Общая систематика атрибутов сибирских шаманов (по Е.Д. Прокофьевой)
Шаманские головные уборы . Многие шаманы ( ненецкие , селькупские , долганские , эвенкийские , нанайские , удэгейские , якутские и др.) имели несколько головных уборов. Наиболее распространенные: 1) узкие повязки, в том числе из древесных стружек; 2) мягкие головные уборы; 3) железные венцы; 4) шапки (имели меньшее распространение); 5) своеобразные уборы с птичьими перьями (у народов Саяно-Алтая ); 6) шапки типа капоров (у хакасов и амурских народов ): ведут свое происхождение от цельной шкуры, снятой «чулком» (целиком) с головы зверя; 7) головной убор из цельной шкуры филина с головой и крыльями ( телеуты ); 8) головной убор из цельной шкуры журавля ( эвенки ); 9) железный венец с прикрепленными к нему натуральными оленьими рогами ( эвенки ).
Шаманский ритуальный плащ . Целая группа народов обладала набором стружковых повязок в качестве шаманского костюма - нанайцы , удэгейцы , нивхи , негидальцы , орочи . Недостаток материала не позволяет утверждать что-либо определенное о ритуальной глухой одежде, которую шили из двух шкур и слабо украшали подвесками и бахромой. Возможно, подобные костюмы были когда-то у ненецких или эскимосских шаманов.
Шаманские костюмы сходны у самодийских народов и изолятов: у энцев , нганасан , селькупов , кетов . Наиболее общим комплексом считается кето-селькупский ; для кетов и селькупов характерны вышивка и рисунок. На селькупских и кетских шаманских костюмах и нагрудниках имеются подвески, сходные с энецкими , - многоголовые железные пластинки. У селькупов есть особые подвески: антропоморфные изображения уродцев - безголовых, безруких духов ( «войско шамана» ), зооморфные изображения - птицы, ящерицы из металла или вышитые оленьим волосом, или нарисованные.
Шаманский костюм - символ «зверя-птицы» . Практически любой шаманский костюм есть символ «зверя-птицы» . Шерсть-перья «зверя-птицы» изображались на шаманских костюмах с помощью разных художественных приемов: 1) натуральными шкурками животных и птиц, перьями птиц; 2) металлическими или кожаными жгутами; 3) ланцетовидными, трубчатыми или пластинчатыми подвесками.
Позднее металлические и кожаные жгуты стали символизировать «дороги шамана» , а ланцетовидные, трубчатые и пластинчатые подвески - бронь (кольчугу) шамана.
Ритуальный нагрудник . Нагрудник составлял с костюмом единое целое, дополняя образ «зверя-птицы» . На большинстве нагрудников имелось изображение грудной кости птицы, ребер, ключицы, что является наиболее древним оформлением. На некоторых нагрудниках среди подвесок помещали изображения сердца, пупка, сосков, дыхательного горла, пищевода и т.п.
Ритуальные подвески . Подвески к шаманскому костюму: металлические, набивные, тканые; вышивки, аппликации представляли единое целое с шаманским плащом (кафтаном, костюмом), головным убором, создавая единый образ того или иного зверя - Медведя , Лося , Оленя , Волка - или птицы - Гагары , Утки , Филина , Лебедя , Ворона и т.п.
Исторически наиболее ранним считается эвенкийский комплекс шаманской одежды, более поздним - якутский комплекс.
Общие черты шаманских подвесок . Общими чертами обладают подвески забайкальских эвенков и бурят : 1) аркалан (основная подвеска, надеваемая отдельно); 2) многочисленные ленты с оригинальным орнаментом, с пришитыми аппликациями изображений птиц и животных, подвешиваемые к аркалану; 3) характерные толстые круглые жгуты, изображающие многоголовых змей; 4) кованый железный прут - «позвоночник» ; 5) кованые железные цепи - «дороги шамана» .
На шаманских плащах, символизирующих зверя-птицу, из животных чаще всего встречаются подвески, изображающие оленя или лося (аркалан - подвеска, символизирующая этих животных). Встречаются изображения выдры, волка, медведя и собаки, из птиц - орла (двуглавого), филина, журавля, утки, гагары, гуся, кукушки.
(C) Т. Жеребина Сибирский шаманизм Спб., Амформа 2009