Из обсуждений неофициального клипа «Оргии Праведников» «Вперёд и вверх!» я и узнала о существовании этого фильма, а теперь посмотрела его. Японский художественный фильм о камикадзе. Производит сильное впечатление, сразу после него ничего подобного смотреть не хочется (во избежание депрессии). Но это не значит, что фильм плохой, напротив. Фильм хороший, очень человечный, и снятый всё-таки уже с точки зрения современного "продвинутого" гуманизма, а не того взгляда на жизнь, который, скорее всего, преобладал в Японии военных лет. Фильм о молодых совсем ребятах около двадцати лет, которые любили свою страну и шли в спецподразделение кто-то по-настоящему добровольно, а кто-то - «добровольно-принудительно», по приказу, который они не могли нарушить.
Здесь есть некое противоречие с тем что я читала о камикадзе, об энтузиазме, с которым японцы шли в отряд лётчиков-самоубийц: добровольцев было столько, что на них не хватало самолётов. И я в это верю, потому что именно такое отношение к смерти и следует из кодекса самурая; а тогда, во время войны, Япония психологически была куда ближе к эпохе самураев чем теперь. Но можно сказать и так что самим японцам виднее, это же их фильм. Да и в жизни, наверное, бывало по-разному: в истории остался подвиг самопожертвования, герои легенды, которыми по сути и стали лётчики-камикадзе несмотря ни на что: достаточно обратить внимание хотя бы на тот факт, сколько песен посвящено им и вдохновлено ими. А бывало, наверное, по-разному, и кто-то шёл в отряд с истовой верой, а кто-то - борясь с отчаянием. И вице-адмирал Ониши, "Отец камикадзе", в фильме говорит: "доброволец - это всего лишь слово, а главное - это, конечно, приказ."
Я не считаю, что фильм затянут (слышала такое мнение, что в нем, мол, слишком много лирики). В нём нет ничего лишнего. Есть предыстория: адмирал Ониши принимает решение создать подразделение "специальной атаки"; есть документальные кадры вылета первого камикадзе, капитана Сэки. И сама история - старые, отслужившие своё самолеты, которые уже не годятся для серьезного воздушного боя, только для тарана. Комбриг, напутствующий пилотов словами: «Живыми не возвращайтесь, раз вы служите в этом отряде.» «Когда будете лететь на противника, глаза не закрывать». Женщина, владелица ресторанчика в городе неподалеку от военно-воздушной базы Чиран, которая относится к молодым лётчикам как мать, многие приходят к ней перед последним вылетом, оставляют ей письма для родных, чтоб не попали в руки офицерам военной цензуры. Спустя много лет после войны эта женщина создала Музей камикадзе, - такая женщина, Томэ Торихама, действительно жила, фильм - её воспоминания о войне.
По ходу развития сюжета, один за другим в Чиран прибывают пятеро лётчиков, чей последний вылет - кульминационная (но далеко не последняя) сцена фильма. Съёмки потрясающие. Когда самолёты камикадзе прорываются сквозь поднятых им навстречу американских истребителей, и внезапно раскрывается панорама боя - внизу серые штрихи кораблей, а всё небо вокруг в черных пятнах дымных вспышек выстрелов, - возникает чувство реальности происходящего, будто врываешься на «Зеро» прямо в зону военных действий. Красивая и страшная картина. Как раз в ту минуту, когда открылась панорама боя, я вдруг поняла, что мне всё это напоминает - наш, советский фильм «Торпедоносцы». Ведь, фактически, они тоже выполняли миссию камикадзе: торпедоносец на боевом курсе уже не имел права свернуть, что бы там ни случилось. И погибали также, в горящих самолётах, до последнего удерживая курс на цель.
Но на меня самое сильное впечатление произвело всё-таки другое: самая страшная судьба оказалась не у погибших "зря" (с точки зрения тех, кто считает их фанатиками и неудачниками), а у выживших камикадзе, заключительная часть фильма - о них. Кого-то выбросило из самолета и подобрали американцы, кого-то - рыбаки, всякое случалось. Но жизнь после этого была для них хуже смерти: жизнь с вечным чувством вины перед ушедшими, с чувством невыполненного долга, не достигнутой цели. Издёвка судьбы ещё и в том - хотя скорее, это мессидж создателей фильма, а не исторический факт- что по сюжету выжили те двое, которые шли в спецотряд по-настоящему добровольно и с максимальной убежденностью, с верой в то что они делают. И хотя Матушка-Камикадзе утешает одного из них, вернувшегося уже после окончания войны в Чиран: «мёртвые были бы рады, что ты остался жить», в эти утешения слабо верится. Другой - так и остался отшельником, без ноги, на заброшенном острове в Окинаве; так и не решился вернуться к людям, к семье, которая через только пятнадцать лет после окончания войны узнала, что его видели живым в американском госпитале.
В фильме многое цепляет и врезается в память. Слова одного из старших офицеров, предвидевшего поражение Японии: «В конце концов и я полечу вместе с вами, я не останусь на земле». Вице-адмирал Ониши после капитуляции совершает сэппуку, «чтобы рассчитаться за пять тысяч молодых людей, которых я посылал на смерть». При этом он запрещает помогать, это исторический факт; в фильме показано ещё щадящее, я читала что в реальности всё было куда жестче; всем, кто знает правила сэппуку, ясно, что означает отказ от помощи.
Последние кадры фильма - на аллее Чиранского музея камикадзе. Очень красивое место.
В сети мне попались интересные статьи и книги, ссылка на сайт музея, и песни, посвященные лётчикам-камикадзе. .
"...Hе добраться им до порта,
Вот и все. Касаюсь борта,
И в расширенных зрачках отражен
Весь мой долгий путь до цели,
Той, которая в прицеле.
Мне взрываться за других есть резон!
Есть резон своим полетом
Вынуть душу из кого-то,
И в кого-то свою душу вложить.
Есть резон дойти до цели,
Той, которая в прицеле,
Потому что остальным надо жить!»
(Александр Розенбаум)
Ссылки по теме:
Chiran Peace Museum for Kamikaze Pilots"Семь жизней за Императора", статья Ю. Иванова{C}{C}
{C}{C}{C}{C}
{C}{C}{C}{C}