Невольно задумываешься, не оттого ли Россия разродилась революцией, когда в период назревавшей катастрофы, она заглушала свой страх перед вызовами времени за просмотром таких фот фильмов? Переживая о таких вот сюжетах? То есть, находясь в полном разрыве с моментом времени, духом истории.
Список картин, которые я просмотрел за последнее время из списка ранних работ российских/советских кинематографистов больше чем те четыре, о которых пойдет речь в этом тексте.
Об остальных я обязательно расскажу, но позже. Вообще за последние недели я ничего не смотрел, кроме ч/б немых фильмов. И надо сказать получил от просмотра большинства работ огромное удовольствие.
Если, в отзыве на «Пиковую даму» у меня было ощущение, что я наткнулся на какую-то уникальную, отличную от прочих работ того времени, картину. То теперь могу уже смело говорить - ранее российское кино очень богато фильмами, которые можно и нужно смотреть в наш ХХI век.
Хотя бы для того, чтобы понять - откуда берутся истоки нашей великой советской мультипликации, этой удивительной страны высочайшего уровня работ и главное высоты и чистоты идей, которыми характеризовались советские мультфильмы.
Мультфильм (или фильм) «
Прекрасная Люканида или война усачей с рогачами», снятый в 1912 Владиславом Старевичем меня потряс. Я просто представил себе, каково это было в то время увидеть такую работу на заре кинематографа. И для меня совершенно неудивительны те отзывы, на которые не скупились отечественные и зарубежные зрители. Будь то Куприн, назвавший Старевича «добрым волшебником». Или британские критики, недоумевавшие по поводу того, как режиссер смог «выдрессировать» насекомых, которые были «актерами» в «Прекрасной Люканиде…». Фильм яркий и короткий, и стоит того чтобы посмотреть и изумиться мастерству его создателей. Мастерству и чувству юмора. Ведь они создали (не знаю первую ли) пародию, на стандартные сюжеты фильмов того времени, которые в наше время получили название «мыльных опер».
Говоря о заре российского кинематографа мы, в первую очередь, обсуждаем режиссеров. И это правильно. Именно от их фантазии, творческих решений и т.п. зависело в конец концов то, что увидит публика. Увидит и оценит. Успех или провал. Но уже в эти первые годы можно по достоинству оценить и лепту в этот результат актеров фильма. С одним из них - Иваном Мозжухиным - мы уже встретились в «Пиковой даме» Протазанова. Об этом режиссере и актере будет сказано и сегодня. Но обсуждая следующий фильм - «Жизнь за жизнь» - я выражу свое восхищение актрисой, Верой Холодной.
Фильм «
Жизнь за жизнь», снятый в 1916 года Евгением Бауэром как раз из той категории, над которой, не знаю специально или нет, посмеялся Старевич в своем мультфильме. Это драма о любви, страстях и деньгах. В ней играют, по моде того времени, известные театральные актеры и актрисы. И это очень заметно по тому мастерству и театральной подготовленности артистов в кадре. Очень профессионально поставленный и снятый фильм. Но на фоне этого «ожившего театра» выделяется «нетеатральная» Вера Холодная. Я согласен с критиками, говорившими, что она живет в кадре, а не играет. Я не могу утверждать, что мы имеем дело с первой настоящей киноактрисой. Но то, что именно с киноактрисой, выстраивающей свою игру не по театральным, а по кино законам, это точно.
Читая об актрисе, был глубоко тронут ее отказом уехать из объятой Гражданской войной России и призывам к своим коллегам, поступить так же.
Но чтобы быть справедливым, должен сказать и пару критических слов о фильме. «Жизнь за жизнь» снят в 1916 году. Идет Первая мировая, Россия несет колоссальные потери: и людские и смысловые. Остался год до краха империи. Я понимаю, режиссер снимает то, что ждет публика. Хотя, читая историю российского кинематографа, можно увидеть, как владельцы первых российских кинокомпаний стремились не только соответствовать спросу, но и формировать его.
Практически все крупные кинокомпании занимались иллюстрированием, а потом и созданием уже полноценных фильмов по произведениям русских классиков. Снимали фильмы на исторические темы. Часто обращались к теме фольклора. А некоторые уже тогда, в дореволюционные годы, снимали документальные и фильмы популизировавшие научные знания и достижения. Но «массовый» зритель, как и сегодня, шел в основном в кино за развлечением. И, осознавая этот запрос общества на такие сюжеты и «страсти», яркие и вдумчивые режиссеры снимали тогдашние «мыльные оперы». Невольно задумываешься, не оттого ли Россия разродилась революцией, когда в период назревавшей катастрофы, она заглушала свой страх перед вызовами времени за просмотром таких фот фильмов? Переживая о таких вот сюжетах? То есть, находясь в полном разрыве с моментом времени, духом истории. Примерно такие мысли у меня были при просмотре фильма Ренуара «Правила игры» (1939).
Но не все так было грустно. Были и другие фильмы. Например «
Поликушка», снятый режиссером Савиным в 1918 году по одноимённому рассказу Л.Толстого. Кстати, оба оставшихся для обсуждения фильма сняты по произведениям Льва Толстого. И оба сняты на темы, далеко выходящие за куртуазные страсти мыльных опер.
«Поликушка» - удивительно трогательно снятая история русского крестьянина. В ней практически все пространство фильма отдано именно быту и жизни «мужиков». При этом без пародийности и гротескности. Видимо причиной тому любовь и уважение к своему народу со стороны режиссера и кинокомпании «Русь», которая еще до национализации отличалась от прочих тем, что главной задачей своей считала создания отечественного кино для отечественного зрителя.
Фильм короткий, но очень эмоционально наполненный. Блестящая игра Москвина заставляет смотреть его не отрываясь. Я считаю, вполне справедливо зарубежная критика назвала его практически эталоном фильмов, обращающихся напрямую « к душе человека».
И наконец «
Отец Сергий», Протазанова с Иваном Мозжухиным в главной роли. Фильм снимался в 1918-19 гг. Но в нем очень подробно, масштабно воссозданы исторические реалии середины XIX века: костюмы, декорации, манеры и т.д. Без пропагандисткой сатиры или ностальгического воздыхания. Просто ряди исторической правды. Но главное в этом фильме, конечно же игра Ивана Мозжухина, который сумел с потрясающим мастерством передать все душевные переживания своего героя, князя Касатского при его перерождении в монаха, старца.
Хотя надо признать, что актер сыграл точно по Толстому, то есть воспроизвел все толстовские заблуждения в области церковной, духовной жизни. Толстой, который сам был вне этого, не мог передать подлинную сущность подвижничества и духовного подвига. Для Толстого, особенно это ярко видно в «Воскресении» человек его свершает сам, без Бога. И не случайно отец Сергий после падения с купеческой дочерью, не может молиться «потому что Бога нет». Но я ухожу от фильма. А фильм очень добротный и цельный. Не случайно его показывали широкому зрителю до 1957 года.
Обратила на себя внимание актриса, сыгравшая ту самую купеческую дочку. И своей чисто русской красотой и, конечно же, игрой. Уже читая о фильме, узнал, что это была Вера Орлова, талантливая актриса театра и кино.