Подвески шаманского костюма: смысл и назначение

Feb 02, 2008 18:31



Существует довольно много различных описаний подвесок и нашивок шаманских костюмов с указанием названий, но, как правило, они иллюстрируют лишь внешний вид и форму. Значительно интересней те немногочисленные источники, которые поясняют значение «железок»А.Н. Алексеев в своей работе приводит подробные данные, записанные А.А.Саввиным в 1940 году среди северо-восточных якутов.
Начнем с довольно большого и заметного, похожего на железное блюдце овального бубна. Он прикреплялся сзади на «глазу спины» - наиболее уязвимом месте в центре позвоночника и прикрывал его от «огненных взглядов» злых духов.
Узкие железные пластинки, привешиваемые к рукавам в задней их части, также предохраняли шамана от ударов «взглядом» или «дыханием» злых духов. Иногда они при этом даже гнулись, но зато кости ойуна оставались целыми.
Продолговатый круглый кусок железа с зарубками привешивался сзади так, чтобы прикрывать копчик. С помощью этой подвески помощник шамана поддерживал его во время спуска в Нижний мир, чтобы тот не проскочил разрешенное место для остановки и отдыха (олох) или не застрял в месте запрещенном.
Полые трубочки из бронзы или железа, сплющенные с одного конца и соединенные по три-четыре по большей части пришивались к спине и тоже представлял собой одну из разновидностей щитов, символических «железных перьев» , но, кроме того, в полой части трубочек ойун мог прятать душу-кут пациента, возвращаемую от злых сил, а также собственную душу в минуты опасности. К последнему средству защиты он прибегал, когда встречался с духами самых тяжких болезней или вынужден был прятаться от более сильного и враждебного шамана.
«Луна» пришивалась на левой стороне груди и использовалась для освещения дороги при путешествиях по темному подземному царству. Приблизительно для этого же, только в качестве более мощного источника света, служило и «солнце» . Одновременно оно было еще и наглядно обозначенным «обратным адресом» его хозяина, знаком принадлежности к солнечному миру. Кроме того, злые духи - абаасы всегда боялись «солнца», и поэтому железное светило могло выступать как средство защиты и борьбы с исчадиями ада.
Плоская обоюдоострая пластина, похожая на нож, вешалась чуть выше правой почки и служила ойуну для прокалывания собственного тела сквозь имеющиеся в нем «проруби». Такая неожиданность возникала, когда шаман от неожиданности проглатывал чью-либо душу и она не хотела из него выходить, или подобным образом вел себя несанкционированно вселившийся в ойуна дух. Втыкая нож в соответствующую «прорубь», хозяин умерщвлял, а затем извлекал незваных гостей.
Один или три бронзовых колокольчика прикрепляли к «хвосту» шамана. По их звону он даже в глубоком потрясении и самой трагической ситуации узнавал, что он еще жив и душа его пока при нем. По сигналу колокольчика собирались и духи-помощники ойуна. Для подобных же целей пониже воротника пришивали бубенец.
«Нижняя губа рыбы» цеплялась к правой стороне плаща и использовалась для причинения вреда человеку или злому духу.
«Кулика» вешали на левом боку или плече, и он переносил душу-кут своего хозяина во время камланий в Верхний мир. Профиль этой же небольшой птицы ставили и на могилах шаманов, видимо уже для посмертного перемещения его души. Некоторые информаторы называют «кулика» не иначе, как «глаза и уши шамана». Эта птица якобы «все видит, все слышит и в пути сообщает обо всем шаману».
Подняться в небо можно было и с помощью сына облаков - «ворона» . А вот в железную «гагару» ойун обращался, когда летел над «рекой смерти» или нырял в воду. Могучий «двуглавый орел» возносил хозяина в наднебесную божественную Страну предков девяти шаманов. ( По другим источникам он еще и защищал его в пути, а также служил опережающим в полете вестником, заранее сообщая «адресату» когда и зачем к нему пребудет ойун).
Ящерица с головами на обоих концах туловища, когда ее владелец «бодался» с очередным коллегой-соперником, могла увеличиться в размерах и, открыв обе пасти, хищной невидимкой затаиться где-то рядом. Ничего не подозревая, соперник входил прямо в рот коварной рептилии, тут же ею проглатывался и погибал. Таким же образом шаман мог «съесть» и любого обычного человека.
«Быка» можно было использовать в нескольких случаях - как боевую силу во время аналогичных только что описанному сражений, как средство передвижения для больного или самого обессилившего шамана и как временную замену настоящему жертвенному быку при выкупе чьей-то души.
Мифическая «самка зверя» с копытами, раздвоенными и спереди и сзади, хранили кут самого ойуна. Во время борьбы с шаманом-врагом она нападала на такого же его «зверя», а когда хозяин куда-нибудь перемещался по земле, сопровождала его, обратившись в медведицу.
«Волк» прикреплялся к плащу сзади, и этот дух считался «собакой» кудесника. Он мог отправляться на разведку, или по приказу резать скот, людей, и даже других шаманов. Для похожих целей предназначался и «медведь» .
Перечень Саввина на этом заканчивается, но на других костюмов и у других шаманов существовало еще немало различных подвесок с подобными или с другими функциями. В качестве духов-помощников, посланников и временных вместилищ души шамана при ее перемещениях выступали, в дополнении к уж перечисленным, белые журавли стерхи, лебеди, гуси, чайки, кукушки, совы и другие птицы, а также звери, домашние животные, рыбы.
Специальные подвески в виде буквы «Г» служили для очищения больных, а бляхи овальной формы и изображения облаков - для полетов восседающих на них ойунов. У некоторых на бедре или в других местах имелись железные «карманы» , куда можно было упрятать извлеченных из пациентов духов сумасшествия или болезней.
Очень важным символом был довольно большой круг с отверстием - «прорубь» , в которую шаман нырял, чтобы попасть в Нижний мир. Видимо, не менее значимой была и горизонтальная железная пластинка с загнутыми в петельки концами на правой половине спины - своеобразный «погон». Сквозные дурочки в нем (и, видимо, их количество) говорили, что перед вами (и духами) предстал большой шаман. Если же дырочек не было - шаман по своей силе относился к слабым и к нему можно было соответствующим образом и относиться.
Цепи символизировали силу шамана и одновременно являлись «рулем» при его полетах, а миниатюрные копья, стрелы и мечи составляли дополнительное вооружение для «астральных сражений» и битв с духами.
Обязательными были прикрепляемые к спине за кольца «поводья» , с помощью которых ассистенты удерживали слишком глубоко впавшего в транс и потерявшего контроль шамана от падений в очаг и на пол, «вытаскивали» его из опасных ситуаций в мистических путешествиях.
Заканчивая разговор о подвесках и деталях костюма, еще раз подчеркнем, что ни одна из них не могла появиться на ритуальном одеянии случайно или произвольно. Шаман имел право прикрепить себе на грудь или спину очередной символ лишь тогда, когда вступал с ним в магическую связь. Не мог он и безосновательно, из амбициозных или рекламных побуждений нашить себе «высшие знаки различий» и повыситься таким образом в статусе, если, конечно, он не был простым шарлатаном. Но и в последнем случае его все равно в конце концов настигало наказание от разгневанных обманом духов или божеств.
(С) В.Федоров. Тайны Вуду и шаманизма. «Великие тайны» М.,Вече 2003

фольклор, шаманизм, Алтай, религия, книги, статья, Боги, язычество, ритуал, колдовство, костюм, Сибирь, мифология, история, ссылки

Previous post Next post
Up