Принцип доминанты и метафизика

May 17, 2017 12:25



Назвать войну священной можно только воспринимая ее именно с высоты метафизики. После войны, после восстановления страны и борьбы за дальнейшее ее выживание в условиях возникшей угрозы со стороны бывших союзников, поддержание метафизического накала стало проблемным. Вернее стало сознательно проблематизироватся со стороны партноменклатуры, которая свою доминанту там оставлять и не хотела. А может и не имела. Ее стали последовательно сводить вниз.

Мы с товарищами очень долго и  и я бы сказал мучительно обсуждали доклад «Мост над пропастью». Темы, поднятые в в этом докладе Кургиняна очень долго доминировали в моем сознании. И читая другие материалы нашей газеты, волей-неволей, я пропускал их через призму тем Доклада.

Вот и читая статью моего товарища Трубникова о пропаганде и агитации в России накануне революций, я обратил внимание на один факт из биографии Свердлова. А именно, что он, будучи еще подростком, осознано и решительно вошел в ряды революционеров: «В 1901 году, шестнадцатилетний Свердлов становится членом подпольной нижегородской организации РСДРП. Ему поручается распространять листовки и прокламации». Шестнадцатилетним! Мой старшей дочери 18 лет. Я плохо себе представляю такой решительный выбор судьбы с ее стороны. Я не имею в виду судьбы революционера. А просто судьбы! Такого выбора, чтобы без права переписать затем заново, если что-то не понравиться.
Да и вспоминая себя в этом возрасте, я вряд ли могу похвастаться чем-то другим. Каковы причины и условия для такого решения? Откуда в таком молодом возрасте такие душевные и духовные силы? Я стал буквально мучиться этими вопросами.


В свое время я познакомился с трудами и биографией российского и советского ученого и мыслителя Алексея Алексеевича Ухтомского (1875-1942). Ему принадлежит открытие принципа доминанты в физиологии. Согласно ему если какая-то часть нервной системы находится в возбужденном состоянии, другие части заметно тормозятся, как бы подчиняясь доминанте очагу возбуждения, усиливая его.
Ухтомский был очень разносторонним ученым. Проявляя заметные способности к математике, он занялся философией и поступает в Духовную академию. Его диссертация была на тему «Космологическое доказательство Бытия Божия». Он верил во всесильность человеческого разума и решается найти научные основы человеческой нравственности. Ухтомский отказывается от церковного пути и переключается на изучение физиологии. И уже в следующей диссертации он как раз и излагает свой знаменитый принцип доминанты. Затем сфера его научных интересов сдвигается в сторону психологии. Ему приписывают афоризм, о том, что психология изучает то, чего нет, с точки зрения материалистической науки - душу человека. Умер он в блокадном Ленинграде, всеми возможными способами помогая организации его обороны.
Я привел коротко эти биографические данные для того, чтобы обосновать свой дерзкий тезис о возможности распространения принципа доминанты из физиологии на более сложные и высокие уровни человеческого бытия. В судьбе Ухтомского прослеживается стремление научным путем найти в Человеке то, что и делает его таковым. В 1920-х годах он уже предлагает считать открытый им принцип новым учением о работе мозга человека. Конечно же, личность человека не сводима только к мозговой деятельности. И Ухтомскому - иеромонаху в миру, участнику Поместного Собора 1917-18 гг. это хорошо известно. Отсюда его переход к изучению более тонких форм бытия человека - психиатрия и психология.

Окончание цикла статей о Четвертом этаже, которое соединено с Докладом о «Мосте над пропастью» большей частью посвящено обсуждению функциональности некого приемо-передающего устройства, находящегося на этом самом Четвертом этаже. Главный вопрос в том, как быть когда это устройство неработоспособно вообще или в той мере, которая требуется для того, чтобы Человек стал таковым. Такая постановка вопросов позволяет соединить их с ответами, которые предлагает Ухтомский. Для того, чтобы запустить или повысить активность устройства на Четвертом этаже, надо переместить доминату своей личности туда, или как можно ближе к нему.

В христианстве чтобы научиться молитве надо «воцерковлять» тело, разум и душу. Для этого молиться много, часто и вдумчиво. Сперва перенести доминанту с первого, животного этажа на второй. Затем присоединить третий и оттуда стучаться на Четвертый. Иначе говоря, осознано и насильственно смещать доминирующее в тебе начало с низших этажей на более высокие. Постепенно, обретая навык взаимодействия с этими более высокими этажами - а это значит производя уменьшение насилия над собой и обретая возможность получения плодов этого взаимодействия - ты выстраиваешь иную иерархию ценностей. Не умственных предпочтений в выборе между добром и злом, а в качестве того, что практически определят твою жизнь. То есть область со смещенной в нее доминантой начинает подчинять себе остальные сферы человеческого бытия. И то, что первоначальное усилие было сопряжено с насилием, никак не умаляет получаемый результат.

Я не знаю деталей биографии Свердлова. Но я вижу, как нечто в его судьбе захватили его полностью и бесповоротно, сделавшись доминантой на всю жизнь. Его пример не единичен. А значит, мы можем говорить, что Первый Красный проект был построен как раз людьми, грубо говоря, с доминантой на Четвертом этаже. Потом Советский проект стал стремительно сжиматься. С точки зрения доминант это означало смещение их с высоких на более низкие этажи сознания советских граждан. В годы войны угроза реального прекращения бытия себя и своей страны активировала работу этого самого Четвертого этажа. Назвать войну священной можно только воспринимая ее именно с этой высоты. После войны, после восстановления страны и борьбы за дальнейшее ее выживание в условиях возникшей угрозы со стороны бывших союзников, нахождение доминанты на Четвертом этаже стало проблемным. Вернее стало сознательно проблематизироватся со стороны партноменклатуры, которая свою доминанту там оставлять и не хотела. А может и не имела
Ее стали последовательно сводить вниз. Сперва на третьи этаж, заменив разговоры о хилиастическом значении Красного проекта на лозунги морального превосходства жизни в СССР, по отношению к остальному миру. Затем низведя еще ниже. И так до банальных разговоров о колбасе, то есть, сместив доминанту практически на первый этаж.

Наверное, этого скатывания вниз могли и не видеть те, кто устроил эту чертову горку для советского народа. Но ту высоту, которую штурмовало советское общество, видели враги Красного проекта. Нельзя не прийти к такому выводу, читая о рождении и развитии идей Панъевропейского проекта. Проекта, как я понял из статьи другого нашего товарища Кулепова, во многом определившего идеологию современной объединенной Европы. А его создатели указывали в качестве факторов силы Красного проекта именно его религиозность. То есть они видели устремленность советского проекта к Четвертому этажу и попытку поместить там доминанты общественного сознания. Враги осознавали, что, не помешав этому восхождению, невозможно разрушить ненавистный им Красный проект.

Я не знаю, отчего советские лидеры решили прекратить это восхождение. То ли они были сами лишены полноценного Четвертого этажа. То ли они испугались чего-то увиденного с его высоты. То ли сказалась эта общая направленность на отказ говорить о метафизичности проекта вообще, вытекающая из узко материалистического понимания всего и вся. А может, сказалось все вместе взятое. Но совершенно ясно одно, мы сегодня стартуем с очень низкого старта. Для нашего общества, да и для нас в частности, многое определяется нахождением доминант на очень низких уровнях.

гуманизм в 21 веке, свт Лука, метафизика, газета Суть времени, Ухтомский А.А.

Previous post Next post
Up