Из тех докладов, которые есть у нас в распоряжении - этот последний. Его автор - Марина С. - всегда радовала участников наших собраний и читателей блога¸ нетривиальным взглядом на обсуждаемые проблемы. Но не только оригинальность суждений делает доклады нашего товарища ярким явлением на собраниях ЛИКа. Все ее мысли и позиции - всегда являются плодом глубоких переживаний. Марина, волнуясь, искренне делится с нами наболевшими вопросами, вставшими перед ней при прочтении того или иного произведения. Итак, завершающий - пока что так, другие авторы пока не Летней школе - доклад по «Фаусту» Гете.
* * *
"Фауст" начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году.
Перевод: Борис Пастернак.
Вступительная статья и комментарии: Н.Вильмонт
М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.
http://www.lib.ru/POEZIQ/GETE/faust.txt «С твоей души спадет нарост,
И ты услышишь духов речь»
«Фауст» Гете
Часть1. Иоганн Вольфганг Гете -"величайший немец" (Ф. Энгельс).
Прочитав Фауста недавно - помню абсолютное восхищение, безмерное удивление великим творением Гете, воплотившем в слово исповедуемый идеал (таково было первоначальное впечатление) - всеобъемлющий, взаимоувязанный с общечеловеческим мировым культурным наследием, национальный немецкий дух. Гете сделал это. И Фауст, переводя Священное писание, написал: «Вначале было Дело».
Сам Гете - как олимпийский бог - являет собой пример людям - каких предельных вершин способен достичь разум человека. Гете совершает человеческий, творческий подвиг. Вот уж точно - «я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Пушкин писал: "Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслию,- такова смелость... Гете в Фаусте" ("Пушкин-критик", Гослитиздат, 1950, стр. 129).
(А время то-какое было - Семилетняя война, установление независимости Америки от Великобритании, Французская революция, Наполеоновские войны. Кстати, интересный факт - Александр Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву», учился в Лейпциге с Гете)
Читать трагедию было занимательно и весело сначала, остроумные диалоги.Например, Беседа Мефистофеля с поступающим на учебу школяром, прямо в ногу со временем-об отрицании образования, разума и науки, вот его совет:
Наука эта - лес дремучий.
Не видно ничего вблизи.
Исход единственный и лучший:
Профессору смотрите в рот
И повторяйте, что он врет
Пикантна ситуация, иллюстрирующая приемы лечения пациенток по - Мефистофелю, сопровождаемая таким наставлением: «Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».
Конечно, временами скользила по тексту, т.к. увлеклась живым развитием взаимоотношений действующих героев. Сожаление вызывало, что не в подлиннике читаю.
При поверхностном чтении от неясного-религиозно-философского, античного антуража- отмахивалась - оправдываясь перед собой, что это поэтически-туманное, для образности, погружения в атмосферу… Была неправа.
Вторая часть трагедии - вообще открытие - что она имеется. И по содержанию интересней и объему не менее первой.
Про себя еще отметила, что для читателей-современников Гете - настольными книгами, наравне с Библией и Новым заветом, были Гомер и Вергилий, поэтому им комментарии были не нужны.
По мере чтения все более убеждалась, что Гете точно знает и чувствует, как это: «с твоей души спадет нарост- и ты услышишь духов речь», с «наростом» «Фауста» не создать.
Вывод:
-во-первых, прочитав трагедию Фауст Гете испытала изумление, сравнимое разве что с тем, когда на 1 курсе института старый профессор дал определения предела функции в точке. (Как такое вообще мог человек создать в ХVII!!!! Веке - исчисление бесконечно малых - Ньютон, Лейбниц, дифференциальное исчисление и т.д. Где-то ко 2-му курсу как-то смогла это осознать). А из недавнего «Иосиф и его братья» Томаса Манна - непостижимая вершина;
-во-вторых, твердо была уверена - сам Иоганн Вольфганг Гете - гуманист в широком смысле.
(окончание завтра)