Общая систематика атрибутов сибирских шаманов

Dec 08, 2009 23:31



Общая систематика атрибутов сибирских шаманов (по Е.Д. Прокофьевой)

Шаманские головные уборы . Многие шаманы ( ненецкие , селькупские , долганские , эвенкийские , нанайские , удэгейские , якутские и др.) имели несколько головных уборов. Наиболее распространенные: 1) узкие повязки, в том числе из древесных стружек; 2) мягкие головные уборы; 3) железные венцы; 4) шапки (имели меньшее распространение); 5) своеобразные уборы с птичьими перьями (у народов Саяно-Алтая ); 6) шапки типа капоров (у хакасов и амурских народов ): ведут свое происхождение от цельной шкуры, снятой «чулком» (целиком) с головы зверя; 7) головной убор из цельной шкуры филина с головой и крыльями ( телеуты ); 8) головной убор из цельной шкуры журавля ( эвенки ); 9) железный венец с прикрепленными к нему натуральными оленьими рогами ( эвенки ).

Шаманский ритуальный плащ . Целая группа народов обладала набором стружковых повязок в качестве шаманского костюма - нанайцы , удэгейцы , нивхи , негидальцы , орочи . Недостаток материала не позволяет утверждать что-либо определенное о ритуальной глухой одежде, которую шили из двух шкур и слабо украшали подвесками и бахромой. Возможно, подобные костюмы были когда-то у ненецких или эскимосских шаманов.

Шаманские костюмы сходны у самодийских народов и изолятов: у энцев , нганасан , селькупов , кетов . Наиболее общим комплексом считается кето-селькупский ; для кетов и селькупов характерны вышивка и рисунок. На селькупских и кетских шаманских костюмах и нагрудниках имеются подвески, сходные с энецкими , - многоголовые железные пластинки. У селькупов есть особые подвески: антропоморфные изображения уродцев - безголовых, безруких духов ( «войско шамана» ), зооморфные изображения - птицы, ящерицы из металла или вышитые оленьим волосом, или нарисованные.

Шаманский костюм - символ «зверя-птицы» . Практически любой шаманский костюм есть символ «зверя-птицы» . Шерсть-перья «зверя-птицы» изображались на шаманских костюмах с помощью разных художественных приемов: 1) натуральными шкурками животных и птиц, перьями птиц; 2) металлическими или кожаными жгутами; 3) ланцетовидными, трубчатыми или пластинчатыми подвесками.

Позднее металлические и кожаные жгуты стали символизировать «дороги шамана» , а ланцетовидные, трубчатые и пластинчатые подвески - бронь (кольчугу) шамана.

Ритуальный нагрудник . Нагрудник составлял с костюмом единое целое, дополняя образ «зверя-птицы» . На большинстве нагрудников имелось изображение грудной кости птицы, ребер, ключицы, что является наиболее древним оформлением. На некоторых нагрудниках среди подвесок помещали изображения сердца, пупка, сосков, дыхательного горла, пищевода и т.п.

Ритуальные подвески . Подвески к шаманскому костюму: металлические, набивные, тканые; вышивки, аппликации представляли единое целое с шаманским плащом (кафтаном, костюмом), головным убором, создавая единый образ того или иного зверя - Медведя , Лося , Оленя , Волка - или птицы - Гагары , Утки , Филина , Лебедя , Ворона и т.п.

Исторически наиболее ранним считается эвенкийский комплекс шаманской одежды, более поздним - якутский комплекс.

Общие черты шаманских подвесок . Общими чертами обладают подвески забайкальских эвенков и бурят : 1) аркалан (основная подвеска, надеваемая отдельно); 2) многочисленные ленты с оригинальным орнаментом, с пришитыми аппликациями изображений птиц и животных, подвешиваемые к аркалану; 3) характерные толстые круглые жгуты, изображающие многоголовых змей; 4) кованый железный прут - «позвоночник» ; 5) кованые железные цепи - «дороги шамана» .

На шаманских плащах, символизирующих зверя-птицу, из животных чаще всего встречаются подвески, изображающие оленя или лося (аркалан - подвеска, символизирующая этих животных). Встречаются изображения выдры, волка, медведя и собаки, из птиц - орла (двуглавого), филина, журавля, утки, гагары, гуся, кукушки.

(C) Т. Жеребина Сибирский шаманизм Спб., Амформа 2009

фольклор, шаманизм, Алтай, религия, книги, статья, Боги, язычество, ритуал, колдовство, костюм, Сибирь, мифология, история

Previous post Next post
Up