Я что-то приболел. Это дело я не люблю, хотя знаю несколько человек, которые болеют с удовольствием. Может, если бы я мог себе позволить, подобно им, взять и просто валяться на кровати, принимая ухаживая родных, праздно пялиться в телевизор, читать книги и спать, то, наверное, я бы мог день другой поболеть в удовольствие. Но нет привычки к тому и потому болеть не люблю. Болею на ногах и ищу способы себя поддерживать и мобилизовывать. Их не так много. Чтобы не впадать в высокий слог об ответственности и обязанностях, я скажу только об одном - музыке.
Когда-то я прочитал, что в Китае во времена Конфуция авторов неправильной музыки закапывали живьем в землю, в наказание за нарушения гармонии земли не неба, к которой приводили их творения.
Конечно, я не разделю таких радикальных способов борьбы с чувственной музыкой, то есть музыкой, которая, привязывая к себе мысли и эмоции, не увлекает за собой душу и дух. Но ее слишком много вокруг. Я бы сказал, что она заполнила почти все медиа - пространство. И поэтому хорошую с моей точки зрения музыку, надо еще поискать. А найдя - сохранять, чтобы к ней можно было вернуться в те минуты, когда нудно в себе восстановить ту самую утерянную гармонию, о которой заботился Конфуций.
И вот, в период болезни я спасаюсь народной музыкой, так как она, пройдя сквозь столетия и еще много чего, что верболизовать довольно сложно, стала концентрированным лекарством против душевной и просто хандры. По крайней мере, для меня. А внутри всей огромной вселенной, которую называют Этномузыка, я выделяю для себя казачьи песни. В чем их особенность, и какова ее природа - это отдельный разговор. Жить в постоянной готовности отдать жизнь на войне - это, знаете ли, не проходит даром. И может потому, что в казачьих песнях тема смерти и жизни так часто и сильно переплетены, меня они сильно тонизируют, если можно так сказать.
Когда заходит разговор о казачьих песнях, многие вспоминают несколько набившие оскомину песни типа «Ворона» и в этом духе еще две три произведения. Я ничего не имею против них в правильном исполнении. В таком, где не делается акцент на жалости и близости смерти, а поется о жизни в этой близости. Так поют сейчас редко. И потому я приведу произведения из этой области, которые знают меньше и поэт реже. Потому как не походные (то есть в седле, с соответствующим ритмом), а плясовые.
«Ой с дону»
Click to view
Не имея в виду какой-либо связи с настоящим, или еще полугодовалой давности прошлым, просто подымающая мне настроения военная песня.
«Как казаки турок били»
Click to view
Следующая песня довольна странная по тексту. Видимо, слишком многое ушло из нашей действительности. Но ритм и манера подачи очень нравится и мне и моей старшей дочери.
«На мне шуба чужая»
Click to view
Моему отцу, который более меня общался еще с тем поколением довоенных казаков, очень по душе следующая песня. Она необычная, потому как относится к жанру казачий романс. Лично я считаю, что это как-то не верно. Казаки, насколько я могу судить, не любят выставлять на публику свои чувства. И потому так мало лирических тем в казачьих песнях. Но вот, мне почему-то захотелось ее вставить сегодня и именно в исполнении Дятлова.
"Верила-верила-верю" казачья песня
Click to view
». И кстати, даст возможность ощутить разницу казачьих песен от просто народных.
«Куделька»
Click to view
И еще одна, опять же не казачья, но заводная. С радостью и гордостью могу сказать, что родственники покойного мужа сестры (Царствие ему Небесное) причастны к коллективу этого талантливого и удивительного исполнитьеля и собирателя русского фольклора.
«Частушки под язык», Сергей Старостин.
Click to view
Но чтобы вернуться казачьим песням, следующая, которая для меня очень дорога. Она стала своего рода символом харьковской части нашего курса военного училища. Каждую встречу они ее поют нам, приезжающим к ним в гости москалям. Не клятым, а родным. Когда с ними свидимся после всего что случилось на Украине, я даже не берусь загадывать. И тем дороже для меня становится эта песня.
«Ой на горі та й женці жнуть»
Click to view