Недавно посетил собрание Литературно-исторического клуба СВАО по роману М. Горького “Мать”:
http://svao-moskva-eot.livejournal.com/643.html.
С удовольствием послушал доклад организаторов о биографии Горького (
http://svao-moskva-eot.livejournal.com/1070.html) и самом романе (
http://svao-moskva-eot.livejournal.com/799.html).
Роман «Мать» очень яркий, живой, выстраданный. Чувствуется, что Горький не понаслышке знал, о чем писал, и его позиция - это не позиция наблюдателя.
В «Википедии» написано, что у одного из главных героев романа - Павла Власова - был реальный прототип. Один русский революционер, бежавший из ссылки при содействии Горького, приславшего деньги на организацию побега.
Горький видел мерзость и несправедливость окружающего мира и прямо, без обиняков, об этом писал. «Мать» проникнута болью и чувством сопереживания, сострадания к народу.
По ходу чтения возникает целая буря тяжелых дум и эмоций. Хотя на протяжении всего романа не дается практически ни одного повода для радости, ни одного светлого момента, когда, слившись с главными действующими лицами романа, вдруг захотелось бы воскликнуть нечто вроде «остановись, мгновенье, ты прекрасно!», в нем нет ни капли пессимизма. Скорее он погружает читателя в атмосферу напряженности, сосредоточенного усилия и собранности, в которой нет места расхлябанности и унынию. Он погружает читателя в состояние войны. Если меня спросят, что такое «война духа», я скажу - это как в романе «Мать».
В нем есть страсть. Страсть по новому миру, в котором «все - для всех, все - для всего».
Я думаю, каждый заметит и проведет некую аналогию между теми событиями и современностью, главными героями и нами. Читая роман, нам относительно легко поставить себя на их место. Возникают вопросы. Есть ли их страсть у нас? Живём ли мы в состоянии «войны духа»? По сути, деятельный ответ на этот вопрос - и есть главное, что мы должны сделать.
PS. В романе неоднократно говорится о «чувстве духовного родства рабочих всей земли». Это понятно. Но сейчас я ничего подобного не ощущаю - применительно хоть к каким-либо крупным общностям. На Западе ЛГБТ и ювенальщина, на юге исламизм, на востоке вообще неясно что. А наш единственный союзник - пресловутый модерн, то есть гниющие остатки того, что главные герои «Матери» так упорно добивали.