Образ мамонта в русском и сибирском фольклоре

Dec 12, 2009 12:24



...мы обнаруживаем подлинную причину разрушения всех унаследованных нами религиозных формул. Центр... царства загадок и опасностей определённо сместился. Для первобытных охотников тех тысячелетий эры человечества, когда саблезубый тигр, мамонт... были самыми явными проявлениями всего чужого - источника одновременно и опасности, средств к существованию - огромной человеческой проблемой было достижение психологической связи, позволяющая разделить дикость с этим существом. Произошло бессознательное отождествление- и тогда наконец получеловеческие- полуживотные фигуры мифологические тотемных предков перешли в область сознания.

(С) Джозеф Кэмпбелл "Герой с тысячью лицами, миф. Архетип. Бессознательное."

C мамонтом, по мнению В.Е. Ларичева, связана стержневая тема мифологической концепции Вселенной - процесса возникновения и эволюции мироздания. В мире, окружавшем палеолитического человека, мамонт выступал в разных ипостясях: творец Вселенной и ее символ, обобщающий символ мужского начала в аспекте творения Вселенной, обобщающий образ Вселенной, творец и устроитель Земли, дух Перисподней. Эти представления, передаваясь из поколения в поколение и трансформируясь, сохранились в этнической памяти многих поколений...

У нас Индрик-зверь всем зверям зверь,
И он ходит, зверь по подземелью,
Куда хочет он идет по подземелью,
Яко солнышко по поднебесью.
Он проходит все горы белокаменные,
Прочищает ручьи и проточины,
Пропущает реки, кладези студеные.
Куда зверь пойдет, тута ключ кипит,
Когда этот зверь поворотится,
Вскипят ключи все подземельные;
Когда этот зверь взыграется,
Вся вселенная всколыбается.
Все зверья земные ему, зверю, поклоняются,
Никому обиды он не делает, -
читаем в русском духовном стихе «Голубиная книга».

Что же это за таинственный "Индрик зверь" ? По всему русскому Северу, Сибири, Маньчжурии и Китаю распространены легенды о звере-кроте ростом со слона. "Тин-Шу постоянно держится в пещерах, похож на мышь, но достигает величины быка; он выкапывает себе пещеры в местностях, покрытых скалами и лесами" ,- повествует китайский трактат Бун-зоо-ганн-му, составленный в XVI в. Так людская молва связала с пещерами мамонтов, находимых во многолетней мерзлоте. Ну, а Индрик? Профессор С. Усов предполагает, что слово "Индрик" , так же как и встречающиеся в русских легендах другие названия этого зверя (инрог, индрог, индра),может происходить от ненецкого "йенгора" - "подземный вожак" ,то есть мамонт.

Придя в Сибирь, русские познакомились с легендами ее коренных народов. Узнали и о подземных гигантах, живущих в недрах подобно кротам.

Этот зверь много больше всех обычных животных. Настолько огромен, что не с кем его и сравнить. В сравнениях прибегают к кратному счету - «как пять лосей» , «как тридцать медведей» . Двигаясь к глубине, гигант может случайно попасть на поверхность. Чаще всего это бывает в обрывах над руслами рек. Не зная, что впереди, он роет ход по прямой и попадает наружу. Свет для подземного зверя смертельно опасен. Он умирает мгновенно даже при слабом свете звезды. Никто не видел зверя живым.

К моменту прихода русских в Сибирь охота на мамонтов была позабыта, а в результате случайных находок возник новый мифологический образ. По сути своей этот образ вторичен.

В верованиях крестьян Сибири образ Мамоны - демонического существа - слился с образом мамонта - огромного зверя: «Мамонт-зверь ходит под землей, как рыба в воде; если выйдет в яр, то умирает» (Том.).

В народных поверьях мамонт - животное, обитавшее на земле в стародавние времена. Нередко мамону представляют продолжающим жить под землей и под водой, скрытно от глаз человеческих. Мамон наделяется особой разрушительной (и созидательной) силой. Одним своим движением он изменяет ландшафт, прокладывает русла рек и т. и.

«Мамонты жили только спервоначалу века - очень недолго. От них пошли реки и речки. Куда мамонт идет, туда по его следам протекали большие реки; куда он глазом кинет, оттуда зачинались мелкие речки и ключи. Теперь мамонты живут под землею» (Енис.).

«Есть зверь мамонт необыкновенной величины, который ходит под землей как под водою» (Нижегор.).

Упоминание о Мамоне беззаконном , мамонте насыльном и нахожем - опасных демонических существах - встречается в заговорах и историко-литературных памятниках.

В «Молитве Архистратига Михаила от у скопу» ( конца XIX в.) говорится о Мамонте - «бесе проклятом» .

В апокрифах демонический персонаж Мамона (Мамонт) (облик его подробно не описывается) - один из представителей «силы бесовской» , противостоящей Богу и ангелам. Этот образ, по-видимому, возник вследствие народного переосмысления евангельского образа Мамоны (божества богатства) - "не можете служить Богу и мамоне" (Мф. 6:24). В русских говорах мамона порой употребляется в библейском значении «имени божества у некоторых древних народов» ; но в то же время мамон во многих областях России означает и «желудок, брюхо» , а «мамонить» - «соблазнять, обжираться» .

Образ «всемогущего зверя мамонта» рисует записанный в Нижегородской губернии заговор «на Мамонву кость» (мамонтовы кости могли почитать «богатырскими», а также оберегающими от порчи): «До потопа сей зверь пребывал, а после потопа погиб, до потопа он проходил горы и каменья и истоки родные и все были покорны и поклонны и не противились. Такой бы и я был, всеми честен и величав, и что буду во пиру, во беседе, за столами убранными, с яствами сахарными, за питьем медвяным просить и говорить, прошение мое не оставляли, преступление не поминали, и как павлин по паве тоскует, так бы люди о мне тосковали и горевали и на все мои пути и перепутья смотрели вовеки. Аминь трижды» .

Крестьянские рассказы о мамоне очень живы и детальны: «Мамонт своим Внешним видом и строением напоминает быка или лося, но размерами своими ж значительно превышает этих животных: мамонт в пять-шесть раз больше (самого большого лося. На голове у мамонта имеются два громадных рога: рога такие гладкие, розовые и чистые, слегка изогнутые, как у быка, но не ветвистые, как у лося. Копыта у него раздвоенные. Как и чем питается мамонт ~ неизвестно говорят, что он питается каким-то составом, имеющим вид камня. <...> Мамонт живет исключительно в земле и притом на значительной глубине» неподалеку от берегов большой реки мамонт роет себе в земле логовище-пещеру оттуда ходит на водопой).

Мамонт не любит солнечного света... Во все летние месяцы мамонт укрывается в земле. В зимнее же время, когда речная вода укрыта от солнечного света толстым льдом и снегом, мамонт любит проводить время в самой реке, подо льдом. Часто в зимнее время можно видеть на льду реки широкие трещины, проникающие всю толщу льда, а иногда можно видеть, что лед на реке расколот и раздроблен на множество некрупных льдин - все это видимые знаки и результаты деятельности мамонта: разыгравшееся и расходившееся животное ногами и спиною ломает лед».

«Весною, с разлитием рек, когда лед тронется и несутся льдины по воде, мамонт начинает сердиться на то, что льдины уходят; в ярости мамонт хватает лапами и рогами льдины и задерживает их и таким образом на реке по местам производит значительные заторы льда. Нередко случается при этом, что льдины затирают и насмерть давят самого мамонта. Оттого-то кости мамонта всего чаще находят в воде, на дне реки, и в берегах рек в земле, всегда на значительное глубине. Мамонт по своему нраву животное кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое, при встрече с человеком мамонт не только не нападает на него, но даже льнет и ластится к человеку» (Тобол.).

Подробное исследование сибирских поверий, связанных с мамонтом и «мамонтовыми костями», было предпринято В . Н . Татищевым во время разыскание им, по указу Петра I, рудных месторождений. Описание мамонта в его материалах совпадает с описаниями XIX-XX вв.: «Сей зверь, по сказанию обывателей, есть великостию с великого слона и больше, видом черн, имеет у головы два рога, которые по желанию своему двигает тако, якобы оные у голода на составе нетвердо прирослом были. <...> Оной зверь живет всегда под землею с места на место приходит, очищая и предуготовляя путь себе имущими рогами якобы некоторыми снастьми, но не может никогда на свет выттить; когда ж он так близко к поверхности земли приближится, что воздух ощутит, то умрет. О пище его не что иное мнят, как токмо самая сущая земля, притом же некоторые сказуют, что он не может в тех местах жить, где люди на земли поселились но удаляется в места пустые и ненаселенныя» .

Не останавливаясь лишь на изложении поверий, В. Н. Татищев подробнее характеризует «мамонтовы кости» , которые рыбаки и охотники находят нет янно «наиболее в странах северных, яко в провинциях Тунгуской, Якуцкой Северной Даурии, Обдории, Удории, Кондории и Угорий, на местах инных токмо при реках, где водою берег обмоет и земля обвалится...» . Он подчеркивает, что «хотя обретаются разные кости, яко головы, позвонки, рёбра, голени и протчия, однако протчих всех, кроме рогов, не берут, понеже токмо сии употребление годны» (рога, за высокую цену, продают «токарям, рещикам, купцам, торгующим в Китай» , «немало же количество привозят и в Москву» .

По наблюдениям В. Н. Татищева, убеждение местных жителей в реальном существовании обитающего под землей мамонта зиждется на различных факторах. Во-первых, тем, что некоторые видели хорошо сохранившиеся останки мамонтов. Другие «видали, где он ходит, сказуя, что земля под ним с великими лесами подымается великими буграми, а позади его падает и остаются глубокие рвы и леса падают; таковых ям показуют там на разных местех множество» . Третьи уверяют, что мамонты существуют, но почти не встречаются человеку, так как "от жительства людей бегут" .

Но основные представления, связанные с мамонтом, остаются почти неизменными на протяжении нескольких веков. Мамонт, который, по поверьям XIX - начала XX в., продолжает обитать в земных глубинах, - своеобразный "хозяин подземных недр; воплощение глубинных, стихийных сил, таящихся в земле, в подземных и наземных водах. Мамонт - существо могучее, но едва несущее свою силу; движения его могут быть сродни половодью, обвалу, землетрясению"

"Где мамонт пойдет, там реки делаются; где ляжет - там озера делаются" , узнаем из долганского фольклора. В нганасанском мифе боги, увидев, что мамонты ломают землю, шагая по ней, сочли необходимым истребить этих животных, опять-таки отправив их под землю. Ханты считали его покровителем предков. Изображения предков часто выполнялись ими из бивня мамонта. Селькупы верили, что он живет под землей, охраняя вход в мир покойников.

В мифологических представлениях селькупов мамонт (по некоторым данным, медведь или мамонт-медведь) выступал охранителем входа в подземный мир, землю умерших - латтарыт тэтты (Вместе с мамонтом землю подпирает тэттып вэчинтыль кэлы - "землю держащая на весу рыба" .

Селькупы часто изображали мамонта внешне схожим с медведем .Поэтому его называли "покойницкую землю караулящий зверь" ( латтарыт тэтты аттынтыль сурып )” [другое название - латтарыт тэттыт чипыль аттынтыль матырыль коркы ( "покойницкой земли конец караулящий богатырский медведь" )]. По иной мифологической версии, сохранявшейся до 20-х гг. XX века, мамонт не был охранителем мира мертвых, а поддерживал плоскую, "как тарелка" , Землю. Его считали могучим духом-хозяином всей земли и воды. Возможно, именно эти представления о мамонте отражают наиболее архаичный пласт мифологии селькупов.

Аналогичны мифологические представления соседних эвенков: мамонт - сэли (в различных фонетических вариантах) - это помощник творца, который принимал участие в сотворении земли, а затем, провалившись под землю, стал добрым духом-охранителем входа в Нижний мир. Его изображали сочетающим черты лося и рыбы. По фольклорно-мифологическим преданиям ненцев, мамонтов (я’ хора - "земляной олень" ) вместо оленей использует легендарный народ сихиртя, живущий в толще земли, в сопках.

Древние якуты называли мамонта Уу обупа , что можно перевести как "водяной бык" . Мамонт, согласно поверьям, обитал либо под водой, либо под землей, редко выбираясь на поверхность. Как правило, чтобы умереть, забрав при этом в Нижний мир всех, кто вольно или невольно стал свидетелем его смерти.

Обычно Уу обупа дремлет под толщей вод, укрытый толстым слоем льда, но если кто-то или что-то потревожило его сон, водяной бык гневается и выбирается наружу, круша лед своими рогами (бивнями). Такое представление сложилось из-за того, что древние предки якутов регулярно находили остатки мамонтов, вмерзших в лед.

Ряд якутских специалистов считает также, что именно облик мамонта лег в основу мифа о Быке Зимы - свирепом духе мороза, периодически выбирающемся из Нижнего мира , чтобы морозить мир Срединный. Медленной и мерной поступью идет он вдоль русла реки Лены, источая ледяной убийственный холод своими рогами (бивнями), и только с падением этих рогов на землю (весной) ярость Быка Зимы утихает - он возвращается обратно в Нижний мир.

Образ мамонта в якутском фольклоре имеет и еще одну интересную особенность: если в якутской мифологии все иччи (природные духи) имеют человеческую ипостась и могут вступать в контакт с людьми, то страшный мамонт людей игнорирует. Фактически мамонт - единственное создание в мифологических верованиях древних якутов, которое "инертно" . Не требует почитания и общения с человеком.

Общаться с мамонтами, не боясь кары, мог только шаман, да и то не всякий. К примеру черные шаманы , даже самые сильные, не смели тревожить дух мамонта своими призывами. Только белые шаманы , занимавшиеся отправлением ритуалов во славу небожителей, могли позволить себе прибегать к заступничеству мамонтов.

Со слов могущественного шамана Сапалаай (Суздалоа И.А.), айыы ойууна (белые шаманы) могли призывать на помощь особого зверя-помощника, которому доверяли хранить свою душу. Звали такого зверя Ийэ-кыыл ( "мать-зверь" ). В описаниях Сапалаая Ийэ-кыыл - создание, практически не отличимое от Уу обула. Возможно, речь идет о женском обличье одного и того же создания. Заручившись поддержкой Ийэ-кыыла, белый шаман доверял ему самое ценное, что у него есть, - часть триединой души. Древние якуты считали, что у человека душа состоит из трех частей - ийэ-кут ( "мать-душа" ), буор-кут ( "земля-душа" ) и салгын-кут ( "воздух-душа" ). Мамонт становился хранителем ииэ-кут - материнской души, которая могла под защитой такого могущественного создания выходить из тела и путешествовать по всем трем мирам, приняв силу и форму своего духа-хранителя.

Одно из самых стойких поверий, которые якуты, судя по всему, переняли у эвенков, свидетельствовало о том, что человек, нашедший тушу мамонта, обречен. Уу обупа не терпит свидетелей собственного бессилия и гибели (а на поверхность он выходит только умирать), потому его дух мстит им и после смерти.

Широкую известность "проклятье мамонта" получило после гибели охотника Христофора Стручкова . В 1972 году охотник, бродя по тайге, наткнулся на скелет мамонта, который сдал властям. В награду Стручков получил премию в 700 рублей (очень даже неплохо по тем временам). История умалчивает, успел ли погулять на них охотник, но известно, что в короткое время этот здоровый крепкий мужчина неожиданно тяжело заболел и умер. Его перепуганные сын и дочь немедленно вернули деньги властям, и болезнь их не тронула.

После этого старики в улусах много говорили о том, что дух Уу обупа наказал смельчака, и вспоминали, как в старину погибали не то что семьи - целые селенья, нарушившие последний сон мамонта. Специалисты-палеонтологи считают, что такой страх перед мертвыми мамонтами возник далеко не на пустом месте. Найденные тела мамонтов могли быть отравлены трупным ядом или сами по себе служить источниками инфекции - язвы, чумы и т.д.

По представлениям эвенков, мамонт - Сэли является участником сотворения мира.Он доставал бивнями землю с морского дна и бросал комьями - так земля стала большой. Сэли считался помощником творца, принимавшим участие в сотворении земли. Вместе со змеем Дябдаром (по вариантам мифа - в процессе их драки) Сэли осушил землю, выворачивая со дна песок, глину и камни, которые превращались в равнины, горы и утесы. Затем Сэли и Дябдар провалились под землю, став духами - охранителями входа в нижний мир.

Сэли вошел в число основных духов-помощников шаманов. Металлические изображения мамонта, совмещавшие черты лося и рыбы, пришивались к спине костюма шамана, а деревянные (иногда двуголовые) фигуры ставились перед входом в шаманский чум.

В более поздние времена огромное чудовищное животное стали считать самым сильным из подземных духов, которые находились в распоряжении у шамана. К помощи мамонтов шаман прибегал во время путешествий по подземному миру или когда вступал в борьбу с другими шаманами.

Идентичные представления о мамонте - козар были отмечены Н. П. Григоровским у нарымских селькупов в виде сурикозар - "мамонт-зверь" и кволикозар - "мамонт-рыба" , являвшихся как бы естественной трансформацией соответственно лося и щуки , достигших "совершенной старости" . Места их обитания, чаще всего озера, именуемые пурулто - "озеро черной воды" , были опасны для передвижения как летом, так и зимой. После смерти этих созданий "мясо их каменеет" .

Близки селькупским были представления о мамонте - вэс у васюгано-ваховских хантов. Считалось, что в него может превратиться старая собака, заяц или рогатая щука (этнсарт). Кроме них преполагалось существование таких чудовищ, как окуневый вэс и ершовый вэс, имевших меньшее значение в мировоззрении хантов. Вэс считается конечным во времени, но не рождается.

Народам Зауралья мамонт вообще часто представлялся как гибрид известных животных, например, лося, щуки и медведя. Считалось, что, достигая глубокой старости, эти животные не умирали естественной смертью, а уходили под землю и там превращались в мамонтов.

В пользу этого утверждения можно привести характерную для некоторых групп эвенков манеру изображения мифического и шаманского существа - мамонта, что было отмечено А . И . Мазиным : «Характерной особенностью изображения мамонта у верхнеамурских эвенков является его представление в разных обликах, многоликость. Так, на подвеске шаманского костюма наиболее сильного шамана начала ХХ века С.А. Григорьева из рода Каптугар мамонт изображен в образе налима с небольшими ножками и лосиными рогами» .

Иногда мамонт изображается в облике лося : При проведении весеннего обряда сэвэкан информатор Н . А . Николаев из рода Донгой изготовил мамонта в образе стилизованного лося. В декорации обряда он стоял у входа в шаманскую юрту как земной страж шаманских духов и участников обряда. Г . М . Василевич также обращала внимание на смешение образов лося и мамонта: «Представление о мамонте вошло в шаманскую мифологию, и это огромное чудовищное животное было введено в ранг шаманских духов. ...По мифологии это чудовищное животное было поселено на средней части нижнего шаманского мира - большой реки «Энгдекит», протекающей в стране мертвых, на самые высокие и самые крутые» утесы. Оно стоит в ряду самых страшных духов. Но наряду с этим «калир» обозначает большое деревянное изображение пороза (лося или оленя), которое изготовляется для камлания, «икэнипкэ». Устанавливают его снаружи от чума, в котором происходит хоровод, за «малу» (место против входа за очагом), около трех воткнутых в землю священных деревьев: лиственницы, березы, кедра. Это один из духов-помощников, который «несется» вместе со всем народом и шаманом к истоку реки» .

Схожее представление о смене культа мамонта на культ лося находим в фольклоре других сибирских народов: «Среди тазовских остяков бытует легенда о том, что «мамонт» появился из старого дикого оленя, который последние годы своей жизни провел, лежа в озерах, а с превращением в мамонта перешел реку и начал ходить только под землей, от чего и обваливаются яристые берега. О такой же связи дикого оленя или лося и водной стихии свидетельствуют и другие предания, в которых выступает уже не «мамонт», а лось в его чистом виде, хозяин «чертового озера». Подобное предание есть и у североамериканских индейцев. Связь лося или дикого оленя с потустронним миром отмечали многие исследователи» .

Бивень мамонта, залегающий в глубине вечной мезлоты, тысячелетиями подвергался воздействию сильных магнитных полей земли и смог накопить много полезной энергии, благотворно влияющей на здоровье человека; поэтому с древних времен изделия, сделанные из бивня, использовались как талисманы. Возможно, что и сами изделия из мамонтовой кости обладали определенным сакральным смыслом. Это объясняется тем, что кость извлечена из-под земли, а значит, она уже побывала в подземном мире - «на том свете» . Помимо этого, в мифологических представлениях народов Севера и Сибири мамонт нередко является духом праосновы всего - символом неумирающей вечности. Мамонт прорывает новые русла рек, объединяет в себе воду и сушу, охраняет путь шамана...

фольклор, медведь, шаманизм, религия, язычество, мамонт, колдовство, ритуал, Сибирь, животные, каменный век, мифология

Previous post Next post
Up