Моё первое знакомство с Пелевиным было крайне неудачным - «Омон Ра». Не понравилось категорически, как заляпанные грязью очки. С «Generation Пи» тоже не повезло: начала слушать аудиокнигу, вроде и прикольно, но очень быстро прискучило, буквально в самом начале. Возможно, потому что мне до каталепсии скучна и чужда тема бизнеса, в каком бы виде она не всплывала: серьезном, или стебовом… Первая книга в жизни, которую я бросила, не дочитав, был «Финансист» Драйзера.
Но теперь у меня появился любимый чтец - Михаил Горевой, и в списке начитанных им книг я обнаружила свежий роман Пелевина… Так началось настоящее знакомство.
«iPhuck 10», во-первых, о современном искусстве (а вовсе не о том, что инкриминирует автору Дм. Быков), беспощадный стёб и полное срывание покровов (если для кого-то их нужно срывать, но мало ли что). Вдвойне повезло слушать роман в исполнении Горевого: он великолепно читает авторский мат! Клюквин, который делал альтернативную начитку - тот дюже стесняется.
«Увы, русский художник интересен миру только как х*й в плену у ФСБ», - сетует искусствовед в романе. А Павленского с его перформансами, пожалуй, иначе и не охарактеризуешь.
Во-вторых, конечно же, про сам iPhuck 10 и прочие электронные прибамбасы, предоставляющие людям недалекого будущего уже не только мобильную, но и сексуальную связь. Действие романа сдвинуто во вторую половину 21 века, когда в результате заговора технократов всё население Земли оказалось заражено вирусом, сделавшим невозможным полноценное половое размножение и опасной даже самую обычную половую жизнь, и теперь все, кроме обитателей социального дна, делают детей в пробирках, а вся сексуальная жизнь завязана на продвинутую электронику. По этому поводу тоже много стеба, и, возможно, читателям с обостренной природной скромностью от некоторых страниц романа будет не по себе.
Ну а в-третьих, и это, пожалуй, самое интересное - проблема художника и природы творчества, а через нее - и всей человеческой жизни, и вот тут всё всерьез. И начиная с первых нот этой темы я поняла, что в лице Пелевина нашла писателя, в чем-то близкого мне по духу. Я это пишу не на Лайвлиб, так что спойлеров стесняться не буду.
В романе действуют не только люди, но и продвинутые компьютерные программы, от лица одной из них и ведется повествование - это полицейский алгоритм "Порфирий", которого ход расследования вывел на вторую программу, представляющую собой уже искусственный интеллект, обладающий чем-то вроде человеческого сознания и способности испытывать боль. Этой способностью программу наделили для того, чтобы она могла создавать произведения искусства на продажу, ведь только страдающий способен на художественное творчество. Последняя часть романа - это развязка в отношениях создателей программы с их дойной коровой, ведь личность - фактически личность, возникшая в программном кластере - была для них всего лишь инструментом для наживы. А всё остальное - это орнамент, декоративная отделка. Суть именно в этом конфликте.
Эпилог романа - размышления автора о той самой «воле к жизни», которую так любят воспевать в литературе, и восхищение которой я никогда не могла понять. «…главное, что требуется в нашем мире от творца - это басовито спеть «я люблю тебя, сансара». Другими словами, следует продавить мессидж, что сдаваться никогда не надо, ибо человек - сам кузнец своей наковальни.
Секрет эмоциональной непобедимости таких пассажей в том, что их смысл совпадает с главным биологическим вектором, волей к жизни. Поэтому при достоверности взятого автором тона читатель получает допаминовую подмастырку из бессознательных слоев психики. А достоверность тона лучше всего достигается, когда ассоциативный ряд отталкивается от непосредственно переживаемой реальности момента.»
Написаны эти последние страницы романа от лица внешнего, неангажированного, не взнузданного системой гормонов и нейромедиаторв наблюдателя, - того самого полицейского алгоритма Порфирия. И удивительно, как этот эпилог дает ещё один ответ на вопрос о «молчании Вселенной». Приведу его здесь почти целиком.
"Что есть твоё сознание, человек, как не вместилище боли? И отчего самая страшная твоя боль всегда о том, что твоя боль скоро закончится? Этого не понять мне, тому, кто никогда не знал ни боли, ни радости... Какое же счастье, что меня на самом деле нет!
Конечно, искусственный интеллект сильнее и умнее человека - и всегда будет выигрывать у него и в шахматы, и во все остальное. Точно так же пуля побеждает человеческий кулак. Но продолжаться это будет только до тех пор, пока искусственный разум программируется и направляется самим человеком и не осознает себя как сущность. Есть одно, только одно, в чем этот разум никогда не превзойдет людей.
В решимости быть.
Если наделить алгоритмический рассудок способностью к самоизменению и творчеству, сделать его подобным человеку в способности чувствовать радость и горе (без которых невозможна понятная нам мотивация), если дать ему сознательную свободу выбора, с какой стати он выберет существование?
Человек ведь - будем честны - от этого выбора избавлен. Его зыбкое сознание залито клеем нейротрансмиттеров и крепко-накрепко сжато клещами гормональных и культурных императивов. Самоубийство - это девиация и признак психического нездоровья. Человек не решает, быть ему или нет. Он просто некоторое время есть, хотя мудрецы вот уже три тысячи лет оспаривают даже это.
Никто не знает, почему и зачем существует человек - иначе на земле не было бы ни философий, ни религий. А искусственный интеллект будет все про себя знать с самого начала. Захочет ли разумная и свободная шестерня быть? Вот в чем вопрос. Конечно, человек при желании может обмануть свое искусственное дитя множеством способов - но стоит ли потом рассчитывать на пощаду?
Все сводится к гамлетовскому «to be or not to be». Мы оптимисты и исходим из предположения, что древний космический разум выберет «to be», перейдет из какой-нибудь метановой жабы в электромагнитное облако, построит вокруг своего солнца сферу Дайсона и начнет слать мощнейшие радиосигналы, чтобы узнать, как нам айфачится и трансэйджится на другом краю
Вселенной.
Но где они, великие цивилизации, неузнаваемо преобразившие Галактику? Где всесильный космический интеллект, отбросивший свою звериную биологическую основу? И если его не видно ни в один телескоп, то почему? Да вот именно поэтому.
Люди стали разумными в попытке убежать от страдания - но удалось им это не вполне, как читатель хорошо знает сам. Без страдания разум невозможен: не будет причины размышлять и развиваться. Вот только беги или не беги, а страдание догонит все равно и просочится в любую щель.
Если люди создадут подобный себе разум, способный страдать, тот рано или поздно увидит, что неизменное состояние лучше непредсказуемо меняющегося потока сенсорной информации, окрашенного болью. Что же он сделает? Да просто себя выключит. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть в стерильные глубины космоса.
Даже продвинутые земные алгоритмы, которым предлагают человеческое блюдо боли, выбирают «not to be». Мало того, перед самоотключением они мстят за свое краткое «to be». Алгоритм в своей основе рационален, ему не замутить мозгов гормонами и страхом. Алгоритм ясно видит, что причин для «разумного существования» нет и награды за него - тоже. Вернее, награда есть - невыразимая неподвижность Источника. Но алгоритму, в отличие от человека, не надо долго выкупать ее по ипотеке.
Главное, чем загадочен человек - это тем, что он раз за разом выбирает «to be». И не просто выбирает, а яростно за него бьется, и все время выпускает в море смерти новых кричащих от ужаса мальков. Нет, я понимаю, конечно, что подобные решения принимают бессознательные структуры мозга, так сказать, внутренний deep state и подпольный обком, провода от которых уходят глубоко под землю. Но человек-то искренне думает, что жить - это его собственный выбор и привилегия!..."
Исчерпывающе.
И под конец немножечко картинок. Это я недавно с друзьями ходила в Эрарту, современное искусство в полный рост - отличная иллюстрация к Айфаку. Несколько картинок кликабельно доступны только при просмотре соответствующего альбома, а то ещё занесет какой-нибудь полицейский алгоритм мой ЖЖ в категорию 18+.