"..Печаль Тонатиу о павших на войне.."

Nov 09, 2008 20:07



Мексиканские воины полагали, что они продолжали служить Солнцу и после смерти, и, как скандинавских герои в Вальхаллу , после смерти они входили в небесные чертоги, где их ждали те же радости, что и при жизни. Подобно викингам, ацтеки боялись умиреть в постели от старости, и жаждал смерти на поле боя. Это отчасти объясняет их отчаянное сопротивление испанцам Кортеса , хронисты которого заявили, что ацтеки, казалось, искали смерти в бою.
Воин, погибший в бою, становился спутником Солнца, поэтому в доиспанский период пели религиозные гимны, молитвы, в которых говорилось:

Солнце, Владыка земли,
Создатель всех вещей!
Мы благодарим тебя за честь, которую ты
Предоставил тем, кто умерли на войне!..

В большинстве мезоамериканских войн основные потери побежденной стороны приходились не на убитых, а на взятых в плен. Правда, участь пленных была не лучше: обычно их торжественно приносили в жертву. Но убивать в бою противника не полагалось.
Точнее, полагалось только в крайнем случае. Убивали рядовых воинов, если они мешали прорваться к предводителю. Убивали, защищаясь, представители проигравшей стороны: им самим бы в плен в таком случае не попасть. Но и образцы оружия, и правила обращения с ним, и приемы ближнего боя были предназначены для того, чтобы оглушить, сбить с ног, ранить противника, не умерщвляя его.
Владение копьем предполагало не столько уколы наконечником, сколько подсечки и удары древком, болевые замки с захватом конечностей, запутывание вражеского оружия веревочной привесью, укрепленной на древке. Распространились и копья типа цепляющих (но не пробивающих) гарпунов: сложной формы наконечник со множеством ответвлений и веревка на древке помогали «выдернуть» вражеского воина из строя, проволочь его по земле, скрутить..



Даже при наличии оружия свободная рука работала на захват противника. Но в условиях «неубивающего» боя его участники очень часто сходились в рукопашной схватке. Тогда в ход шли еще и толчковые удары ладонями и ступнями, тыльной стороной кисти, коленом…
Иногда даже «пленящее» оружие не применялось по принципиальным соображениям: некоторые города государства выставляли друг против друга безоружные отряды для символических войн, сопровождавшихся совсем не символическим взятием в плен и уж тем более не символическим жертвоприношением. А иногда почти безоружный боец должен был противостоять вооруженному - в последние века мезоамериканской истории распространился обычай «войны цветов» : наиболее сильное племя, с которым уже никто не осмеливался воевать, приказывало кому-либо из подчиненных народов начать против него боевые действия. При этом «вассалы» вместо оружия должны были использовать ..цветочные букеты.
Впрочем, и во время стандартных войн сражающиеся как бы облегчали друг другу возможность взятия в плен. Например, выбривая волосы по бокам головы, оставляли пучок на макушке, за который было легко провести захват. Эта была своеобразная бравада вполне реальной опасностью.



Как элемент образования , воинское дело и приемы обращения с оружием все ацтекские мальчики узнавали в школе. Однако, только лучшие ученики могли добиться чести стать элитой - «воинами орла» или «воинами ягуара» .



Воины Орла или рыцари Орла (в классическом Науатле cuāuhtli ), были особой разновидностью ацтекской армии. Наряду с воинами Ягуара, воины Орла были единственным ацтекским воинским обществом, доступ в которое не был ограничен лишь аристократии, но до которого даже простого человека, "macehuales" , можно было бы допустить за его особые заслуги.
Чтобы считаться взрослым воином, мальчик должен был захватить своего первого пленника., Однако, чтобы заработать звание воина Орла (равно как и воина Ягуара), в одном сражении необходимо было пленить 4 или 5 пленников.
Униформа воинов Орла была демонстративно изношенной, чтобы показать их храбрость на поле боя. Их щиты были ярко окрашены и покрыты перьями. На головах они носили шлемы в виде орлиных голов, и использовали перья орла в качестве украшения.



"Воины ягуара" (в классическом Науатле ocēlōtl ) , составляли, наравне с воинами Орла профессиональные подразделения ацтекской армии.. Эти два тотема использовались из-за веры в то, что орел и ягуар представляли Солнце и Луну соответственно. Воины Ягуара использовались как бойцы передней линии в военных кампаниях, тогда как воины Орла были разведчиками, шпионами и посыльными.
Эти группы имели различные социальные преимущества, такие как освобождение от налогов. Воины Ягуара носили красочные костюмы, включающие шкуры ягуаров, и владели особыми военными щитами ( chimalli ).



Трудно сказать, уместна ли аналогия между воинами Орла и Ягуара и европейскими духовно-рыцарскими орденами, однако элитарный характер и высокая боеспособность этих воинских сообществ испанскими хронистами отмечались.
Конечно, в «школах» (известно их ацтекское название: «солдатская» школа - тельпочкалли , «офицерская» - кальмакак ) учили не только единоборствам, но и другим элементам физической и духовной культуры. Но даже чисто религиозные (а не религиозно-боевые - такие, как «танец тростника» , описанный Диего де Ланда в обычаях юкатанских майя, когда испытуемый, танцуя в «нижнем присяде» уклонялся, отбивал и ловил на лету пускаемые в него из копьеметалки, увеличивающий втрое - вчетверо силу броска, боевые дротики). Церемонии, тонкости которых должен был знать любой выпускник, зачастую требовали воинской подготовки. Так, священная игра в мяч «володар» (в переводе означает - «полет» : ее участники действительно «летали» в прыжках по площадке) обладала невероятной сложностью. Каучуковый мяч надлежало подбивать любой частью тела, кроме головы, ступни и кисти; при этом мяч, как и игрок, должен был касаться земли лишь на мгновение. Несмотря на прыгучесть, участники должны были обладать настоящей мышечной «броней»: по описаниям, неподготовленного человека мяч мог сразить насмерть. Проводясь в официальной обстановке, во время религиозной церемонии, володар становился роковым для капитана проигравшей команды: его приносили в жертву. Но в менее официальных условиях ученики тельпочкалли занимались им почти ежедневно. Есть данные, что даже некоторые виды «товарищеской» борьбы проходили по правилам володара: с подключением всего тела, кроме кистей рук из ступней ног.



Немудрено, что прошедшие такую подготовку индейцы становились отменными воинами, и испанцы справедливо отмечали, что «по ловкости мексиканцы превосходили даже жителей Индии, Явы и Китая» .
Особенно страшен в руках индейского воина был макуавитль - метровый деревянный «меч» (или плоская дубинка) с лезвиями, образованными вкладышами из острейшего обсидиана. Испанский хронист Берналь Диас как-то раз обмолвился, что в схватке один на один ацтек с таким деревянно-обсидиановым мечом не намного уступал испанскому фехтовальщику со стальным оружием. А уж в схватке нескольких десятков против одного..



Впрочем, численное превосходство ацтеков не всегда было столь громадным: испанцы часто «забывали» упомянуть о многотысячном воинстве своих индейских союзников - тлашкланцев , тотонаков и других племен, которые, устав от «войн цветов» и прочих прелестей, охотно примыкали к конкистадорам, действуя по принципу «враг моего врага мой друг» .



И все таи на каждого из испанцев, всегда сражавшихся во главе союзных колонн, приходилось множество ацтеков - отлично вооруженных, прикрытых броней из многослойной стеганой ваты (тоже не намного уступавшей стальным доспехам). Те же воины Орла или Ягуара вовсе не бежали - как это изображают некоторые историки - от грохота примитивных малочисленных аркебуз и при виде отличной, но тоже малочисленной, конницы. Наоборот, по словам того же Диаса, индейцы «..с величайшим мужеством бросались грудью на железо» .



Не в этом ли одна из причин поражения индейцев? Отличная техника боя, разработанная в школах тельпочкалли и кальмакак , вовсе не требовала бросаться грудью на вражеское оружие. Наоборот, он сочеталась с хорошей увертливостью, применимой даже в плотном строю. Пример из последнего отрезка доиспанской истории: во время ритуальных боевых игр в ацтекской столице Теночтитлане один умелый воин, вооруженный миниатюрной копией макуавитля (причем это был не просто уменьшенный меч, а его деревянная основа, без обсидиановых вкладышей) одолел поочередно шестерых (!) противников с боевыми макуавитлями, не получив при этом ни царапины. Правда, после этого боя он настоял, чтобы его все таки принесли в жертву, ибо это считалось высочайшим почетом…
Но этот воин наносил удары на поражение врага. Ацтеки же с трудом, не сразу и не повсеместно пришли к выводу, что «белых богов» надо убивать, а не брать в плен и приносить в жертву. Когда они осознали эту истину, было уже поздно…



Типичная ацтекская тактика: «напрыгивая» на испанский строй, захватить одного из солдат и при рывке назад обрушиться с ним назад, в свои ряды, где конкистадора тут же скрутят и отволокут к жертвеннику. Но против умелых, опытных и хорошо вооруженных врагов этот прием оказывался еще более губительным, чем поединочные действия древних кельтов против римского строя.
Одной из главных же причиной поражения индейских цивилизация была громадная разница в психологии между представителями позднего средневековья на грани Нового времени и людьми каменного века (к своему несчастью, освоившими уже такой металл, как золото)…



(С) История боевых искусств. От Нового Света до Черного контитента./ Под редакцией Г.Панченко, плюс мой перевод из Википедии

http://www.precolumbianweapons.com/warfare.htm Сайт по мезоамериканскому оружию

индейцы, оружие, военная история, доспех, Мезоамерика, мифология

Previous post Next post
Up