Иуда и Мазепа как символы самосознания украинцев

Jun 11, 2015 22:35

Иуда Искариот, совершая свое предательство, мечтал не о славе. В фатальном для его жизни поступке он руководствовался сугубо меркантильными интересами. Узнав, что иудейские первосвященники желают расправиться с Иисусом, он явился к ним и спросил: «Что дадите мне, если приведу к вам Иисуса?». Те, несказанно обрадовавшись, с ходу предложили ему тридцать серебреников. Цена предательства Иуду устроила, и в подходящий момент он совершил свое черное дело, предав Учителя в руки врагов. В дальнейшем, правда, повел себя неадекватно: вернул деньги «заказчику» и удавился. «Хэппи энда» у предателя не вышло. В историю, тем не менее, он вошел, а знаменитый «иудин поцелуй» стал понятием нарицательным… Гетман Иван Степанович Мазепа, совершая свою измену, тоже меньше всего думал о славе. Им двигали гораздо более приземленные ценности, среди которых власть и деньги служили самодостаточным замещением любых иных человеческих устремлений. В своей жизни Мазепа всегда руководствовался интересами сиюминутными и не простирал сокровенных вожделений дальше обладания неким перечнем осязательных земных благ. О них он только и мечтал, ради них жил и действовал. Для его сребролюбивой, корыстной, но в целом достаточно мелкой натуры такие отвлеченные понятия, как честь, совесть, преданность, патриотизм, любовь к Родине являлись ничего не значащими абстракциями, лишенными всякого реального содержания. Переходя на сторону шведского короля Карла XII, он был далек от мысли каким- то образом «войти в историю» или «остаться в памяти грядущих поколений»… И все же в историю вошел, да и фамилия его стала нарицательной при обозначении двоедушия, предательства и иезуитского коварства… Впрочем, стоя на краю могилы, Мазепа, наверное, предвидел отрицательный характер своей посмертной славы, но вряд ли, даже в минуты самого напряженного поиска самооправданий содеянному, мог представить, что далекие потомки тех, кого он предал, вдруг возведут его в ранг героя и даже бескорыстного борца за свободу Отчизны. И тем не менее такое совершенно неправдоподобное преображение исторического облика гетмана-иуды произошло. Произошло три столетия спустя после его смерти, в совершенно иных исторических условиях, в среде людей, сделавших предательство и измену своему народу не просто хорошо оплачиваемым ремеслом, но жизненным кредо и даже неким религиозным фетишем. «Украинцы» - так они стали величать себя в отличие от своих Русских предков, добавив к вновь обретенному историческому имени и собственный пантеон героев, в сообществе которых Мазепа занял едва ли не самое почетное место. Они-то и возвели мазепинскую измену в почетный ранг «жертвы во имя Родины» и даже «подвига». Украинского, конечно, подвига… А таковой зиждется на трех фундаментальных составляющих. Вначале - поиск державы, враждебной России… После того, как она найдена, «герой» делает все, чтобы вовлечь ее в войну с собственной страной. Когда же науськиваемые им неприятельские орды бросаются порабощать Отечество, он им в этом всеми силами помогает. И, наконец, напоследок убедительно объясняет народу, что случившееся содействовало «народному благу», «подлинной свободе» и «европейскому прогрессу». А нынешние «украинцы», вне зависимости от успеха или неуспеха таких действий, навечно зачисляют совершившего их деятеля в число своих героев.
В измене Мазепы все вышеперечисленные признаки налицо, почему и обрела она почетный статус украинского подвига. С соответствующим ореолом и поклонением. В последние годы это поклонение достигло кульминационной точки. Ни один из гетманов-изменников не удостоился такого потока славословий, как этот предатель. И не следует думать, что эта широкомасштабная кампания реабилитации изменника - плод «общественных инициатив». Она - неотъемлемая часть официоза и находит поддержку и понимание на самом высоком уровне украинских властных структур. Тот же Л.Кучма, в течение 10 лет бывший президентом самостийной Украйны, в своей книге «Украина - не Россия», как бы подводящей итог его политической карьеры, не скупится по адресу Мазепы на самые восторженные комплименты. «Его гетманство стало временем культурного расцвета и хозяйственного подъема Украины». Гетман, правда, не забывал и себя, став к концу жизни одним из богатейших людей Европы, но «богатство не мешало Мазепе быть горячим патриотом Украины». «Боль и страх» за ее судьбу - «вот что двигало им. Целью же была ее независимость». Он «стремился встать, и стал во главе Украины, имея в виду одну-единственную цель: с иностранной помощью нанести поражение России, в которой он видел, справедливо или нет, зло и пагубу Украины». При чем тут вообще измена! «В наши дни упорное отношение к Мазепе как к предателю уже нелепый анахронизм», свидетельство «душевной незрелости» (здесь и далее выделено мной. - С.Р.). Когда о необходимости «прозрения» в отношении того или иного исторического деятеля высказывается высшее должностное лицо государства, да еще и с указанием направления, в котором следует «прозревать», - для всего сонма чиновных мужей, рангом пониже, это указание обретает статус служебной директивы, обязательной к исполнению. А в современной Малороссии желающих «подсуетиться» в отбеливании темного лика изменника - пруд пруди. Официальное благословение, да еще на столь высоком уровне, распоясывает украинских идеологов, и они пускаются во все тяжкие, приписывая предателю совершенно фантастические заслуги, да еще и подавая их на столь же фантастическом историческом фоне. Вдруг непостижимым образом становится известным, что Мазепа явился «инициатором и организатором последнего вооруженного выступления против имперского наступления на Гетманщину» (а не просто удрал в неприятельский лагерь). Это самое «имперское наступление» и побудило нашего героя «ориентироваться на молодого и амбициозного шведского короля Карла XII, в то время единственного в Европе достойного оппонента Петра I». Мазепа, правда, проиграл. Ставка его оказалась бита, но не пропало втуне его дело, ведь «события, сопровождавшие конфликт украинского гетмана с московским царем - это лишь вершина айсберга... Не­ совместимость моделей общественно-политического поведения в Московии и Гетманщине (в первой все зависело от воли самодержца, во второй - от закона, перед которым все равны) давала о себе знать на протяжении всего существования казацкого государства» и немеркнущее значение подвига Мазепы заключено в том, что он не побоялся придать этому конфликту открытый и гласный характер. А если попытаться постигнуть внутренний облик гетмана, те подлинные мотивы, которыми руководствовался он в своей деятельности, то на память, прежде всего, «приходит Конрад Валенрод - герой произведений Адама Мицкевича. К. Валенрод, как истинный патриот, не видел иного пути борьбы с врагами родины, кроме как временная служба им, чтобы в решающий момент нанести захватчикам смертельный удар». И здесь Мазепа дает наглядный урок - каким именно способом следует бороться с вековым заклятым врагом. И пусть лично он потерпел поражение на этом пути, дело его не погибло и было продолжено последующими поколениями «украинцев». Преемственность, действительно, налицо. Политические реалии нынешней самостийной Украйны яркое тому подтверждение. Воистину «мазепинский дух» пронизывает сегодня каждую мысль, каждое слово, каждое действие всякого «украинца»… Вот в галерее искусств Львова открывается выставка, посвященная Мазепе. Предметы, оружие, вещи, которых касалась великая рука. Украинское сердце бьется учащеннее, а в голове непроизвольно возникает глубокая, волнующая мысль: «Все мы немного мазепинцы!». Да и как иначе, ведь совсем не случайно (наверное, даже фатально), все «президенты Украины во время инаугурации клали руки на Евангелие», изготовление оправы которого «финансировал Иван Мазепа». «Так что сам Господь велит главам государства преисполняться мазепинскими идеями»… Что они и делают: «оранжевая революция» на Майдане - зримое тому подтверждение... На Украину и землю приB везли из румынского города Галац, с того самого места, где стояла церковь, в которой был захоронен Мазепа. И при виде этой земли все существо «украинца» опять проB низывает какойBто неземной восторг: «Где прах Мазепы нынче - неизвестно», но «дух - среди нас». И «дух» этот требует своего монументального увековечения. И вот в Галаце в торжественной обстановке открывается памятник Мазепе. Переход гетмана на сторону Карла XII присутствующие величают не иначе как «героическим и мужественным» и связывают его с неуклонным «европейским выбором Украины»! В общем, да здравствует НАТО! И славься навеки Совет Европы! И новый мировой порядок торжествуй!.. А в Батурине с помпой перезахоронили «останки сожженных батуринцев, обнаруженных во время археологических раскопок». На крутом холме над р.Сейм, месте, где во времена МаB зепы стояла крепость, был воздвигнут и освящен памятный крест. В торжественной церемонии приняли участие народные депутаты Украины и по совместительству мазепинцы Ющенко, Драч, Костенко, Мовчан, Плющ… К чествованию украинского героя подключена и молодежь. В Полтаве, например, состоялся рок- фестиваль «Мазепа-фест», посвященный «казакам- мазепинцам, погибшим за свободу Украины в 1709 году от рук московских оккупантов в Полтавской битве». И данное мероприятие, как и все прочие, отмечено все тем же специфическим колоритом: «Это был настоящий праздник украинского духа»… Так что говорим: «дух Мазепы» - подразумеваем «украинский дух». Такое вот нравственное тождество в ходу сегодня у самостийников. Нарастая с каждым годом, эта мазепомания уже откровенно перерастает в самое настоящее беснование. Замечательным образцом этой одержимости может служить фильм «Молитва о гетмане Мазепе», снятый в 2002 г. Спешу, впрочем, сразу оговориться: само понятие «украинский кинематограф» столь же виртуально, как и «украинская наука» или «украинский спорт». За истекшие четырнадцать лет «нэзалэжности» не было снято ни одного (!), я уже не говорю талантливого, а хотя бы достаточно толкового фильма, который бы сумел привлечь внимание зрительской аудитории - сплошная серость с ярко выраженной тенденцией навязчивого «антимоскальского» бреда, да еще при отсутствии должного финансирования. Одним словом, так называемое «украинское кино» представляет собой зрелище самое жалкое и убогое. Некоторый общественный интерес вызвала лишь демонстрация польского фильма «Огнем и мечом». Снятый по одноименному роману Генрика Сенкевича, он посвящен событиям Малороссийской войны и полностью отражает польский взгляд на них, изображая героев освободительной борьбы Русского народа, в том числе и Хмельницкого, в самом отвратительном виде, как необузданных, жестоких и постоянно пьяных дикарей. Несмотря на это, а может быть, именно поэтому на Украине его широко разрекламировали и запустили в массовый кинопрокат, а, кроме того, несколько раз показали по телевидению. В фильме снялись и известные украинские актеры во главе с министром культуры Богданом Ступкой. Этим «щирым украинцам» даже в голову не пришло, что своим участием они содействовали созданию произведения лживого и оскорбительного в отношении их собственного народа… Впрочем, не исключено, что они именно так и представляют своих предков: звероподобными и разнузданными пьяницами, способными лишь убивать, насиловать и грабить. Вот такого рода польско- украинским «шедевром» только и смогло отметиться «украинское кино» к исходу XX столетия, пока, наконец, не разродилось собственным детищем - «Молитвой о гетмане Мазепе». История создания этого «киношедевра» берет свое начало в 2000 г., когда правительство заказало украинским «мытцям» (мастерам) два фильма о наиболее известных малороссийских гетманах - Хмельницком и Мазепе и, хотя в согласии с исторической хронологией, первым следовало бы явиться фильму о Хмельницком, - сняли «Молитву о Мазепе». Не удержались-таки! Как ни крути, а Богдан в обойме укргероев - явный чужак, не могут «украинцы» простить ему Переяславской рады. А Мазепа - свой, можно сказать, в доску. Поэтому и бросили все силы и средства на то, чтобы запечатлеть на экране образ легендарного украинского кумира. Бюджет фильма составил фантастическую для Украины сумму - 4 млн. долларов! Министр Б.Ступка, он же исполнитель главной роли, пустил на съемки весь годовой бюджет своего ведомства. Снимали поистине с жертвенным размахом - и, наконец, сотворили подлинный укршедевр. С точки зрения его создателя, режиссера Юрия Ильенко, фильм стал «прорывом в развитии украинской государственности», развенчав «ложные исторические представления об истории Украины и ее выдающихся личностях». При этом «развенчание» было произведено совершенно новаторскими методами. Центральную тему «Молитвы» можно условно обозначить как «Украина убитая», убитая, разумеется, «москалями»: на экране медленно проплывают сотни застывших трупов (особенно режиссеру удались ножи в девичьих животах), катящиеся после ударов топора головы, море крови, льющейся из черепов (естественно, украинских), а для лучшего усвоения зрителем этого вампирического месива оно щедро сдабривается откровенно порнографическими и садомазохистскими сценами. Достаточно сказать, что фильм начинается кадрами, где Петр I прямо на могиле Мазепы насилует солдата Преображенского полка! Императрица истошно вопит: «Питер, неужели тебе меня мало?», но тот уже вошел в раж, начал ломать могилу, крушить гроб и… о, ужас! Вдруг оттуда протягивается рука гетмана и «тиран Украины», получает, наконец- то, по заслугам… Начавшись непотребством, фильм таковым и заканчивается: на экране мельтешат озверевший Петр, голые девки, многоликие Мазепы, шароварные казаки и снова текут клюквенные потоки крови. Опять же украинской. Таким образом, рядом с «Украиной убитой» режиссерская фантазия мощно и выпукло созидает еще один образ: «Украины изнасилованной». Кем изнасилованной, догадаться не трудно: все теми же звероподобными «москалями». И не только изнасилованной, но вдобавок еще и до последней степени развращенной. Например, жена генерального судьи Кочубея после казни мужа не находит иного способа выразить свое неуемное горе, как начать… мастурбировать его отрубленной головой… Когда на пресс-конференции журналист «Известий» попросил Ильенко объяснить: зачем Кочубеиха это делает, тот отреагировал мгновенно: «А что, в Москве не мастурбируют? Да вы лишь тем и занимаетесь, что мастурбируете!». Железная укрлогика: каким бы ни был по содержанию вопрос, самый мудрый ответ на него: «у москалей еще хуже!» Фильм приобрел скандальную известность на Берлинском кинофестивале в феврале 2002 г. Сделанный а ля Голливуд, он даже на фоне американских поделок такого рода выделился своей особо мерзкой и отвратительной фактурой. Зрители справедливо восприняли его как бессвязный поток извращенного воображения режиссера, омерзительную фальсификацию подлинных исторических событий и их реальных участников. Соответствующие оценки он получил и в немецкой прессе, что нисколько не смутило его создателей. Тот же Ильенко напрочь отмел негативные рецензии, объяснив их как «имперский черный пиар России». Более того, уверенно заявил, что будет продвигать «Мазепу» на российский кинорынок, тем более что министр культуры РФ М.Швыдкой в свое время намеревался выделить на съемки 250 тыс. долларов! Также похвастался, что громадный интерес к фильму проявляет Польша, а польский «Кредитбанк» даже пообещал выделить грант в 800 тыс. долларов на досъемку сцен в Польше для готовящейся телевизионной многосерийной версии. Так что украинский киношедевр не пропадет втуне. Невзирая ни на что, «украинцам» он нравится. Не то чтобы они до конца понимали буйную фантазию его авторов - и видавший виды психиатр вряд ли смог бы истолковать ее причудливые извивы. Нет, не за это психическое буйство любят «украинцы» «Молитву о Мазепе», и не за сексуальные извращения, которыми она так обильно насыщена, а любят ее за то, что она достойно представляет Украинскую Легенду, ни на шаг не отступая от ее базовых догматов, где самая омерзительная клевета в адрес России, ее государственных деятелей и Русского народа и столь же беззастенчивое уродование малороссийской истории считаются наивысшим свершением и «подвигом» одновременно. Психопат ли Ильенко, сексуальный ли извращенец - в данном случае не важно: все, что в течение двух с половиной часов демонстрирует зрителю его фильм, не им придумано. Точно такой же несусветный бред увековечен ныне в сотнях «научных» монографий, бессчетном количестве популярных статей, параграфах школьных учебников, названиях улиц и скверов, наглядной агитации в воинских частях, многочисленных партийных программах, заполняя своими ядовитыми миазмами все поры культурной и политической жизни современной Украйны, уродуя духовно и психически ее население. «Молитва о гетмане Мазепе» - своего рода промежуточный итог, образно венчающий ту широкомасштабную деятельность, которая призвана обеспечить полное духовное перерождение той части Русского народа, которая, волею судеб оторванная от России, оказалась в полной и безраздельной власти украинских самостийников. Ильенко лишь исполнитель политического заказа, рядовой той черной армии этнических мутантов, усилиями которых сегодня формируется и внедряется в общественное сознание идеология украинства. Эти деятели до такой степени одержимы желанием сделать ее господствующей в Малороссии, что всякий раз, начиная размышлять об истоках украинства или делая попытку различить в темных глубинах Истории своих духовных предтеч, впадают в своего рода транс. Их беснование достигает предельного напряжения, а воображение наполняется странными и дикими галлюцинациями. Конкретный исторический материал деформируется до неузнаваемости и не поддается расшифровке, возникающие образы не имеют ничего общего с теми реальными личностями, которые взяты в качестве прототипов для создания пантеона укргероев. Совпадает только то, что уже невозможно изменить: фамилии, имена, даты рождения и смерти, основные вехи биографии, все остальное - плод самой причудливой фантазии, где, как в фильме Ильенко, в одну кучу мешаются «сегодня», «вчера» и «завтра», История превращается в вымысел, а вымысел - в Историю; «любовь» преображается в ненависть, «правда» - в самую похабную и разнузданную ложь; реальные исторические персонажи подаются в предельно окарикатуренном виде, опошляются и принижаются до тех пор, пока не начнут соответствовать моральному и интеллектуальному уровню нынешних «украинцев», говорить их языком, назидательно изрекать ходячие истины самостийничества и, наконец, утратив всякие признаки жизни, не превратятся в пассивных марионеток дурной фантазии их создателей. Так созидается сегодня Украинская Легенда, бредовые штампы которой со страшной, просто скотской силой вколачиваются в массовое сознание населения Малороссии послушными режиму средствами массовой информации. А лживое варево для них готовит целая армия штатных идеологов украинства. Прекрасный образец того, как конкретно это происходит, дает тот же Валерий Шевчук, в опусе «Козацька держава. этюди до icmopii укратсъкого державотворення. В. Шевчук - фигура знаковая: лауреат Государственной премии им. Т.Шевченко, премии фонда Антоновичей, премии им. Е.Маланюка и многих других, он недаром обласкан украинским официозом. Подвизаясь в сфере наукообразной фантастики, В.Шевчук достиг в трактовке исторических сюжетов воистину невиданных высот, став своего рода «Грушевским нового времени», не уступая последнему ни в степени исторического невежества, ни в лживости. Поражает и размах его деятельности в деле уничтожения исторической правды: многочисленные книги, статьи в журналах и газетах, выступления на радио и телевидении. Свои «Этюды…», например, прежде чем издать, он озвучил на радио. В полном объеме. Регулярно, каждую пятницу выходя в эфир в течение 10 месяцев, с марта по декабрь 1994 года! В каком же обрамлении преподнес В. Шевчук многомиллионной аудитории слушателей свои лживые небылицы об эпохе Гетманата, в их числе и времени Мазепы? Каков общий фон, на котором разворачивается деятельность славного укргероя? И кто тот главный враг, которому он вынужден был противостоять?.. Само собой разумеется, это не Турция, Крым или Польша, и уж тем более не Швеция, а всегдашний объект ненависти каждого «украинца», имя которому «Россия», или, в шевчуковской интерпретации, «империалистический монстр России», она же - «империя зла», «темная и полудикая страна», способная «нести другим народам только темноту и культивировавшееся в ней рабство». С не меньшей ненавистью отзывается он и о Русских, снабжая их следующими характеристиками: уже в то время признаком ума у них считалось «умение обмануть того, с кем имеешь дело»; всегда жадные до чужого добра «русские хватались даже за ниточку, если являлась возможность захапать чужую землю». Договора, к которым Россия принуждала малороссийских гетманов, «узаконивали пребывание на Украине оккупационных русских войск» и невозможно было защитить Украину от их «утеснений и злоупотреблений». Ее население они «просто грабили, брали украинцев себе в прислугу, забирали коней, имущество, одежду, истощали подводной повинностью, насылали экзекуции на дома, арестовывали и сами суB дили», словом, вели себя, как настоящие оккупанты. А в подмогу им «шли на Украину новые и новые полчища беспощадных и неудержимых захватчиков, чтобы убить окончательно ее волю и уничтожить державу». Направлял же и вдохновлял эту беспрецедентную по масштабам и жестокости агрессию Петр I - подлинное исчадие ада, самый жестокий «поработитель украинского народа, сатрап из сатрапов, своевольный, беспощадный и аморальный»; «царь-деспот, тиран, создатель империи зла, в которой «закон, что дышло - куда повернешь, туда и вышло», царство Дракона, как тогда говорили, где не только царь отличался своеволием и самодурством, но в не меньшей степени и его сатрапы». Именно Петр «все права Украины беспощадно растоптал, а позднее в своем озлоблении дошел до геноцида украинского народа и полного уничтожения его прав и свобод». К концу его же царствования «Россия настолько укрепилась, что могла уже безвозбранно затянуть петлю на шее украинской Казачьей державы». Это привело к угнетению «украинцев» чуждой для них культурой, которая в «значительной мере узурпировала имя, государственные традиции и историю народа, себе подчиненного, и провозгласила совершенно бесстыдный постулат, что народ этот не является народом, язык его не является языком, а история - не история; иными словами, он должен сам себя безболезненно и мирно запретить и стать частью народа господствующего». Закономерно и то, что именно «в безумной голове Петра I точно так же, как в параноической голове его позднейшего поклонника Сталина… появился дьявольский план геноцида украинцев и как один, так и другой воплотили его в жизнь». Перемещение в близкие к нам времена не случайно: Шевчук призывает к бдительности. «Империя зла» все еще существует и все так же стремится покончить с украинской самостийностью самыми коварными и бесчеловечными способами, не зря же «и теперь Россия, а раньше коммунисты, разжигает на Украине межконфессиональные конфликты». Она же пытается вбить клин «между украинскими верхами и низами», не давая «нации создать единый политический фронт»… А что ждет Украину в случае присоединения к России, о том даже подумать страшно, ведь «бессмысленный террор Сталина не был плодом фантазии этого деспота, подобная практика глубоко укоренена в исторической традиции империи зла». Таковы «исторические обстоятельства», на фоне которых и разворачивается деятельность Мазепы. О каком предательстве вообще можно вести речь в данном контексте? - кликушествуют украинские идеологи, подменяя историческую правду своей украинской ложью. А, между тем, речь идет именно о предательстве, и, если строго следовать историческим фактам, предательстве изначальном, задуманном задолго до 1708 года, еще в тот первый момент, когда Мазепа едва только начинал мечтать о должности малороссийского гетмана… Мазепа, конечно, был человеком выдающихся способностей и редко ошибался, особенно в выборе средств и друзей, могших в той или иной степени содействовать осуществлению его честолюбивых замыслов на пути к власти и богатству. За всю свою жизнь он и совершил то всего две ошибки, но обе имели фатальное значение для дальнейшей его судьбы. Расчетливый, хитрый, изворотливый, прожженный циник, привыкший тщательно взвешивать каждый свой шаг и каждое сказанное слово, он в иные минуты как-то странно увлекался и попадал в «истории» буквально водевильные. Этим он напоминает гоголевского Чичикова, который в своем упорном продвижении к очередным служебным вершинам и финансовому преуспеянию также привык все взвешивать и рассчитывать до мельчайших подробностей. Но в иные моменты (обычно самые неподходящие) его вдруг осеняли «порывы» удивительные (и даже странные!) для личности подобного склада. Чего стоит только его увлечение губернаторской дочкой! Ничем не примечательная шестнадцатилетняя блондинка, явившись на бал, совершенно очаровала Павла Ивановича, и он буквально потерял голову. И благо было бы из-за чего: ее овально круглившееся личико с тоненькими и стройными чертами, хрупкий, изящный стан, простенькое белое платьице, легко и ловко обхватывавшее во всех местах гибкие молодые члены, не таили в себе абсолютно ничего особенного. Кто же из девиц в таком возрасте не обладает подобным набором свежих нетронутых прелестей.
Далее по ссылке - http://zapravdu.ru/content/view/217/36/

вагнер, гитлер, родин, украина, мазепа

Previous post Next post
Up