Nov 22, 2010 22:43
Современные сваны уже не те, что были раньше.
Но это только наше с мужем мнение.
Молодые не хотят работать. Они уже не пашут, не ходят в лес за дровами, мало кто умеет косить и выполнять другую мужскую работу. Тут срабатывает правило современной жизни - зачем мне что-то делать самому, если я могу купить. А это приводит к деградации.
Сван - это человек не очень высокий, но жилистый (как принято говорить). Он сильный, ловкий, расчетливый, смелый, справедливый. Он хозяин в своем доме и на своей земле. Он любит эту каменистую землю, он любит горы, ол любит свою родину.
Мой муж, типичный сван из прошлого, видимо поэтому он так отличается от современных сванов.
Он чтит предков и благодарен им за богатое наследие, за чистые реки, густые леса и свежий воздух и он не готов мириться с тем, что его землю будут просто использовать в своих интересах. Так же он относится к своей семье. Все что касается его близких родственников: их здоровье, счастье, благополучие - для него это высшая ценность и не дай Бог кому-нибудь плохо подумать или сделать его ближним.
Но сваны это не такие горячие горцы, как принято о них думать. Да, они могут вспылить, но если свану наносят обиду, он не будет мстить сразу, он смолчит, он продумает все до мельчайших подробностей и нанесет всего один удар, но он будет смертельным. Сваны прекрасные охотники, и, видимо, это качество сформировалось благодаря охотничьему опыту. На охоте, в горах суетиться нельзя, нужно продумать каждый свой шаг, чтобы действия привели к успеху.
Сванский язык очень богат и прекрасно отражает быт и культуру горцев. В сванском языке есть два слова обозначающие "мой", но они имеют разные смыслы. "Гишквэй" - переводится как мой с точки зрения клана, большой семьи. Например, моя деревня, моя земля. "Мишквэй" переводится как мой личный. Например, мой дом, моя жена.
Так вот, у современных сванов пропало это "гишквэй". Их мало заботит своя земля или деревня. Зато их "мишквэй" очень увеличилось.
Сваны прекрасно понимали, что природные ресурсы могут истощаться и потому в ближайшие к деревням леса было запрещено ходить с топором, лес разрешалось рубить только очень далеко от деревни. А также, каждая деревня защищала свои земли, на которых они пасли скот и косили сено. Так у деревни Латали были самые большие пастбища и никто не имел права там находиться. Сейчас же на эти земли просто никто не ходит и там пасется скот жителей других деревень. А реньше бы все мужчины деревни объединились и отстояли бы свое "гишквей".
Чтобы как-то пробудить в сванах честь и совесть, мужу пришлось вводить законы, которые сотни лет существовали в Сванети - клятва на Бибилии, и порицание от всей деревни. В горах взаимовыручка самое важное, без этого не выжить. Так вот, в наказание, деревня должна была отвернуться от семьи провинившегося. Конечно схема была немного сложнее, но сут ее именно в этом. И ему много удалось добиться.
Очень важно сванским мужчинам не растерять то наследие, которое досталось им от их сильных и мужественных предков, чтобы передать это своим детям.
life,
history