- Давай бороться: кто победит - тот и прав. Покажи свою силушку, ведь ты нынче к новому хозяину переходишь. А ну-ка, вставай! - И ратник ткнул медведя
концом сапога.
Медведь обхватил лапами ногу Кирши; тот схватил его за уши, и
зверь оставил ногу. Он ловко поднялся на задние лапы и пошел,
покачиваясь, на отступавшего ратника.
Вдруг он стремительно бросился на медведя и обхватил ремень
на поясе. Страшным напряжением Кирша приподнял медведя и, поддев
плечом, сбросил на землю.
Медведь проворно вскочил и с диким ревом снова кинулся на
Киршу. Толпа замерла.
- Еще хочешь бороться? - сказал Кирша. - Ну, будем в обнимку.
Человек и медведь схватились крест-накрест и стали, раскачиваясь, топтаться на месте. Ратник наступал на медведя и вдруг быстрым неожиданным движением, сделав "подножку", опрокинул
его на землю.
По толпе пронесся крик ликования.
В.Ян К последнему морю
Обычай устраивать противоборство человека с медведем был известен в средневековой Руси в составе “медвежьей потехи”, включавшей “три статьи” - медвежью травлю, медвежий бой и медвежью комедию. Бой человека с медведем изображен на фресках Киево-Софийского собора (1037 г.).
В “Молении Даниила Заточника” автор, перечисляя разного рода упражнения скоморохов, сообщает : “А ин обвився мокрым полотном борется рукопашь с лютым зверем “. На серебряном с чернью браслете из клада ХII - первой половины ХIII в., найденном у с. Городище Хмельницкой области, выгравирован боец с рогатиной, выступающий против какого-то зверя /медведя?/, стоящего на задних лапах.
Сюжет противоборства человека с медведем встречается на средневековых русских монетах и печатях. Так, например, борьба человека, вооруженного рогатиной, с медведем изображена на монетах тверского князя Бориса Александровича; на печати духовной грамоты великого князя Василия Александровича представлена сцена единоборства безоружного человека и медведя.
О широком бытовании “медвежьих боев” в средневековой Руси свидетельствуют церковные акты, порицающие такого рода “игрище елинского беснования”. Так, в одном из них, приведенном Н. И. Костомаровым, предписывается тем, кто “аще... медведя или иная животная различная игралища прехитряющая... и ристания творяй... едино запрещение иметь, еже сих с епитимиею каятися и престати от таковых”. В Великих Минеях Четиях, собранных митрополитом Макарием (ХVI в.), содержится требование “ не еллинствовати... ни со зверми боротися”.
Подробные описания медвежьего боя имеются в известиях иностранцев о Русском государстве ХVI - ХVII вв. Так, в записках С. Герберштейна сообщается о том, что у русских существует следующий “род забавы”: “Откармливают медведей, посаженных в некоем весьма обширном и нарочито для этого устроенном доме... несколько людей самого низкого звания...по приказу и на глазах государя приступают с деревянными вилами к медведям и вызывают их на бой.
Наконец, они сходятся, и если случайно раздразненные и разъяренные медведи поцарапают их, то эти люди бегут к государю с криком: “ Государь, вот мы ранены!” На это государь отвечает: “Уходите, я окажу вам милость”. Затем он велит лечить их и, кроме того, выдать им платья и несколько мер хлеба”... Как видно, это был групповой бой, в котором несколько бойцов, вооруженных рогатинами, выступали против группы медведей. В групповом медвежьем бою могли участвовать сразу от двух до восьми бойцов.
Дж. Флетчер описывает медвежий бой один на один: “ ...особенная потеха есть бой с дикими медведями, которых ловят в ямах и тенетами и держат в железных клетках... Бой с медведем происходит следующим образом: в круг, обнесенный стеною, ставят человека, который должен возиться с медведем, как умеет, потому что бежать некуда. Когда спустят медведя, то он прямо идет на своего противника с отверстою пастью. Если человек с первого раза даст промах и подпустит к себе медведя, то подвергается большой опасности; но как дикий медведь весьма свиреп, то это свойство дает перевес над ним охотнику.
Нападая на человека, медведь поднимается обыкновенно на задние лапы и идет к нему с ревом и разинутою пастью. В это время если охотник успеет ему всадить рогатину в грудь между двумя передними лапами (в чем, обыкновенно успевает) и утвердить другой конец ее у ноги так, чтобы держать его по направлению к рылу медведя, то, обыкновенно, с одного разу сшибает его. Но часто случается, что охотник дает промах, и тогда лютый зверь или его убивает, или раздирает его зубами и когтями на части.
Если охотник хорошо выдержит бой с медведем, его ведут к царскому погребу, где он напивается допьяна в честь государя, и в этом вся его награда за то, что он жертвовал жизнь для потехи царской. Чтобы пользоваться этим удовольствием, царь содержит несколько “ловчих, определенных для ловли диких медведей”.
Принимая во внимание имеющиеся свидетельства о медвежьих боях, мы наметили типологический ряд бытовавших у русских традиционных состязаний в противоборстве человека с медведем. В поединках вооруженного человека с медведем практиковались, по всей видимости, два варианта боя.
В первом из них единоборство было абсолютным, вдругом - бойца, если ему грозила явная опасность, подстраховывали “охотники с вилами”. В единоборстве безоружного человека с медведем использовали, как нам представляется, исключительно специально дрессированных зверей. На этом сходится большинство исследователей.
По-видимому, в средневековье на Руси медвежий бой в различных формах был весьма популярен и составлял устойчивую традицию. Бои с медведями устраивали в деревнях и селах, в малых и больших городах на торжищах, ярмарках и народных праздниках, большей частью на Масленицу, реже на Святках.
Медвежий бой в форме противоборства вооруженного холодным оружием человека с диким медведем сохранялся как представление, зрелище, потеха, по-видимому, вплоть до первых десятилетий ХIХ века. По сведениям А.Ф. Некрыловой единоборство вооруженного человека с диким зверем “как массовое зрелище прекратило существование к ХIХ веку. В качестве праздничной потехи, зрелища вплоть до 30-х гг. XIX в. существовал обычай устраивать борьбу безоружного человека с дрессированным,”ученым” медведем.
Областью распространения обычая устраивать медвежий бой в различных формах в ХIХ - нач. ХХ в. были Север и Центр России, Верхнее и Среднее Поволжье, Восточная Белоруссия. Примечательно, что на значительной части территории этого обшиного региона в средневековье бытовал весьма развитый культ медведя.
Наряду с “медвежьим боем” вплоть до конца 1920-х гг. во многих местах в крестьянской среде бытовала охота на медведя с использованием рогатины. Будучи делом весьма опасным, такого рода медвежья охота сопровождалась различными поверьями, легендами, историями.
По-видимому, обычай охотиться на медведя один на один, используя лишь холодное оружие, был известен на Руси со всремени средневековья. Характерно в этом отношении сообщение ипатьевской летописи под 1287 г. о князе Владимире Васильевиче Волынском, который к “медведени не ждаше слуг своих, а быша ему помогли, скоро убиваше всякий зверь, тем же и прослыл бяшет по всей земле”.
При широком распространении обычая устраивать охоту на медведя с рогатиной и длительном бытовании этой народной традиции является очевидным, что на Руси никогда не было недостатка в бойцах, желавших показать на публике свое искусство в противоборстве с медведем за определенное вознаграждение. Это же в дополнение к уже сказанному, было одним из факторов, определявших большую популярность “медвежьего боя” у русских. Необходимо принять во внимание то, что у восточных славян на протяжении веков медведь являлся одним из главных персонажей в ряду народных представлений о животных.
(С)Горбунов Б.В. (Рязань)
http://www.rosculture.ru/mkafisha/arc/show/?id=14222 http://www.ruscircus.ru/public/bear.shtml Медвежья потеха - царская забава