Лимбанал - мудрость веков

Mar 21, 2013 15:21

Клятва на иконе (лимбанал) - самый главный правовой акт в Сванетии.

На территории всей Вольной Сванетии земля была поделена между общинами очень строго. Внутри общины земля делилась между кланами, внутри кланов между семьями. Никто не должен был покушаться на землю соседа - это было одно из самых главных требований мирной жизни.
Для горцев земля стоила дороже жизни.
Здесь в горах каждый клочок использовался с умом и пользой для людей. Земли вокруг общины возделывали и выращивали на них просо, бобовые, пшеницу. Скот пасли высоко в горах на альпийских лугах, там где травы больше и она ораздо питательнее. Сено косили там же и потом привозили на санках, запряженных в быков. Работа была не легкая, но чтобы выжить в этом регионе, где зима длится полгода, а дорога закрываясь и отрезает от внешнего мира на 8-9 месяцев, люди должны были всем необходимым обеспечивать себя сами. Например, чтобы прокормить семью из 5-6 человек, требовалось минимум 1-1,5 гектара земли.
Так и рождались методы устойчивого землепользования, когда каждый участок имел свое назначение, а люди с умом и оглядкой на будущее заботились о принадлежащих им полям и лесам.
Так и появлялись законы гор, которые, кстати, действуют и по сей день и имеют, среди местного населения, гораздо больший вес, чем современные государственные законы.
Но не всегда удавалось сохранять этот баланс. Были в Сванетии и войны за землю, начаналась вражда между кланами, между соседями.
Сваны помнят одну историю, когда князья из Княжеской Сванетии хотели захватить земли, принадлежащие жителям Вольной Сванетии. Во время одной из таких войн махши сказали "Кто будет убит в этой войне, тому и достанется самая лучшая земля" и в ответ один старик сказал: пусть лучше умрет кто-то из моего клана!. Так неистово воевали за свои земли Сваны.
Но не все конфликты заканчивались убийством или войной. Если конфликт возникал между соседними кланами или между соседями, тогда в спор включались медиаторы (махши) задача которых была разрешить решить конфликт мирно и максимально объективно.
Называлось это ЛИМБАНАЛ.
Процесс этот был долгим и требовал от участников максимальной сосредоточенности, честности, объективности, справедливости.
Начиналось все с того, что с каждой из сторон выбиралось по 2 человека, предпочтение отдавалось медиаторам, которые уже имели опыт разрешения подобнх конфликтов.
Медиаторы совершали ИНБАНИХ. Инбаних - это клятва медиаторов на иконе в том, что они будут объективными и сделают все, чтоб решить конфликт правильно в соот
ветсвии со сванскими законами. Медиаторы клялись, что будут решать так, как если бы это касаось их лично. Люди клялись, что стороны примут их решение, и что это решение будет максимально правильным для обеих сторон.
Как рассказывают старики, в тот период, когда медиаторы занимались поиском решения для конфликтной ситуации, они часто закрывались в своем доме,  почти никуда не выходили и почти ни с кем не общались. В комнату к медиатору, когда он размышлял, никто не мог входить. Только женщине разрешалось тихонько зайти, чтобы оставить ему еду. Медиаторы говорили, что торопится никогда нельзя, и если это дело требует неделю, значит и нужно потратить на это неделю, если требует год, значит должен пройти год.
Если медиатору приходилось общатся с людьми, то чаще всего это были участники процесса, свидетели, пострадавшая сторона и т.д. Свидетели, дающие свои показания медиаторам также клялись на иконе. Но бывало так, что медиатор не доверял словам свидетеля, он мог знать, что этот человек не настолько верующий, что клятва для него имела бы значение. В этом случае к делу привлекались его ближайшие родственники, которые также должны были поклясться, что он не обманет и уже это точно имело сильное влияние на человека, который был ответственный не только перед собой, но и перед своей семьей.
Процесс примирения был очень долгим, но почти всегда результат стоил того. От мирного разрешения конфликта было лучше всем. И тем кто совершил проступок и тем, кто имел претензии, так как удавалось сохранить баланс, а порой избежать убийства, а значит и следующей за ним кровной мести.
У лимбанал было 3 разных «категории» в зависимости от степени тяжести конфликта.
  1. Клятва у дверей церкви. Руку клали на замок церкви.
  2. Внутри церкви. Руку клали на икону, которую выбирали медиаторы.
  3. На иконе Шалиани в церкве Кврике и Ивлиты в общине Кала. Но если так далеко возможности идти не было, то клялись на иконе Пророга Ионы (она сейчас хранится в местийском музее) в церкве Пророка Ионы вобщина Латали.
После того как медиаторы принимали и озвучивали решение, с этим решением должны были согласиться обе стороны. Этот процесс называется ЛЯГНАЖИЛИГНЭ (вы должны понимать, что писать сванские слова русскими буквами не просто, потому при прозношении слово звучит немного по-другому).
И в этом процессе тоже все было достаточно фундаментально продумано. Таким образом, что обе стороны, перед приняем результатов, должны были поставить себя на место другого, почувствовать то, что чувстовал он, подумать так, как думал другой, понять все его внутренние мотивы, мысли. Это очень хорошо, как говорят сваны, если человек сможет почувствовать себя на месте другого человека и сделать это честно. Это мощьный инструмент, который позволяет быть объективным.
При совершении лягнажилигне сваны говорят «Ми иску адгилжи чухвирди ми скаджескалдас», что можно перевеси так:
«Если бы я был на твоем месте, я бы примирился!»

traditions in svaneti, legends, history, church

Previous post Next post
Up