Признания несправедливости мира - это еще не Манифест. Об этом свойстве построенного людьми мира писали и говорили многие мыслители. Манифест дополняет это историчность осознания несправедливости важнейшим открытием. Впервые у угнетенных появляются возможности и средства преодолеть несправедливость начал мира. Это своего рода социальная благая весть, с которой к миру обращаются коммунисты. И ради ее реализации стоит жить и умирать.
Одним словом, Манифест - это поворотное событие в истории борьбы угнетенных против угнетения, за свои права, прежде всего, право быть Человеком.
Но кроме этого, его авторы дали потрясающий портрет тому мерзкому Нечто, стоящему за проектом Модерн. Тому зверю, которого так искусно маскировала буржуазная литература, буржуазная мораль и защищала буржуазная законность. Зверя, который сожрет все и вся на своем пути. И национальную самобытность, стремясь построить единый и унифицированный рынок. А вслед за ним и единую для всех потребительскую псевдо культуру. Зверя, который не способен решать вызовы, стоящие перед человечеством, так как по большей части он сам их и производит. А те, что имеют иную природу, он оценивает только с позиции выгоды или невыгоды для себя. Зверя опошляющего даже священные семейные отношения оценкой их выгодности. Заставляющего в детях видеть источник дохода, а в любви - порок. Зверя, заставляющего священное религиозное чувство себе, и отбрасывающего религии прочь, когда она не может соответствовать этому требованию. Зверя подчиняющего себе человека полностью и уничтожающего Человека.
Мы все это видим ныне на примере Запада. Слова, сказанные 170 лет назад, поражают своей пророческой силой и актуальностью. Актуальность Манифеста не в том, что он «гарантировал» победу пролетариату над буржуазией, как это пророчат кондовые марксисты. Где теперь этот пролетариат? Где его движение? Маркс опять же подробно описал и предсказал и то, как класс господ будет заниматься выхолащиванием из коммунизма революционного духа. И предсказал отчасти, что такое выхолащивание породит злейшего врага - фашизм. Но не в этом актуальность. Актуальность в том, что его суть, как и суть того, что можно называть марксизмом - борьба со зверем за Человека. Борьба в тех условиях и теми силами, которые соответствуют историческим реалиям.
Сейчас другие реалии, в которых искать буквально описанное в Манифесте глупо. Мир изменился дважды за прошлый век. В 1917, когда благая весть Манифеста наша свое воплощение в Советской России. И в 1991 году, когда СССР предал, а мир отказался от этой вести о возможной победе над зверем. Но сама борьба и ее неотменяемость - все те же. И это главное, делающее Манифест актуальным сегодня.
(Окончание завтра)