Тимоти Тредвелл, "человек-гризли"

Mar 29, 2009 20:01



За период с 1993 года при съемках медведей в дикой природе погибло 12 профессиональных фотографов, или лиц, их сопровождавших. Это - больше, чем их погибло при съемках тигров, леопардов, львов и акул вместе взятых.

Тимоти Тредвелл известен в Америке как исследователь гризли. На протяжении 13 лет он отправлялся каждое лето в национальный парк Катмай на Аляске и снимал телепрограммы о жизни медведей гризли. Несмотря на то, что эти медведи очень опасны, он подбирался к ним очень близко, буквально играл с ними - и от этих кадров иногда действительно захватывает дух.

Медведи гризли были всей его жизнью. Он любил их как никого больше. Он давал им имена. Когда-то в молодости он очень сильно выпивал, но потом решил заниматься медведями - и бросил это дело. Если в детстве он засыпал в обнимку с большим плюшевым медведем, то теперь, во взрослой жизни он точно так же игрался с большими и настоящими животными. Вся история его жизни - это история человека, который так и не повзрослел. Еще это история очень одинокого человека, которому надо представить, что он кому-то нужен и что кто-то его любит.

Вернер Херцог начал работу с этими видеоматериалами после гибели Тимоти Тредвелла и его спутницы Эмми Хугенард - их съели медведи. Повествование начинается как лирический рассказ о друге животных, о меланхоличном рыцаре природы. Продолжается как исследование о мятежных исканиях несостоявшегося актера - каковым пытался когда-то быть Тимоти Тредвелл. Далее следует психологический триллер о человеке, которым овладевает мания идентификации себя с другой - не человеческой - креатурой. Например, с лисенком или медведем, с теми, кто лишен давления социума, его иерархии, его обязательств, но кто наравне с людьми владеет природой. И заканчивается как кошмар: в нескольких дублях видеосъемок Тредвелла мы видим выплески его агрессии против человека как "устройства" неправильного, тотально неправильного.

И возникает оборотная сторона истории - еще, может быть, нам всем повезло, что Тредвелл решил самовольно уйти к медведям: он мог такого натворить среди ненавистных ему людей. Зрелище будоражащее, пугающее и серьезное. Метафорический рассказ о мироустройстве. О недоверии к цивилизации, о нечеловеческой попытке преодолеть брезгливость по отношению к людям.

Человек-Гризли / Grizzly Man (2005)

Бонус - ссылка на статью замечательного исследователя и путешественника Михаила Кречмара "Корректно разойтись с медведем"

Феномен медведя, как зверя, по мнению многих обывателей, потенциально добродушного и безвредного, уходит корнями в относительно современные детские сказки - английские - о Винни-Пухе, немецкие - про Бумми, американские - про Йоги. Лично мне кажется, что эти сказки задолжали человечеству, как минимум, несколько сотен жизней - тех, кто попробовал перенести их обаяние на реального бурого медведя - недоброго и угрюмого таежного отшельника. Кстати, исторические оригиналы народных сказок рисуют медведя (в частности, бурого) достаточно несимпатичным, вероломным и пакостным зверем (обратимся к сборникам Александра Афанасьева) - именно таким он казался в исторические времена людям, которые жили с ним бок о бок. На самом деле, немного зверей кажутся столь милыми и очаровательными, как маленькие медвежата. Другое дело, в кого они превращаются, достигнув трехлетнего возраста. В качестве иллюстрации можно заметить, что именно медведи-самцы целенаправленно строят свое питание на ловле собственных детей - как раз этих очаровательных медвежат, в местах медвежьего изобилия.

медведь, Интернет, животные, люди, кино, ссылки

Previous post Next post
Up