Leave a comment

arhipolemos July 20 2016, 10:22:58 UTC
Кстати, слепота Фауста тоже здесь нагружена смыслом.
В том же заключительном 5-м действии 2-й части Фаусту является старуха, олицетворяющая Заботу, как сущностную черту человеческого рода. Можно сказать, что _подлинная_ Забота Человека замещена злой Матерью в связи с отчуждением человека от своей родовой сущности.
И вот, именно эта превращенная Забота своим дуновением ослепляет Фауста - за его высокомерно-презрительное отношение к ней. И тем самым Забота даёт постичь "значенье пустоты", о котором Мефистофель спрашивал Фауста в 1-м действии 2-й части перед отправлением в мир Матерей. Тем самым в ослепляющем дуновении Заботы Фаусту явлена опустошающая суть того пути, по которому его провёл Мефистофель.
Дай ослепленью лжи зайти за край,
И ты в моих руках без отговорок!
(Часть 1. 4-я сцена).

И, кстати же, что касается "бессильна охватить целиком это творение".
Во-первых, сам автор писал это творение больше половины своей жизни, создав, как обычно в таких случаях говорится, "энциклопедию" (в данном случае - энциклопедию Западного мира, его истории, его культурных кодов). И исследователи тоже много времени посвящали, чтобы только извлечь из этого творения что-то, что всегда оказывается лишь частью в понимании целого этого произведения.
Однако это не значит, что "Фауст" Гёте всё время остается чем-то непостижимо самодовлеющим. И более того, на чём особенно акцентировалось внимание в "Судьбе гуманизма в XXI столетии", стихотворение Горького "Девушка и Смерть", простое и, вообще, несравнимое по художественному качеству с "Фаустом" Гёте, тем не менее, оказывается "штукой посильнее" (сталинская фраза про "Любовь, побеждающую смерть").
Поэтому, во-вторых, целое произведения постигается из прослеживания сюжетных линий и их пересечений, в которых, достаточно несложным образом, схватывается краеугольно значимое для понимания сути этого произведения. В том числе и по преимуществу, понимания культурно-кодовых моментов и присутствующей в них идентичностной специфики цивилизационных общностей (в данном случае, к Западного мира и его историософско-метафизических ставок).

То есть, вот, например, то, что выше сказано в связи со слепотой Фауста, оно концентрирует в себе такую краеугольную значимость на пересечении сюжетных моментов, рассредоточенных по разным местам произведения.
Можно ещё добавить, что в ослеплении Фауста выражена духовная слепота капиталистического общества. Поэтому и "рука рынка" у них "невидимая"...

См., подробнее, по теме »»» ...

Reply


Leave a comment

Up