Живое кино великого Чарли Чаплина (1) - "Малыш"

Jun 14, 2017 09:28



Я бы для себя выделил в творчестве Чаплина главным - чувство меры. Он нигде комичную ситуацию не доводит до пошлости, не опускается до того уровня, какой сегодня охарактеризовали бы словом «прикольно». Он не позволяет смеху оторваться от чувства. Весь фильм ты помнишь, что наблюдаешь смешные моменты трагической жизни человека. Но при этом, нет и перебора с этим трагизмом. Преодолевать трудности весело - вот девиз героя Чаплина.

В рамках ответа на ту культурную войну, которую ведет «наша» интеллигенция с великим мировым наследием (в том числе и его советской частью) я и выкладываю свои отзывы на шедевры мирового кино. Чуть раньше я вел музыкальную страницу, сопровождаемую иллюстрациями шедеврами мировой и русской живописи. Теперь - кино. Сегодня я поговорю о великом Чарли Чаплине.

Мне повезло. Я посмотрел большинство фильмов Чарли Чаплина, будучи еще ребенком. А даже точно могу сказать, когда это было: с первый по четвертый класс. Я уже точно учился в школе, но еще не начал изучать иностранный язык. Уже не помню -  какая это была программа советского телевидения, но в дневное время по ней шли обучающие передачи, в том числе по немецкому языку.  Обычно, сделав домашнее задание и включая телевизор, я попадал на эти уроки  немецкого. Я не понимал ни слова - отсюда моя уверенность, что я еще не перешел в четвертый класс.  Но я терпеливо ждал, потому что после показывали фильмы Чарли Чаплина. Не каждый день. И не круглый год. Но показывали, видимо в рамках какой-то реперспективы классики мирового кино. Не помню деталей, но помню сами фильмы. Смотрел запоем. Боялся пропустить, жертвуя даже футболом во дворе.


Теперь мне 46 лет. Но та магия фильмов Чаплина, с которой я столкнулся в детстве,  владеет мной до сих пор. Были и советские комедии, которые мы с ребятами с удовольствием смотрели и потом цитировали на переменах. Но мое сердце принадлежало и принадлежит Чаплину. Поэтому я не принял пародию на Чаплина «Здравствуйте! Я Ваша тетя». Не могу судить о ней с художественной точки зрения, так как после кадров, где Калягин показан в образе Чаплина - мой интерес к фильму пропал раз и навсегда. Да и звуковые фильмы с великим Чаплином я видел, но скорее терпел из любви к гению и его немым работам.

Фильмы Чаплина отличались от всего остального, даже очень близкого по стилистике и времени. Вот вспомнил, когда писал эти строки, что в тоже время я уже видел и фильм Протазанова «Праздник святого Иоргена», и фильмы с Максом Линдером, и Гарольдом Лойдом. Может и другие видел. Не помню. Но Чарли Чаплин не был единственным немым комическим актером, чьи работы я видел в детстве. Это точно. А значит я отдал свое сердце его творчеству осознано, имея возможность выбора.

И вот штурмуя вторую половину пятого десятка лет, я снова встретился с Чаплином и теперь уже постараюсь ответить себе на вопрос - чем же его фильмы так выделялись на фоне остальных и чем брали за душу.

На днях я пересмотрел фильм 1921 года «Малыш». Просмотрел, как и раньше на одном дыхании. Изложу уже свои уже «взрослые» впечатления.

Первое что сразу же бросается в глаза и западает в душу- то нелицемерное уважение, с которым великий актер и творец создает образ маленького человечка. То чувство достоинства, которым он его наделяет и которое тот защищает. Да, порой Чаплин дает это в контрасте с убожеством внешней стороны его жизни и его поступками. Но познакомившись с биографией Чаплина, я уверен, что не ошибаюсь. Его герой при всей его специфике и комичности - бесконечно любим и уважаем Чаплином. И не только сам герой, но и все маленькие люди с большими сердцами.
Конечно, стоит отметить работу пятилетнего Джекки Кугана, сыгравшего этого самого приемного малыша, в честь которого картина и получила свое название. Моей младшей дочери 6 лет. Насколько же дети похожи друг на друга в этом возрасте! И тут не важны различия в эпохах и культуре.  Мальчик в кадре смог практически без потерь передать очарование своего возраста. И тем контрастней проступили в фильмы суровые реалии жизни бедных людей, выкинутых обществом в свои гетто.


Кстати, второе, что бросилось в глаза в фильме - это одиночество героев. Они сражаются за право жить и оставаться людьми практически в одиночку. Чаплин почти во всех своих фильмах предстает в таком состоянии - предельного одиночества. И часто в сюжетах его фильма присутствует попытка вырваться из этого состояния. В «Малыше» он преодолевает его в отношениях с ребенком, которого после попыток избавиться от него, впускает в свою жизнь. Причем это решение следует после призыва в найденной записке матери - полюбить дитя. Способность и потребность любить - это отличительная черта живой жизни.

Есть работы критиков, в которых анализируются творческие подходы Чаплина в работе над фильмами и образами. Я для себя выделил бы - чувство меры. Он нигде комичную ситуацию не доводит до пошлости, не опускается до того уровня, какой сегодня охарактеризовали бы словом «прикольно». Он не позволяет смеху оторваться от чувства. Весь фильм ты помнишь, что наблюдаешь смешные моменты трагической жизни человека. Но при этом, нет и перебора с этим трагизмом. Преодолевать трудности весело - вот девиз героя Чаплина. Я думаю, когда древние греки называли знание меры - признаком мудрости и способности человека к философии, то работы Чаплина служат отличной иллюстрацией этому в кино.
Сам фильм как продукт, его отдельные эпизоды и сцены - все выверено и снято на максимуме мастерства. Все что нужно и можно - есть. Но ничего лишнего. А то, что есть - снято с безукоризненной техникой игры и съемки. Камеры и режиссера практически не видишь. «Пота актеров» тоже. Это высший пилотаж работы.


Ну и последнее, что хочу сказать в этом кратком отчете. Последнее, но, наверное, самое важное. Если сказать одним словом о том, чем же Чаплин так берет за душу, то ответ будет таким. Он снимает фильмы о живых людях, для живых людей о живой жизни. Тут нет места эпатажу, попытке удивить и впечатлить чем-то. Тут нет кривляния, за которым зритель должен угадать реальные проявления жизни в герое или том социуме, где разворачивается действие. Тут нет ни капли стремления спрятать что-то за техническими и трюковыми приемами. Тут нет попытки подладиться под запросы зрителя, и наоборот навязать ему свое видение. Все просто как жизнь. Одним словом  - это настоящее живое кино. И, наверное, поэтому фильмы Чарли Чаплина так одинаково овладевают умами и сердцами и детей и взрослых.

После просмотра решил показать фильмы Чаплина своим детям. Жаль, что нет возможности на большом экране.  Но хотя бы в домашних условиях. Пусть прививают себе вкус к хорошему кино.

мировое кино, "Малыш", культурная война, Чарли Чаплин, гуманизм

Previous post Next post
Up