Истрия превращения Савла в Павла еще раз демонстрирует высоту христианского учения, дающего человеку возможность поиска, ошибок и изменения себя в служении Истине. До самой смерти человек обладает возможностью спасения. Человека нельзя зафиксировать, он постоянно меняется. В этом его природа - быть сотворцом Богу, и прежде всего сотворцом самого себя. Кроме того, это еще раз показывает, как же важно сквозь внешнее суметь увидеть внутреннее.
Год назад в этот день
я писал о различиях и общности образов первоверховных апостолов Петра и Павла. И сегодня эта диалектичность меня волнует. Собираясь с мыслями сегодня, перечитывая сведения об апостоле Павле, я обнаружил, что он три года не «решался» встретиться с Петром. Мы помним, как Павла встретили христиане в Дамаске, куда он шел с первоначальным планом гонений на них. Но все изменилось.
Сегодня я хотел обратить внимание именно на это «противоречие» в образе апостола Павла. Но сперва хочу порадоваться Празднику святых славных первоверховных апостолов:
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие,
Владыку всех молите мир вселенней даровати
и душам нашим велию милость.
Возвращаясь к начатой теме. В одном из посланий Павел пишет:
«…хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный». (Фил. 3:4-6)
Павел здесь со спокойной душей вспоминает себя, когда он был еще Савлом.
Историю с преображением Савла в Павла, наверное, все знают, и я не стану на ней останавливаться. Казалось бы, Павлу надо максимально удалиться от Савла. Но Павел не единожды возвращается к этой теме:
«Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят». (Деяния , 23:6)
«К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я». (2 Пав. 11,21-22)
Я не берусь толковать Писания. Я просто размышляю, так как живая вера требует не просто знания чего-либо, а усвоения, то есть вдумчивого осознания. И вот размышляя над поднятой темой, мне кажется, я знаю, в чем тут дело. Савл ведь ревностно служил ветхозаветноным представлениям о Боге. И потому был гонителем Христа. Он искренне служил одному, и потому столь же искренне боролся с тем, что вступило на его взгляд в противоречие с тем, чему он служит.
Он пишет в одном из посланий:
«ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)» (Рим. 2:14,15)
Часто это место трактуется так, что не знающие Христа будут судиться по законам своей совести. Мне ближе всего именно это понимание. В ней есть место для той свободы, которую нам дал Бог при творении и которую восстановил Христос. Свал жил по закону своей веры, своей совести и, исходя из этого, гнал Христа. Познав Истину, то есть Христа, он столь же искренне и непоколебимо, вплоть до мученической смерти служил Ему.
Я дерзну предположить, что именно эта изначальная искренность служения своим идеалам и позволила Савлу стать Павлом. Стать апостолом несмотря не первоначальное неприятие Павла со стороны прежде гонимых им христиан.
Для меня это очень важно по многим причинам. Во-первых, это еще раз демонстрирует высоту христианского учения, дающего человеку возможность поиска, ошибок и изменения себя в служении Истине. До самой смерти человек обладает возможностью спасения. Человека нельзя зафиксировать, он постоянно меняется. В этом его природа - быть сотворцом Богу, и прежде всего сотворцом самого себя.
Во-вторых, это еще раз показывает, как же важно сквозь внешнее суметь увидеть внутреннее. Не только Господу сердцевидцу, для которого «Несоделанное мое видесте очи Твои, в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть».( Последование ко Святому Причащению, молитва 6-я). Не только Богу, но и нам надо уметь отделять внешнее от внутреннего. Видеть не только форму, но и содержание.
Я сейчас восстанавливаю цикл текстов об истории РПЦ в ХХ веке. Историю, наполненную многими скорбями, обрушившимися на нашу Церковь. И как же важно разбираясь с этой темой видеть за внешним внутреннее! Не упрощать сложность, а принимать ее и рассматривая путаться понять внутреннее содержание процессов, фактов, судеб. Чтобы понять, что советизм, который за внешние атеистические формы, за гонения церкви Христовой, имел и внутреннюю правду, которую просто так взять и отвергнуть, списав на сатанизм - было бы тем же самым, что видеть в Савле только Савла, а не будущего Павла.
Советская концепция человека - потрясает своей гуманистичностью и высотой понятия Человек. Уважением и любовью к Человеку. И реплика Сатина в пьесе Горького «На дне»: «Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью...уважать надо!», в которой все обычно накидываются на слово «гордо» и сразу же с какой-то стати приравнивают всю фразу к воспеванию греха гордыни, для меня созвучно строка одного из Псалмов:
«… что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его…. (Псалтирь 8:5-7)
Кстати, эту фразу вспоминает и апостол Павел в своем послании к Евреям (2,6).
Еще раз с Праздником!