, который научил человека песне, и когда тот выл, начинался ветер . Когда он выл еще раз, появлялся туман . Ветер пугал врага, а туман делал невидимыми военные отряды. Дядя одного из сиу дал своему племяннику следующий совет: «Ты должен следовать примеру волка. Даже когда он подвергается неожиданному нападению и вынужден спасаться бегством, он задержится, чтобы бросить назад еще один взгляд. Так и ты должен осмотреть еще раз все, что увидишь» . По мнению сиу , Дух волка, пришедший человеку в видении, наделял его дополнительной силой, смелостью, быстротой, наблюдательностью и давал способность лечить болезни и раны. По мнению понков и омахов , волки могли разговаривать с людьми и давать им необходимую информацию о будущем. Кроу считали, что волк мог предупредить людей о присутствии врагов или иной опасности.
Считалось, что навахские колдуны анти - оборотни, бродящие по ночам по окресностям в шкурах волков, койотов и других животных (медведя, совы, пустынной лисы и вороны). Поэтому колдунов анти часто называли Волками ( маико ), Навахскими Волками , или просто - Люди-Волки . Сегодняшние навахо также называют их Ходящими в Шкурах . Навахский колдун может принять вид любого животного по своему выбору. И если европейский оборотень в полнолуние превращается в волкоподобное существо с интеллектом животного, то для навахских анти таких ограничений нет. Анти сохраняют человеческий разум, и оттого становятся еще более опасными противниками.
Как-то раз девушка из племени навахо и ее младший брат отправились на поиски кукурузы для своего семейства. Вскоре она почувствовала, что их преследуют люди-волки, и отослала брата домой верхом на коне. Сама же она решила спрятаться в чаще, но люди-волки нашли ее там. Старший брат девушки охотился неподалеку от того места и услышал вой волков и крики сестры. Пока он пробирался сквозь заросли, люди-волки успели утащить ее с собой. Однако брат заметил следы крови и решил пойти по ним.
Следы привели к расщелине в скале, и он обнаружил проход, высеченный в каменных глыбах, который спускался глубоко под землю и вел в пещеру, где собирались люди-волки. Юноша попал в небольшую камеру в пещере, наполненную человеческими костями и разными сокровищами.
Люди-волки вскоре обнаружили юношу и привели его к своему заплывшему от жира вожаку, который тянул какую-то заунывную песню. Он заявил, что юноша должен либо присоединиться к людям-волкам, либо умереть. Юноша решил присоединиться к ним и попытаться освободиться позднее. Волки дали ему немного мяса. Он понимал, что это человеческое мясо, но не знал, что это тело его сестры. Люди-волки съели ее, а кости побросали в угол. Юноша взял мясо, рассчитывая прикормить им сторожевых собак.
Дождавшись, пока все уснут, юноша подкрался к собакам и прошел мимо них. Проход был закрыт, но он, помня еще об одном отверстии, выбрался из пещеры. Люди-волки вскоре заметили пропажу, но юноша был столь осторожен, что они не сумели найти его. Через два дня юноша возвратился домой и рассказал, что его сестру убили люди-волки. Ступив на тропу войны, он увидел вожака людей-волков, неторопливо ехавшего верхом на лошади, и, выпустив стрелу ему в спину, поразил его насмерть.
Схожими с волком качествами обладал койот . Команчи считали его своим братом и практически никогда не убивали этого зверя. «Койот обладает магической Силой. Если мы причиним ему вред, он отплатит нам тем же.. Койот передал нам магическую Силу узнавать будущее» , - говорили они.У шайенов койот всегда считался более священным животным, чем волк, вероятно, потому, что умнее последнего. Люди молились койотам, прося их указать путь и предупредить об опасности.
Другим представителям животного мира индейцы уделяли не меньшее внимание. Шайены считали очень сильным Духом-покровителем оленя , Силу которого можно было применять как для добрых дел, так и для злых, - благодаря ей, можно было насылать на людей болезни. Белохвостый олень давал Силу в любовных делах. Лиса среди черноногих пользовалась особым уважением, и, по их поверьям, обладала величайшей сверхъестественной Силой, а по поверьям сиу , наделяла человека выносливостью, быстротой и наблюдательностью, а дух барсука - умением лечить раны, а также находить потерянные вещи. Его связывали с травяной магией, силой корней и трав, поскольку он обладает способностью их выкапывать. Некоторые индейские племена считали, что духовная Сила барсука гораздо больше, чем медвежья. Шайены почитали барсука как очень могущественного помощника. Команчи говорили, что скунс обладает огромной магической Силой, и если кто-нибудь убивал зверька и снимал с него шкурку, это обязательно уничтожало Силу какого-нибудь мощного амулета . Пауни считали, что величайшей мудростью обладает бобр . Особым уважением бобр пользовался и среди черноногих .
(C) Ю.Стукалин Наделенные Силой.Шаманы и колдуны американских индейцев
(С) В. Орел Культура, символы и животный мир