Воинствующий материализм

Sep 13, 2013 22:34



Однажды, молодой еще Павел I, узнав о начавшихся во Франции революционных потрясениях, в порыве выпалил: «Вот если бы я был там, ух бы! Я солдатами, да пушками всех бы угомонил!» На это его мудрая мать Императрица Екатерина Великая ответила: «Милый мой, пушками с идеологией не воюют!»...
Эта историческая байка, видимо, была хорошо известна строителям светлого будущего. Потому, с первых же шагов советской власти антирелигиозная пропаганда стала одним из важнейших рычагов переустройства русского общества. И с самого начала антиправославная кампания большевиков носила продуманный, целенаправленный характер. Партийное руководство разрабатывало, внедряло и контролировало весь ход борьбы, мобилизуя на безбожный фронт агитаторов, писателей, лекторов... Местное советское и партийное руководство стремилось неукоснительно исполнять инструкции из столицы, порой в своей ретивости превосходя ожидания центра. В деле богоборчества были активно задействованы отпрыски РКП(б): комсомол, пионерия, Союз воинствующих безбожников. Эти организации должны были играть роль идейного молота, призванного сокрушить православное сознание русского народа.
Безбожный фронт
Вопросам идейной борьбы с религией, взаимодействия партии и прессы в этом направлении, была посвящена статья Ленина «О значении воинствующего материализма», помещенная в журнале «Под знаменем марксизма» 12 марта 1922 года. Вождь большевиков писал: «Было бы величайшей ошибкой и худшей ошибкой, которую может сделать марксист, думать, что многомиллионные народные массы, осужденные всем современным обществом на темноту, невежество и предрассудки, могут выбраться из этой темноты только по прямой линии чисто марксистского просвещения. Этим массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде... Журнал «Под Знаменем Марксизма», который хочет быть органом воинствующего материализма, должен уделять много места атеистической пропаганде и исправлению громадных недостатков нашей государственной работы в этой области...»

Пропаганда безбожия сразу же приняла массовый размах. Вожди большевизма прекрасно осознавали то, что только взрывая храмы и расстреливая священников, они не превратят в рабов, покоренный ими народ. Необходимо было, прежде всего, сломать тот стержень, на котором держалось самосознание этого народа - Православие.
Руководящую роль в организации антиправославной кампании играло Политбюро ЦК РКП(б). В марте 1922 года оно обращалось к «церковному вопросу» почти на каждом заседании 2-3 раза в неделю, а иногда и в перерывах между заседаниями путем опроса своих членов. При ЦК РКП(б) была создана специальная Антирелигиозная комиссия под председательством Н.Н. Попова. Отчеты комиссии о проделанной работе регулярно представлялись в Политбюро ЦК РКП(б). Работа велась в нескольких направлениях: непосредственная антирелигиозная пропаганда и агитация, конкретная борьба с церковной «контрреволюцией» в лице «тихоновщины»; разложение Православной Церкви изнутри и т.д.
Доклад от 12 декабря 1922 года знакомит с рассмотренным и утвержденным планом намеченной к выпуску антирелигиозной литературы. По согласованию комиссии и Агитпропа ЦК с издательством «Красная новь» предполагается командировка в Берлин «ответственного товарища» с целью закупки имеющейся на иностранном рынке антирелигиозных изданий, годных для перевода, ибо «ощущается острый недостаток в литературе, освещающей с марксистской точки зрения историю российской церкви и взаимоотношений между церковью и государством». «При полном отсутствии литературных сил, могущих теперь же взяться за заполнение этого пробела», комиссия не видела другого выхода из положения, кроме обращения к институту красной профессуры, которому предполагалось заказать ряд монографий по истории византийской и русской церквей. Заметим, что в это же самое время в стране был голод. Тем не менее, народные деньги и средства, собранные для голодающих, руководство совдепии не задумываясь готово было выделять на командировки за границу «ответственных работников» для покупки атеистического «сырья», ибо своего, в России не имелось или было очень мало. Кроме того, в стране не оказалось и литераторов, желающих по велению сердца мараться в антирелигиозной грязи, поэтому государство и партия решили заказать «красной профессуре» написать, выдумать факты, очерняющие историю Византийской и Русской Церквей.
1 января 1923 года начала выходить газета «Безбожник» под редакцией тов. Флеровского, тиражом в 15 тысяч экземпляров. В пику православным готовилось кощунственное «комсомольское рождество». К его началу в срочном порядке выпускается брошюра Ярославского «Как родятся боги», значительная часть которой распространяется между делегатами X съезда Советов.
В тоже время на заседании редколлегии «Красной нови» было принято решение немедленно приступить к подготовке целой серии брошюр о происхождении мира и человека «с наглядным опровержением религиозных взглядов на этот счет». Интересно, что с того времени вплоть до крушения СССР антирелигиозная тематика и даже названия брошюр и бесед атеистической пропаганды оставалась почти неизменной. Ничего нового придумано не было. Атеистические доклады 20 -х и 70-х гг. писались, будто, под копирку...
Иконы - на дрова
В следующем докладе антирелигиозной комиссии от 22 марта 1923 года упоминается о подготовке к «комсомольской пасхе» и выходе в свет специального сборника и книги Ярославского «Как родятся, живут и умирают боги и богини» - видимо, фантазия этого «товарища» была довольно примитивна. Комиссия констатирует, что «главным методом антирелигиозного просвещения масс должна быть углубленная пропаганда, что с предрассудками масс приходится серьезно считаться и осторожно к ним подходить...». Хотя одноименный газете журнал «Безбожник» в этом же году открыто советовал употреблять иконы на дрова.
Принятые на верху указания с успехом воплощались на местах. Причем порой, ретивость местных «товарищей» в деле борьбы с Богом вызвала серьезные опасения. Этой теме был посвящен «Краткий информационный отчет Антирелигиозной комиссии ЦК РКП (б)» за период работы с 1 мая по 15 сентября 1923 года. Там, в частности, говорилось: «XII съезд партии признал необходимым несколько сдержать чрезмерное усердие в деле антирелигиозной пропаганды отдельных парторганизаций». «Но, прежде чем директивы XII съезда дошли в провинцию, в целом ряде мест происходила с неослабевающей силой кампания по закрытию храмов и превращению их в школы, клубы, театры и т.д.», - считает историк-краевед Андрей Потороев.
Религиозное просвещение преследовалось. В мае 1929 года XIV Всероссийский съезд Советов изменил статью 4 Конституции РСФСР: вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» теперь дозволялась лишь «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды». К началу 30-х гг. в стране не издавалось ни одного религиозного журнала, ни одной религиозной книги. Даже богослужебные книги - Священное Писание, молитвословы, церковные календари - воспрещалось печатать. В 1931 году Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) получил разрешение на выпуск «Журнала Московской Патриархии», который издавался до 1935 года. За это время мизерным тиражом вышло всего 24 номера. Возобновилось издание только в 1943 году в связи с изменениями в отношениях Церкви и государства.
«Нравственность классовой борьбы»
Государство создавало и культивировало молодежные организации, призванные заниматься «промывкой мозгов» подрастающего поколения. Особо активную роль в навязывании материалистического мировоззрения играл РКСМ. Созданный в 1918 году, Союз коммунистической молодежи активно включился в дело насаждения атеизма. Задачи Союза озвучил в своей речи на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года В. Ленин: «...Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали... Мы говорим, что в Бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени Бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы... Всякую нравственность, которая выводилась буржуазией из велений Бога, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата».
Несколько лет спустя журнал безбожник в статье «Ленин и Сталин о религии» вторил вождю: «...в СССР на деле осуществлена полная свобода совести: никому не навязывают никакой религии и никого за религию не преследуют... Но значит ли это, что партия коммунистов и советская власть безразлично относятся к религии и к распространению религиозных идей? Совсем нет. Товарищ Сталин говорит: «Проведя отделение церкви от государства и провозгласив свободу вероисповедания, мы вместе с тем сохранили за каждым гражданином право бороться путем убеждения, путем пропаганды и агитации против той или иной религии, против всякой религии»... Коммунисты - безбожники. Они открыто заявляют, что не верят в Бога, что нет Бога. Коммунисты считают, что всякая религия указывает людям ложный путь в жизни... Коммунисты учат, что религия - служанка эксплуататоров, служанка богатых. Коммунисты считают, что всякая религия враждебна науке...»
Особое опасение комсомольских лидеров вызывала сельская молодежь, которая в большей степени, чем городская, была проникнута духом религиозности и патриархальных традиций.
«Далеко не сразу и далеко не все юноши и девушки с «пролетарским» сознанием шли в эти союзы. Поначалу в РКСМ вступали неохотно, особенно молодежь села, - рассказывает Андрей Потороев. - Встречались частые случаи выхода из организаций. Например, на момент рождения арзамасской уездной организации РКСМ - 1 июня 1919 года - в ней насчитывалось всего 8 (!) человек. Через год комсомольских ячеек в уезде стало 14 , в которых состояло 295 человек. По данным газеты «Авангард» - органа Арзамасского УКома РКСМ в 1921 году, после перерегистрации, в уезде насчитывалось 19 организаций РКСМ, с численностью 165 человек, из них 34 девушки. Членов и кандидатов РКП - 36, членов профсоюзов - 43 , число рабочих - 26 , крестьян - 76 , служащих - 36 , учащихся - 18 , других - 7 . Возраст членов организации: 14 -летних - 3 , 15 -летних - 12 , 16 -летних - 10 , 17 -летних - 32 , 18 -летних - 27 , 19 -летних - 37, 20 летних - 7 , 21 - летних - 16 , 22 -летних - 9 , 23 - летних - 3 . Неграмотных 4 человека, остальные все с высшим образованием и 1 со средним. Цифры эти весьма сомнительны и вызывают много недоумений. Так, общее число комсомольцев называется 165, а в пересчете по возрастному критерию количество членов уменьшается до 156 . По уровню грамотности цифры вообще фантастические. Исходя из данных, мы видим, что с высшим образованием 160 человек. В то же время исходя из возраста комсомольцев лишь 35 , и то условно, могли закончить вузы, хотя и это в годы гражданской войны представляется нереальным. Для 14 -18 летних комсомольцев, подобное было вообще невозможно, а их, как мы видим, 84 человека. Причем заподозрить 76 крестьян в грамотности, а тем более в высшем образовании в первый послевоенный год, по меньшей мере, неправдоподобно...»
VI съезд РЛКСМ, проходивший в 1924 года, большое внимание уделил работе в деревне, касаясь ее при обсуждении практически каждой проблемы «комсомольского строительства». Выступающий на съезде с докладом секретарь ЦК РКСМ Н. Чаплин, отметил, что состояние комсомольских ячеек неудовлетворительно. В селах их всего по одной - две, или в среднем по 14 комсомольцев на волость. «Такой сетью деревенских ячеек мы не можем обеспечить влияния на широкие крестьянские массы молодежи. Крестьян- комсомольцев у нас 240 тысяч, по отношению к общему числу крестьянской молодежи - это 1-2%, не больше», - говорил докладчик.
В статье «Юный коммунист» селькора И. Душенкова из Пскова, зачитанной на съезде, писалось: «Ячейки очень хорошо знают, что сейчас не война, не 1919 год, а мирный период, в результате чего сельскохозяйственные беседы, «волшебные фонари», «живые» газеты, курсы, съезды, «красные» уголки и т. п., заменяют нам оружие».
Съезд обратился с манифестом ко всем комсомольцам, ко всей рабоче-крестьянской молодежи: «Объединим свои усилия на борьбу с темнотой, некультурностью, отсталостью в хозяйстве, бедностью, предрассудками, вековой косностью, неверием в силу науки и техники».
На местах призыв приняли к действию, причем в средствах не стеснялись. «В пановской организации РКСМ 17 членов...драмкружок разобрал несколько пьес, в том числе пьесу М.Горького «На дне». Был приготовлен спектакль, который сорвали крестьяне села. Сагитированные местными кулаками, они вместо спектакля пошли ко всенощной. Да будет им стыдно!» - писала газета арзамасских комсомольцев «Авангард».
«Вместо того чтобы записаться в Союз Молодежи, молодежь деревни Кокоревки говорит: «Мы поступим в РКСМ, а нас антихрист возьмет с собой и посадит в вечный огонь или в кипящую смолу. А если мы не запишемся, то сам Бог нас возьмет к себе на тот свет и посадит в рай.
Стыдно, что товарищи боятся антихриста и Бога, а не записываются в Союз Молодежи», - увещевала другая статья той же газеты.
Но если призывы пламенных комсомольцев были просто наивными, их более старшие товарищи не гнушались опускаться до откровенной лжи, в достижении поставленной цели - в борьбе с Церковью.
Вот выдержки из беседы корреспондента газеты «Арзамасская деревня» со старой арзамасской большевичкой С.Ф.Шер:
«Шел 1919 год. Колчаковская банда подходила к Рузаевке. В это время из Казани в Арзамас был переведен штаб Красной армии Восточного фронта. Поповско-купеческая нечисть города недружелюбно встретила красноармейцев. Всю свою деятельность эти кровопийцы направили на подрыв и вредительство работы штаба, они готовили дружелюбную встречу Колчаку. Штабу большую помощь в работе оказывал пролетариат города, возглавляемый партийной организацией. В один из трудных моментов работы штаба купцы, попы и фабриканты устроили внутри города бунт: перерезали все телефонные и телеграфные провода. Штаб был лишен связи с центром. Большевики собрали митинг пролетариев города и призвали их к быстрейшему восстановлению связи. Вскоре рабочие и красноармейцы восстановили телефонно-телеграфную связь...»
«Воспоминания старой большевички Шер иначе как вымыслом назвать трудно, - комментирует краевед Андрей Потороев. - В 1919 году контрреволюционных выступлений в Арзамасе и арзамасском уезде не было и быть не могло. Об этом свидетельствуют ежемесячные отчеты арзамасской милиции местному Совдепу и Нижегородскому Отделу Управления. Кроме того, трудно представить «бунт купцов, попов и фабрикантов» в городе, переполненном частями Красной Армии, карательными отрядами латышских стрелков, чекистами прифронтовой, губернской и уездной ЧК. Не стоит забывать, что купцы, попы и фабриканты, еще остававшиеся на свободе, будучи причислены новой властью к классу буржуазии, с весны 1918 года во исполнение Декрета ВЦИК, отбывали принудительную трудовую повинность в тыловом ополчении. Подобные «воспоминания» были не редкостью на страницах газет тех лет. Достоверность фактов никого не интересовала. Достаточно было авторитета старых коммунистов и цели, которой они оправдывались».
Безрелигиозные праздники и «пятилетка безверия»
Другой силой, призванной бороться с «религиозными предрассудками», стал Союз воинствующих безбожников, созданный в 1925 году под руководством секретаря ЦК ВКП (б) Емельяна Ярославского (Минея Израилевича Губельмана). Решающую роль в его возникновении сыграла издававшаяся с 1922 года газета «Безбожник». Вокруг неё быстро сложилась сеть корреспондентов и читателей. Благодаря им в августе 1924 года в Москве было образовано Общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ).
I съезд ОДГБ, который состоялся в апреле 1925 года, постановил создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». В том же году появился ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который стал органом Центрального Совета Союза безбожников СССР.
11-15 июня 1929 года в Москве прошел II съезд Союза безбожников, который собрал 1200 делегатов (среди них были 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся). Присутствовали также приглашенные делегации Интернационала пролетарских свободомыслящих (ИПС) из Германии, Австрии, Бельгии, Франции и др. С речами на съезде выступили Бухарин, Луначарский, Максим Горький, Демьян Бедный, Владимир Маяковский. Съезд переименовал организацию в «Союз воинствующих безбожников», а также утвердил новую редакцию Устава СВБ СССР. На съезде произошло оформление детского безбожного движения в организацию Юных воинствующих безбожников (ЮВБ СССР).
Союз воинствующих безбожников сразу же развернул большую работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску научной и научно- популярной литературы, а также ряда периодических изданий - газеты «Безбожник», журналов «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и других, выходивших на различных языках народов СССР. Значительное количество литературы выпускалось в свет в издательстве «Безбожник», впоследствии - Государственном издательстве антирелигиозной литературы (ГАИЗ).
Через год после создания СВБ насчитывал 87 тысяч членов. Серьезное внимание уделялось подготовке атеистических кадров. Были открыты специальные курсы - очные и заочные - для подготовки пропагандистов научного атеизма. Проводилась работа по внедрению в быт новых, безрелигиозных праздников и обрядов. В тесном сотрудничестве с СВБ действовало «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР», пропагандирующее «огненное погребение», преобразованное в 1932 году во Всероссийское кремационное общество.
15 мая 1932 года СВБ спланировал свою «пятилетку безверия». В этом проекте намечалось: в течение первого года закрыть все духовные школы, оставшиеся еще у обновленцев, на второй - провести массовое закрытие храмов, запретить написание религиозных сочинений и изготовление предметов культа, на третий год - выслать всех служителей культа за границу, на четвертый - закрыть оставшиеся храмы всех религий и, наконец, на пятый - закрепить достигнутые успехи.
В 1932 году СВБ насчитывал максимальное количество членов - 5 ,7 миллионов, потом число безбожников пошло на убыль. В 1938 году число членов СВБ по официальным данным уменьшилось до 2 миллионов, в реальности их было еще меньше. Сокращалось количество организаций СВБ, его издательская деятельность. Тираж ежемесячного журнала «Безбожник» в течение 1938- 1939 гг. упал с 230 тысяч до 155 тысяч.
К концу 30-х гг. Союз безбожников переживал глубокий кризис, и только усилиями прессы искусственно создавалось впечатление об его кипучей деятельности и успехах. Весьма показательно, что зачастую сами члены СВБ и коммунисты далеко не всегда полностью разделяли взгляды союза.
«В 1933 году в Арзамасском районе за празднование дня Казанской иконы Божией Матери были привлечены к ответственности правления колхозов «Новая деревня» с. Бебяево и «Осоавиахим» с. Пешелань. Председатель Пешеланского сельского совета коммунист Куликов, который не в первый раз справлял религиозные праздники, а в этот пьянствовал два дня, был снят с работы и получил строгий выговор с предупреждением по партийной линии. Председатель того же колхоза - Степанов, член ВКП (б), получил строгий выговор с предупреждением и занесением в личное дело. Член правления Бебяевского колхоза - коммунист Филимонов получил предупреждение, а председатель того же колхоза - Максимов был снят с работы... И это все - архивные документы!» - рассказывает Андрей Потороев.
Тем не менее, член ЦС СВБ Ф. Олещук в статье журнала «Большевик» за 1939 год определил примерную дату окончательной победы над религией среди населения страны советов - к середине 1950 -х гг.! «Вряд ли в третьей пятилетке удастся преодолеть все религиозные предрассудки. Если для обгона капиталистических стран в экономике надо 10 - 15 лет, то и для полного преодоления религиозных пережитков вряд ли можно говорить о сроках более коротких», - писал он.
Вакханалию пропаганды безбожия остановила начавшаяся война. Еще в самом ее начале, в связи с изменением государственной политики в отношении к Церкви СВБ фактически прекратил свою деятельность. Последний номер «Безбожника» вышел в июле 1941 года. А в 1943 году умер его бессменный руководитель М.Ярославский-Губельман. Хотя официально СВБ был распущен только в 1947 году.
Таким образом, несмотря на все усилия власти подавить православное сознание народа не удалось. Большинство населения страны не принимало участие в работе безбожников, и если не открыто, то негласно продолжало придерживаться православных традиций и совершать церковные обряды. Это особенно проявилось в первые же дни Великой Отечественной войны, когда люди стали ходатайствовать перед властями об открытии церквей и усилия их не оставались тщетны.
Однако, мнимое прекращение борьбы с религией, длилось недолго. Наступившая вскоре хрущевская оттепель обернулось новой стужей для Церкви. Функции Союза воинствующих безбожников перешли к Всесоюзному обществу «Знание». Туда же были переданы и все материальные средства СВБ. Костяк специалистов по научно-атеистической пропаганде в новом обществе составили все те же «старые кадры, которые назывались раньше безбожниками»...
Но, Бог, как известно, поругаем не бывает. Как бы это кому-то и не хотелось бы...
Николай Жидков
http://arzblag.ortox.ru/2013/08/31/voinstvuyushhij-materializm/

история, религия, горький, материализм, контрреволюция, безбожник, церковь, губельман, 1917, ярославский, революция, ленин, атеизм, маркс, марксизм, антирелигия

Previous post Next post
Up