Статья очень большая - поэтому приведу начало, и дам ссылку на источник - думаю, есть смысл прочитать интересующимся. Мне лично было интересно...
Цивилизационный анализ в странах Запада по сути дела не применяется. На этом фоне особенно впечатляет подход ведущих китайских ученых-экспертов. Переведенный на русский язык «Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010)» примечателен именно тем, что удивительно тщательные, конкретные исследования теснейшим образом переплетены в нем с глубоким цивилизационным анализом.
В качестве материала для дальнейшего анализа будет взят весьма важный и показательный документ: «Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010)» [1].
Два обстоятельства определяют особый интерес к данному документу.
· В последнее десятилетие мы стали свидетелями мощного экономического и общесоциального рывка, который осуществил Китай, в конце XX в. бывший, по собственным словам авторов Доклада, «социально слаборазвитой страной, значительно отстававшей от мирового уровня социальной модернизации» [Обзорный доклад 2011, 146] (Далее при цитировании страницы проводятся по этому изданию). На основе знакомства с целым рядом данных, описаний, теоретических выкладок складывалось впечатление, что упомянутому рывку Китай (еще в середине XX в., вспомним, боровшийся за гарантированную чашку риса на душу населения) во многом обязан грамотным теоретическим разработкам, в которых, во-первых, обобщался опыт мировой цивилизации и предлагалось использовать её преимущества, и во-вторых, одновременно ставились цели дальнейшей сознательной опоры - именно для целей модернизации - на сильные стороны, на специфику древнейшей китайской цивилизации.
Доклад группы Хэ Чуаньци полностью и со всей конкретностью подкрепляет это впечатление.
· Китайский подход резко контрастирует с наблюдениями и выводами, вытекающими из обобщения актуального европейского опыта. В 2011 г. мне довелось (благодаря поддержке Фонда им. Александра фон Гумбольдта) работать в Германии над исследовательской темой “Кризис современной цивилизации”. В задачи работы входило изучение того, как в германском (шире - европейском) жизненном мире, т. е. в обыденной жизни, политике, прессе, дебатах на телевидении и т. д., а также в специальной литературе осмысливаются кризисные явления современного мира и насколько тут задействован цивилизационный анализ.
Один из выводов, который пришлось сделать из наблюдений, из анализа прессы, литературы, в том числе философской, объективирует своего рода парадокс. А именно: с одной стороны, темы кризиса, вернее разнообразных кризисов, повседневно, интенсивно обсуждаются устно и письменно, что вполне соответствует глубоко и остро кризисному характеру переживаемого в конце XX и в первое десятилетие XXI веков этапа истории. С другой стороны, множество видов кризиса тревожно разбирается лишь конкретно (кризис ЕС, кризис евро, энергетический кризис, политический кризис и т. д.), что вообще-то понятно и оправданно.
Однако при этом даже в теоретической литературе, не говоря о социально-политических дебатах, понятия “цивилизация”, “кризис современной цивилизации” употребляются, если вообще употребляются, чрезвычайно редко. Правда, спонтанно пробивается осознание того, что конкретные и отдельные кризисные проявления восходят к некоему общему корню, что у человечества единая судьба, что современная взаимозависимость стран, народов, регионов - высочайшая, чрезвычайная, имеющая как сильные, так и кризисные стороны. Но для осмысления всего этого цивилизационный анализ в странах Запада по сути дела не применяется, даже если анализируешь документы, ориентирующие, знаковые, признанные в обществе, создаваемые “под крылом” правящих групп, институций, экспертных сообществ [2].
И вот на этом фоне рассматриваемый “Обзорный доклад” ученых-экспертов АН Китая впечатляет именно тем, что удивительно тщательные, конкретные, в том числе конкретно-исторические, исследования теснейшим образом переплетены с глубоким цивилизационным анализом.
Далее будут подробно рассмотрены эти понятийные и другие теоретические особенности “Обзорного доклада” в качестве специального case study, что позволит продемонстрировать плодотворный, с моей точки зрения, путь актуальной разработки теоретически основательной и практически релевантной теории цивилизации, широкого использования цивилизационного анализа - в частности, во имя исторически актуального и в то же время перспективного определения оптимальных траекторий будущего развития отдельных стран, отставших (подобно России) в своем цивилизационном развитии.
Полная версия тут -
http://www.perspectivy.info/misl/koncept/civilizacionnyj_podkhod_v_programmah_modernizacionnogo_ryvka_sovremennogo_kitaja_2012-08-31.htm