А.В.Доливо-Добровольский Сатанизм и мистицизм русских символистов

Apr 17, 2010 16:52



- Ну да, заглянуть за грань и все такое... Оскары, язви их душу, Уайльды… Сегодня нам заблажило обморочных видений посмотреть, завтра - эфирчику понюхать... Отчего же - хоть сейчас бери да пользуйся! Только запомни - если русский человек тянется к эфирчику да кокаинчику, то уж непременно закончит он родимым штофом горькой, как все эти засодимские, златовратские, терпигоревы и прочие печальники горя народного...

(C)А.Лазарчук, М.Успенский Посмотри в глаза чудовищ

Сатанинские мотивы у символистов - это попытка вывести поэзию "по ту сторону добра и зла" (по Ф . Ницше ), или поменять последние местами, сделав зло предметом лирического восхищения. Декадентство с самого начала своего существования склонялось к имморализму, и на развалинах традиционных нравственных ценностей, в том числе и религиозности, прорастали новые ростки перевернутых этических представлений.

У многих символистов были очень сложные взаимоотношения с православием, в целом не отвечающие ортодоксальному христианству. Так, Дмитрий Мережковский был организатором "Религиозно-философских собраний" , впоследствии запрещенных православными иерархами. Традиционное православие Мережковский подвергал критическому пересмотру. Он вообще считал, что ни одна из существующих церквей не является "истинно богомудрствующей" . Полагая, что Ветхий Завет есть завет Бога-Отца , Новый Завет - Завет Бога-Сына , он хотел создать третий Завет - Завет Святого Духа . Неохристианество Мережковского было какой-то странной смесью теологии, мистики, религиозной философии и иррационализма.

В извечной борьбе света и тьмы он был на стороне Мрака

Мы - над бездною ступени,
Дети Мрака - Солнца ждем,
Свет завидим и, как тени,
Мы в лучах его умрем.

Перед ним неоднократно восставал образ искушающего Сатаны:

Дерзай, познанья плод сорви,
Ты будешь силой мне подобен.

Духовный отец "младших символистов" Владимир Соловьев также совершенно безосновательно почитается православным философом.Наряду с Христом он чтил также Прометея , Диониса , и, в особенности, Гермеса Трисмегиста . Он жаждал примерить вечно сущее Добро , Абсолют и Трехипостасного Бога с миром земного человека, пребывающего в злом мире материи, что отвечает уже основным понятиям манихейства . При прочтении его стихотворения "Песня офитов" его можно принять скорее за гностика , чем за христианского богослова

Белую лилию с розой,
С алою розою мы сочетаем.
Тайной пророческой грезой
Вечную истину мы обретаем.

Вещее слово скажите!
Жемчуг свой в чашу бросайте скорее!
Нашу голубку свяжите
Новыми кольцами древнего змея.

Вольному сердцу не больно...
Ей ли бояться огня Прометея?
Чистой голубке привольно
В пламенных кольцах могучего змея.

Пойте про ярые грозы,
В ярой грозе мы покой обретаем...
Белую лилию с розой,
С алою розою мы сочетаем.

Владимир Соловьев говорил, что он внутренне не принимает символизма. Однако идейные корни символизма и соловьевских учений достаточно близки. Третий Завет Святого Духа Дмитрия Мережковского - и космический ум, свободный дух Соловьева, общее для них манихейское разделение добра и зла, света и мрака. Не удивительно, что идеи Соловьева были приняты символистами, в особенности их младшим поколением: А . Блоком , А . Белым , Вяч . Ивановым .

Творчество Зинаиды Гиппиус - это диалог между неохристианскими устремлениями к Христу , с одной стороны, и богоборчеством , с непринятием традиционных христманских устоев, с другой:

Мне близок Бог - но не могу молиться,
Хочу любви и не могу любить.

Недаром критик А . А . Измайлов писал, что религиозность Гиппиус имеет характер "не державински ясный и ортодоксальный, но манихейский, гностически смелый, причудливый и фантастический" .

Гиппиус стремится примерить Бога и Дьявола :

За Дьявола тебя молю,
Господь! И он - Твое созданье.
Я Дьявола за то люблю,
Что вижу в нем свое страданье.

Валерий Брюсов , по свидетельству его знакомых, был атеистом, однако сатанистские мотивы в его творчестве тоже встречаются:

Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная Ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я.

Образ Сатаны неоднократно возникает в творчестве символистов, но, пожалуй, всех их в этом качестве превзошел Федор Сологуб :

..Всеблагий Люцифер с нами,
Пламенное дыхание свободы,
Пресвятой крест познанья,
И Адонаи,
Бог темный и мстящий,
Будет низвергнут
И развенчан
Ангелами, Люцифер, твоими,
Вельзевулом и Молохом.

Дьявол-искуситель ему гораздо ближе Бога:

Я часть загадки разгадал,
И подвиг мой теперь мне ясен
Коварный замысел прекрасен -
Ты не напрасно искушал.
Так слава делу Твоему!
Твое ученье слаще яда,
И кто вкусил его, тому
На свете ничего не надо.

Воспевал Змея-искусителя и близкий к символистам поэт Александр Кондратьев , ученик Иннокентия Анненского :

Вокруг креста обвившись, изумрудный
Прекрасный Змий, короною блестя,
Мне говорил. Я слышал голос чудный.
Змий кроток был и ласков как дитя.

Безразличие к морально-религиозным проблемам вообще характерно для символистов. Как и прочем декадентам, Константину Бальмонту равно близки и Бог, и Дьявол:

Я люблю тебя, Дьявол, я люблю тебя, Бог.
Одному - мои стоны, а другому - мой вздох,
Одному - мои крики, а другому - мечты.
Но вы оба велики, вы - восторг Красоты.

Андрей Белый одно время совершенно серьезно уверял своих слушателей, что его посещает белый Единорог , с которым он ведет беседы на клерикальные темы о природе Божественного. Он писал, что "художник противопоставлен Богу. Он вечный богоборец" .

В 1912 году поэт вместе со своей первой женой, Асей Тургеневой , увлекся антропософией ; в стихах этого периода у Белого часто упоминается слово "антропософия" , но без каких-либо попыток разьяснить сущность этого учения Одно время он мечтал о создании собственной религиозной системы, объединяющей учения Штайнера , Владимира Соловьева и Фридриха Ницше :

Взлетаем над обманами песков,
Блистаем над туманами пустыни...
Антропософия, Владимир Соловьев
И Фридрих Ницше связаны отныне.

Видимых конечных результатов этих увлечений у Белого не было. В свое антропософское учение ему удалось вовлечь Максимилиана Волошина , с которым они, в частности, принимали участие в строительстве антропософского храма Св . Иоанна ( Гетеанума ) в горах над Базелем в Швейцарии .

Вячеслав Иванов , идя по стопам своего духовного учителя Владимира Соловьева , пытался совместить христианство с античным культом Диониса . Он писал:

Земных обетов и законов
Дерзните преступить порог, -
И в муке нег, и в пире стонов
Воскреснет исступленный Бог!

При этом нужно заметить, что Иванову более интересн хтонический аспект Диониса , выступающего в качестве союзника Гекаты , страшной Богини колдовства и заклинаний, повелительницы ночных кошмаров:

Колдовал я, волхвовал я,
Бога Вакха вызывал я
На распутия дорог,
В час заклятый, час Гекаты,
В полдень, чарами зачатый:
Был невидим близкий бог.

Религиозным поэтом почитался и Николай Минский (Виленкин), до революции устраивавший у себя на дому "какие-то странные сборища, где в хитонах водили хороводы, а затем кололи палец невинной еврейки, каплю крови пускали в вино, которое потом распивали" (из воспоминаний З . Гиппиус ).В мае 1905 года Василий Розанов, Вячеслав Иванов и Николай Минский устроили собрание с целью "моления и некоей жертвы кровной, то есть кровопускания" . На роль жертвы вызвался один молодой музыкант, который разрезал до крови свою руку, его кровь смешали с вином и этой чашей обнесли присутствующих по кругу.

Все это были уже не столь безопасные игры в сатанизм, поскольку они оказывали сильное воздействие на собиравшихся. В комнате поэта-символиста Александра Добролюбова на Пантелеймоновской улице в Петербурге , где стены были оклеены черными обоями, а потолок выкрашен в серый цвет, совершались черные мессы в честь Сатаны, в которых принимал участие поэт Леонид Семенов , внук знаменитого географа П . П . Семенова Тянь-Шаньского . Семенов был эсером и едва не стал террористом. На квартире у Добролюбова посетители вовлекались в курение опиума и гашиша, велась проповедь самоубийства и притом столь успешно, что одна из его посетительниц действительно покончила с собой. Лишь после этого черные мессы у Добролюбова прекратились, а сам он "ушел в народ" , основал в Заволжье секту "добровольцев" , изображал из себя пророка, уговаривал крестьян отказаться от денег и имущества, от икон и попов. Его стихи представляют собою какую-то странную смесь покаяния и богоборчества, мотивов Метерлинка и песнопений русский сектантов. А потом он стал атеистом и вступил в Пролеткульт ...

(С)А.В.Доливо-Добровольский Николай Гумилев: поэт и воин

ереси, статья, поэзия, Серебряный век, личности, дьяволопоклонничество

Previous post Next post
Up