Великая Суббота. Еще Пост, но уже не совсем. В конце службы появляются уже красные пасхальные свечи. После нее освещение снеди на Праздничный стол. Как-то уже не стыдно этим приготовлениям радоваться.
С чем сравнить это можно?
Помню это ощущение в детстве, когда брали на охоту.
Мы приезжали загодя в лесной домик к другу семьи Владимиру Ивановичу (Царствие ему Небесное!). Нас, детей, укладывали спать пораньше, чтобы выспались и не мешались на сборах. И с этого момента взрослые говорили шепотом. Вот этот возбужденный шепот взрослых и радостное ожидание завтрашней охоты… Сдерживаемая радость - вот то, как я воспринимаю Великую Субботу.
Мы еще не узрели Христа воскресшего, но уже видим отверзую гробницу и пустые пелена. Уже слышим невероятные слова жен - мироносец. И уже догадываемся - случилось Самое Радостное Событие - Сметь побеждена! Господь Воскрес!
Но говорить об этом в полный голос мы будем спустя каких-то 12 часов. Эти 12 часов! Как много успеть за них и в тоже время как долго ждать их окончания!
Вот и музыку я предложу сегодня сложную, где перемешано много эмоций.
Первое произведение, наверное, больше подходит для Пятницы. Это опера Генри Пёрселла «Дидона и Эней». Древнегреческий сюжет, с небольшим добавлением английских политических подтекстов. Редкое произведение, где нет диалогов. Ария Дидоны, «When I am laid in Earth», также известная как «Плач Дидоны». Расставаясь с Энеем и обрекая себя на смерть, царица Карфагена просит амуров разбросать на её могиле лепестки роз, мягких и нежных, как её сердце. Исполняет - Hanna van Niekerk
Click to view
С Делибом и его великолепной оперой «Лакме» мы уже встречались. Как и в прошлый раз поет прима Джоан Сазерленд. Ария «Ou va la jeune indoue» (ария с колокольчиками), в которой Лакме вынуждена помочь врагам своими голосом найти своего возлюбленного.
Click to view
Следующее произведение - ария «Ma se m’e forza perderti» из «Бал-маскарад» Верди. «Премьера оперы состоялась 17 февраля 1859 года в Риме. Про эту, 23-ю по счёту оперу Верди, отличающуюся богатством мелодий и вокальным разнообразием, говорили, что каждая фраза в ней музыкальна, а каждая мелодия вокальна». Убедиться в этом нам помогает великий тенор Паваротти, который вместе с героем томится предчувствием беды: «Навек расстаться мы должны».
Click to view
И снова Верди. Теперь уже «Трубадур». Страшная опера по сосредоточению трагических ошибок и причиненного ими зла. Но в каватине Леоноры «Tacea la notte placida...» из второй сцены второй части есть все же место чему-то и другому, чем наползающей и сгущающейся трагедии. Не могу себя снова не порадовать голосом Каллас:
Click to view
Завершаем мы оперой «Федора» итальянца Умберто Джордано, поставленной по пьесе французского драматурга Викторьена Сарду. «Пьеса Сарду привлекла Джордано ещё в 1889 году, когда он смотрел её в Неаполе с Сарой Бернар в главной роли». Действие оперы происходит…в России. Политика, любовь, революция... Забавное представлении о нашей стране. Но речь не об этом, а о голосе великого тенора. Ария графа Лориса Ипанова «Amor ti vieta» в исполнении маэстро Пласидо Доминго:
Click to view
----------------------------
Иллюстрация: Б.Кустодиев. «Весна»