Война с историей (часть 2)
Итак, этот фундамент героического прошлого был создан. Разумеется, царизм по-прежнему оставался символом отсталости и деспотизма, но было пересмотрено отношение к некоторым монархам, а также к некоторым другим представителям дворянского сословия.
Так, почетное место в национальном пантеоне заняли: Александр Невский (фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский»); Иван Грозный (фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»); Петр 1 (роман А. Толстого издан в 1946 г.); полководец Александр Суворов, которому хотя и доводилось подавлять народные восстания - что поделать, человек своего времени! - но был, прежде всего, великим русским полководцем; фельдмаршал М.И. Кутузов, русские адмиралы и мореплаватели, ученые и изобретатели.
Ничего не приходилось выдумывать: эти люди и их свершения действительно существовали в нашей российской истории. Первый самолет, поднявшийся в воздух, построили американцы, но теория воздухоплавания создана русским инженером Николаем Егоровичем Жуковским, а, «система элементов», которая украшает кабинеты химии во всем мире - Дмитрием Ивановичем Менделеевым. У нас она так и называется «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева», а в «цивилизованных странах» (во всяком случае, в США) об авторстве скромно умалчивают и пишут просто «Периодическая система элементов». Да и при чем тут русские? Наука принадлежит всему человечеству!
Что происходило дальше? Народ, вдохновленный образом и примером своих великих героических предков, создает промышленность и совершает революцию в культуре. Затем побеждает в страшнейшей в истории войне, за несколько лет восстанавливает разрушенную экономику, и превращает свою страну во вторую сверхдержаву мира.
А в исторических анналах остаются события прошедшей войны, имена новых маршалов и генералов, инже
неров и изобретателей, создавших советские танки и самолеты, руководителей государства, сумевших это организовать. И, конечно, самое главное место в национальном пантеоне, по праву, занимает, И.В. Сталин.
Новая власть - власть большевиков - не могла для обоснования своей легитимности объявить себя продолжателем дела русских монархов: монархия в России в начале 20 века была не слишком популярна и подверглась разрушению еще до прихода большевиков к власти. Монархическая линия в истории страны была прервана, а новой власти было необходимо опереться на какой-либо фундамент.Этим фундаментом становится образ В.И.Ленина. «Он рулевой и капитан, страшны ль с ним шквальные утесы, ведь собранные с разных стран - вся партия его матросы» - писал о Ленине поэт Сергей Есенин. В 1929 году, к 50-летию Сталина, советские газеты выходят под лозунгом «Сталин - это Ленин сегодня».
Как И.В. Сталин относился к В.И. Ленину? Сейчас существует масса публикаций, что И.В. Сталин его тихо ненавидел и все сделал наоборот, когда получил возможность. Существует и обратная точка зрения. Но при любом варианте ответа, партия и И.В. Сталин всеми силами поддерживали непререкаемый авторитет В.И. Ленина - это исторический факт. Почему это делалось? Потому что в этом случае И.В. Сталин и его соратники становились продолжателями «великого дела В.И. Ленина». Они не выскочки, появившиеся неизвестно откуда, а люди, логически продолжающие русскую историю в новых условиях. Не имея возможности обосновать свою легитимность монархической традицией - традицией крови, большевики сразу же создают новую советскую традицию - традицию дела.
Таким образом, мы не можем говорить о войне большевиков с русской историей, поскольку они не уничтожали образ «славного прошлого», они лишь сместили акценты в его описании и интерпретации. Прошлое страны не изображалось «провалом», «черной дырой», а становилось процессом восхождения к новому, уже советскому настоящему. К славным традициям далекого прошлого добавились не менее славные страницы истории революции, гражданской войны, деятельности В.И. Ленина.
Первый военный удар по истории, пока еще только советской, нанес Н.С. Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС (должность Генерального секретаря была упразднена на 19 съезде партии в 1952 г.), своим докладом на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 г. Доклад назывался «О преодолении культа личности Сталина и его последствий». Можем ли мы сказать, что это была реальная попытка разобраться в том, что происходило в стране в 30-е - начале 50-х годов? Как пишет американский исследователь Гровер Ферр: Из всех утверждений «закрытого доклада», напрямую «разоблачающих» Сталина или Берию, не оказалось ни одного правдивого (Гровер Ферр. «Антисталинская подлость»). Таким образом, речь идет о сознательном искажении исторической действительности.
Исключительно подлым образом доклад был представлен делегатам съезда: в последний день, когда какое-либо обсуждение становилось невозможным; партии просто приказали руководствоваться новой доктриной. Доклад был секретным, но по подписке его обязаны были прочитать все местные партийные руководители, - по меньшей мере, десятки тысяч человек. Доклад не выдавался на руки, выписки делать запрещалось. Таким образом, ни у кого не было возможности детально проанализировать доклад, подтвердить или опровергнуть его правдивость.
Очень быстро этот «секретный» доклад оказался опубликован заграницей, дав в условиях холодной войны прекрасный козырь в руки противников СССР, и создав катастрофу в мировом коммунистическом движении. В Советском союзе доклад был впервые опубликован только в 1989 году в журнале «Известия ЦК КПСС», т.е. более 30 лет существовал как скрытый нарыв, внутри советской идеологии, оправдывая самые невероятные слухи о И.В. Сталине и его эпохе.
(с) Олег Сдвижков, активист ячейки СВАО движения Суть Времени
Продолжение следует…