Когда я пришла к выводу, что пора уже учиться жить в вакууме, возник вопрос - чем заполнить пустоту. Ответ напрашивался сам собой - смотреть фильмы, читать книги…вернее, слушать аудиокниги. Потенциал 7-го сезона "Игры Престолов" был исчерпан до донца, до последнего видеообсуждения на канале Ватного Либерала. Да и хватит уже, наконец, гонять в фоне одни и те же видеоролики. Что же посмотреть? И прочитать - вернее, прослушать аудиокниги, в дороге и во время домашних дел. Т.е - чем забить себе голову, чтобы не слышать своих собственных мыслей. Поначалу было почти всё равно чем, в поисках названий я просматривала сообщества в ЖЖ.
Мини-отзывы об аудиокнигах и фильмах идут в хронологическом порядке.
Фильм «Бесчестье»/Disgrace (Австралия, ЮАР, 2008), в главной роли - Джон Малкович.
Узнала о существовании из списка «Фильмы, снятые по книгам нобелевских лауреатов». Был преподнесен как своего рода философский фильм. Начало оказалось не слишком философским (интрижка белого профессора с чернокожей студенткой), и я чуть было не бросила смотреть. Музыкальное сопровождение удержало меня, фильм таки был досмотрен до конца. Поняла, что мне нравится атмосфера арт-хауса, музыка, и актер Джон Малкович (в отличие от его героя), других достоинств у фильма не нашла, к тому же, я очень не люблю, когда убивают животных. После просмотра фильм удалила.
Kazuo Ishiguro «Never Let Me Go» («Не отпускай меня») - аудиокнига на языке оригинала (начитка женская, кажется, Розалин Ландор), и фильм, снятый по книге (Великобритания, США, 2010).
Давно собиралась, но руки всё никак не доходили до книги, а фильм был упомянут в той же самой подборке экранизаций нобелевских лауреатов. Книга разочаровала, фильм оказался ещё хуже. Я даже ни одного фрагмента не пересмотрела, не говоря уже о фильме целиком, удалила сразу же после просмотра.
От книги я просто ожидала большего. Кто сейчас не знает, что «Не отпускай меня» - о клонах, которым с рождения предназначено быть донорами жизненно важных органов? Чего можно ожидать в таком случае? Какого-то хоть минимального сопротивления судьбе, ну хотя бы в мыслях, но нет - можно подумать, им при клонировании психику подправили тоже, чтобы и не думали сопротивляться. К тому же, я не люблю жанр воспоминаний о детстве, а большая часть этого романа построена как воспоминания о детстве, прерываемые значительно более короткими возвращениями в «настоящий момент» повествования. Фильм вообще превратили в мелодраму и историю любовного треугольника. Одна из троицы главных героев - Рут - и в книге вызывала довольно сильное раздражение, но там хотя бы цельность образа выдержана - ну, девочка с волевым характером, само по себе это не хорошо и не плохо, - просто уж слишком волевым для ее невеликого ума. А в фильме она просто отвратительна. Фильм никакой, можно было вообще не смотреть. Снесла сразу же.
Фильм «Догвилль» (пол-Европы, 2003). Тот самый Ларс фон Триер. Ещё одна «хрестоматийная» вещь, которую я умудрилась не посмотреть аж до осени-2017. И поняла, что ничего особенного не потеряла. И что Ларс фон Триер, по всей видимости, не мой режиссер, - если ему даже «Меланхолией» не удалось меня зацепить, так уж этой пародией на всё «разумное, доброе, вечное» - и подавно.
Фильм смотрелся именно как пародия - тихий патриархальный городок, который сначала нехотя предоставил убежище таинственной беглянке, но потом ее вроде как принял и вроде как даже полюбил… ну и про вторую часть знают все, также как и про клонов из «Не отпускай меня». Читая разнообразные отзывы, убедилась, что не одна только я не вижу в бедняжке Грейс этакого агнца, пострадавшего исключительно от злобы и испорченности человеческого племени. «Бедняжка» Грейс своим специфическим поведением давала всему свинскому в людях зеленый свет, она ни разу даже не попыталась поставить им какие-то границы, на любую предъяву в свой адрес - «простите, этого больше не повторится!».
Не хочу более рассуждать об этом фарсе, скажу только об одном эпизоде, потому что читала в чьем-то отзыве, что фон Триер-де настолько мастерски развернул отношение зрителя к жителям Догвилля в течение фильма, что в финале даже застреленный в упор младенец воспринимается «на ура». В последнее время я не испытываю особенно острой любви к детям, но этот эпизод не вызвал у меня восторга; возможно, мое собственное советское детство сказывается с его многочисленными фильмами о Великой Отечественной, только когда гангстеры застрочили своими «Томпсонами» и расправились с тем самым многодетным семейством, у меня это вызвало только одну ассоциацию: фашисты расстреливают мирных жителей в деревне, всех - и самых маленьких детей на глазах у их родителей. Обыкновенный фашизм, короче. В общем, после просмотра «Догвилль» был удален тоже.
Борис Акунин, «Любовница Смерти», аудиокнига в исполнении целой команды - Александр Бордуков, Лилия Дмитрик, Михаил Горевой, Сергей Чонишвили. Все чтецы хороши, но Михаил Горевой стал для меня просто открытием. А уж сама книга - то, что доктор прописал. Детективная составляющая затушевана густым налетом мистики, все говорят о смерти, все играют со смертью, но игрок на самом деле только один, остальные - всего лишь фигуры (пардон, это одно из высказываний Лорда Бейлиша сюда пролезло из Игры Престолов). Мистическая декадентская атмосфера то и дело разряжается восхитительным полетом девачковой глупости от главной героини. И аудио великолепно сделано, с соответствующей музыкой в начале глав, усиливающей эффект.
«Любовница смерти» стала моим первым знакомством с Эрастом Петровичем Фандориным, знакомством совершенно случайным - я и не собиралась читать Акунина, не помню даже, как мне сие творение на глаза попалось, но развлекло оно меня от души. Как раз на время слушания этой книги пришлась супер-сверх-генеральная уборка в доме, которая благодаря этому иронически-декадентски-мистическому детективу прошла абсолютно безболезненно. Под конец книги я уже растягивала удовольствие, предчувствую близкое его окончание. Переслушивала даже не столько ради сюжета, сколько ради озвучки и - самое главное - атмосферы. Если вспомнить старую добрую десятибалльную шкалу Имхонета - это 10 из 10 однозначно.
Дэниэл Киз, «Цветы для Элджернона» (книга, аудиокнига)
Поскольку мне всё равно, читать или слушать, некоторые книги я, гм… усваиваю в смешанном режиме. Например, если аудиозапись тихая, на пешем ходу или в наземном транспорте я слушаю, а пересаживаясь в метро, продолжаю читать книгу на ридере ровно с того же места, на котором остановилась. Так вот, в данном случае смесь получилась даже не из двух, а из трех компонентов: текст в переводе на русский язык, аудиокнига на английском, аудиокнига на русском языке.
По отзывам ожидалась на редкость глубокая вещь, а ещё почему-то входящая в обязательную программу американских школ. Увы, после «Не отпускай меня» это стало ещё одним разочарованием в поисках глубины. На мое восприятие «Цветы» оказалась поверхностными и местами очень занудными. И точно также как Never Let Me Go, утомили меня бесконечными воспоминаниями детства. В данном случае повествование идет от лица слабоумного Чарли, почему-то страстно желающего стать умным; после удачной операции на мозге, усилившей интеллект белой мыши, мечта Чарли сбылась - ему сделали такую же операцию и он начал умнеть… Первые главы написаны от лица главного героя, пока он ещё был слабоумным, на соответствующем уровне, с соответствующей орфографией - этот кусок, дабы проскочить его поскорее, я в ускоренном режиме прочла в русском переводе. Когда герой, наконец, начал умнеть и изъясняться нормально, я перешла в режим аудио на языке оригинала. Не скажу, что было очень уж интересно, но - более-менее. Правда, помимо детских флешбеков утомляли подробности внезапно бурной личной жизни главного героя и его взаимоотношений сразу с двумя женщинами. Поумнение Чарли выражалось в основном количественно - в совершенно невероятных объемах информации, которую он начал усваивать, - и увенчалось написанием научной работы. Качественный аспект поумнения, надо полагать выражался в основном в осознании заново и переоценке детских воспоминаний.
Когда повествование перешло в финальную фазу, я поняла, что хочу закончить эту книгу как можно скорее, прикрыв ею ещё более пустые и скучные переезды на общественном транспорте и готовку еды, тогда я перешла в режим аудио на русском, в котором и закончила «чтение». Все-таки, когда хочется побыстрее - родной язык больше подходит, это как если хочешь пробежать по пляжу, где песок глубокий, удобнее все-таки сбросить обувь. По итогу: поняла, что более никакого интереса это произведение для меня не представляет, и удалила во всех трех вариантах.
Кино. «Ушедшие» /Okuribito / Departures. (Япония, 2008).
Это я начала листать Кинопоиск. Молодой музыкант оказался безработным в Токио и вернулся в провинцию с женой, где попал на работу... в похоронное бюро. Нет, это не комедия, ну или не совсем. Но драматический элемент этого фильма наш несведущий зритель вряд ли ухватит, и не поймет, с чего это друзья начали от него отворачиваться и жена так вскинулась, когда узнала, и даже запретила прикасаться к ней. Отношение японцев к этой своеобразной профессиональной сфере - наследие средневековья, но эмоционально заряжено куда сильнее, чем присущие нашей культуре необременительные суеверия в отношении покойничков. В феодальной Японии такой «грязной» работой занимались только неприкасаемые - «эта». У нас многие даже не знают, что в Японии существовала кастовая система, и вследствие особого менталитета, она де-факто продолжает существовать в отношении неприкасаемых, хотя де-юре ее вроде как уже и нет. Так вот, возможно, со стороны японского режиссера такой фильм был попыткой реабилитировать тех, кто «осквернился», показать, какие это хорошие на самом деле люди, как они вкладывают душу в свою работу. Ну, фильм своеобразный, ознакомилась - и ладно.
Кино. «Китайский кофе» (США, 2000), режиссер - Аль Пачино, в одной из двух главных ролей - он же. Фильм-диалог. Мне такие нравятся, когда тема диалога интересна - вот как в «Вечернем экспрессе Sunset Limited», который Кинопоиск рекомендует в качестве похожего фильма. Но сходство здесь скорее формальное, потому что темы все-таки очень разные. «Вечерний экспресс» мне близок, (я его смотрела несколько лет назад), а вот «Китайский кофе» - не особо. Кстати, для изучающих английский где-то начиная с уровня Intermediate - отличное пособие, у обоих героев фильма есть чему поучиться.
Кино. «Святой Августин» / Sant'Agostino (Германия, Италия, 2010), двухсерийный. Экранизация биографии блаженного Августина. Чем-то запомнился актер-подросток, ещё удачные роли - мать Августина и епископ, а в целом фильм не впечатлил.
Кино. «Фонтан» (США, 2006).
Режиссерская притча о поисках бессмертия перед лицом смерти, повествование идет сразу в трех временных пластах - средневековая Испания, современность, и некое отдаленное будущее. Но это не избитый сюжет на тему реинкарнации, как в Дракуле, к примеру, здесь современный пласт глубже и драматичнее, хотя конкистадоры получились достаточно стереотипными, местами до гротеска, а может, так и задумано. Понравилось остроумное разрешение повести о конкистадоре, но под конец фильм оказался для меня очень уж мрачен: поиски бессмертия, естественно, никаким успехом не увенчались, и главный герой пережил утрату любимой дважды - и в современности, как врач, не сумевший вылечить смертельно больную жену, и в будущем, как… впрочем, эту символику нужно видеть, а не пересказывать, визуально фильм действительно очень красив. Но депрессивен.
Аудиокнига. Короткевич, «Дикая охота короля Стаха». Это я попросила «помощи клуба» в ЖЖ-сообществе «Что читать», после «Любовницы смерти» очень хотелось ещё чего-нибудь в том же духе - не просто детективного, что не представляло бы для меня никакого интереса, а мистически-атмосферно детективного. Мне порекомендовали кучу книг, ну и поскольку с классикой жанра я до сих пор не знакома, сразу взялась за «Дикую охоту». Очень приятный чтец - Леонид Деркач. Казалось бы, та же старая школа, что и у Терновского, но гораздо приятнее слушать, и нет диких, неоправданных пауз внутри словосочетаний как у Терновского. Благодаря этому чтецу я с удовольствием послушала начало книги, которое, читай я на бумаге, скорее всего, пролистала бы по диагонали. Однако с точки зрения атмосферы больше подошла бы современная экспрессивная манера того же Горевого. В целом отличное резюме было в одном из отзывов - «Белорусская Собака Баскервилей». И родовое проклятье, и даже торфяное болото присутствует. Главгад оказался для меня неожиданным, но и кончил он почти как Стэплтон. В общем, все время было ощущение, что автор сознательно решил перенести на самобытную белорусскую почву английскую детективную историю.
Кино. «BBC:Последний день Помпеи/Pompeii. The Last Day» (2003) Нехудожественный фильм, познавательный, но с актерами, сыгравшими роли людей, реально живших и погибших во время извержения Везувия - от рабыни, чей браслет, подеренный хозяином-любовником, был найден на раскопках, до Плиния Старшего, тоже погибшего во время извержения, и Младшего, описавшего трагедию Помпей. Интересно, и действительно познавательно.
Аудиокнига. Борис Акунин, «Любовник Смерти». Опять же уже не помню, как узнала о самом существовании этой книги. Узнав, очень удивилась - надо же как Акунину тема-то понравилась, он ещё и про любовника смерти написал! Сначала сомневалась, стоит ли слушать, но узнав, что в этой книге есть пересечения с повествованием так понравившейся мне «Любовницы», прослушала. В процессе слушания поменяла чтеца - абсолютно никакого в жанре акунинского иронического детектива Терновского на Горевого. И не пожалела. Поначалу не очень интересное повествование о воровском мире Хитровки повернуло в неожиданное русло, вновь объявились Эраст Петрович со своим обаятельным японским камердинером Масой, и дело пошло лучше. Под конец даже понравилось, но не так сильно, как «Любовница Смерти».
Аудиокнига. Жан-Кристоф Гранже, «Багровые реки».
Ещё одна рекомендация от сообщества «Что читать». И снова замена чтеца в процессе, так как слушать Терновского с его алогичными паузами было положительно невозможно. Когда-то ещё в первые годы знакомства с жанром аудиокниг я прослушала в его исполнении целый «Маятник Фуко», в том повествовании неторопливый Терновский был органичен, да я ещё и понятия не имела, что есть разные начитки, и можно выбрать другое исполнение. Но современный динамичный детектив, триллер, читаемый таким образом - просто абсурд какой-то. Ну а что сказать о самих "Реках" - атмосфера не та, не моё. Интрига сохранялась практически до самого конца, так что слушать было интересно, хотя и не с самого начала, но переслушивать/перечитывать эту книгу я не стану.
Борис Акунин, «Азазель» и «Турецкий гамбит».
Это я решила ознакомиться с бэкграундом товарища Фандорина. «Азазель» - слушала аудиокнигу, «Турецкий Гамбит» - читала онлайн, местами по диагонали, обе вещи категорически не понравились. Политический детектив - вообще не мое.
Аудиокнига. Борис Акунин, «Левиафан».
Невзирая на неудачу с "Азазелем" и "гамбитом", решила выборочно продолжить знакомство с Эрастом Петровичем. В конце концов, когда дело обходится без политики, развлекать Акунин умеет, а именно это мне и нужно. Раньше я читала то, что будит мысль, теперь - то, что ее гасит. Такие мысли, как у меня теперь, лучше не будить… Вот так я принялась за «герметический детектив» «Левиафан». Как ни странно, мне понравилось - вроде бы классический детектив, без мистики и нагнетания атмосферы, но присущий Акунину юмор и запоминающиеся персонажи сделали эту вещь интересной для меня.
Кино. «Земное ядро»/The Core, (2003, США, Германия, Канада).Подзаголовок в нашем прокате - «Бросок в преисподнюю».
И вот наконец художественный фильм, который мне действительно понравился. Фильм в жанре катастрофы с несколько менее избитым сюжетом, нежели бесконечно валящиеся на землю астероиды, - здесь смертельная опасность для всей цивилизации приходит не извне, из космоса, а изнутри: проблемы возникли, как следует из названия, с ядром Земли, из-за чего начало распадаться магнитное поле планеты со всеми вытекающими последствиями. Привлекло мое внимание к этому фильму его упоминание вскользь на Кинопоиске: мол, непонятно, почему «Ядро» в американском прокате провалилось, в то время как однотипный «Армагеддон» сорвал банк. «Армагеддон» мне в свое время категорически не понравился, и, подозреваю, «Ядро» для меня оказалось более интересным как раз по тем же самым причинам, по которым оно не зацепило американскую аудиторию: в отличие от «Армагеддона», этот фильм не слезлив и по самому минимуму сентиментален - практически без детишек, драматических расставаний с возлюбленными, и даже - о победа разума! - без явно выраженной любовной линии. Есть там, конечно, взаимная симпатия между двумя персонажами противоположного пола, ну так ведь и не может не быть, если в экипаже спасателей человечества присутствует симпатичная женщина, - но эта линия только обозначена, оба героя достаточно сдержаны, так что всё без соплей.
Навать научной эту фантастику можно назвать с очень большой натяжкой: глубиноход, сделанный из материала под названием «анобтаниум», преобразующего давление и тепературу в энегрию, так что чем глубже он идет, тем прочнее стоновится, и к тому же прожигающий себе путь сквозь кору и мантию лазерами - ну разве что такая фантастическая колесница может доставить команду ученых к ядру земли, чтобы «запустить» его заново при помощи атомных зарядов. Вот ведь панацея от любой напасти у Голливуда! Остановить астероид? - полетим на астероид и взорвем атомную бомбу; запустить остановившееся ядро земли? - просверлим Землю аж до этого самого ядра и взорвем атомную бомбу! Солнце вот-вот погаснет и нужно его реанимировать? - ну конечно подлетим поближе и взорвем супер-атомную бомбу! (Стоп, о Солнце будет чуть позже) Но несмотря на всё это, фильм произвел приятное впечатление, персонажи, по-моему удались все, от главного геофизика Джошуа до хакера-вундеркинда мистера Крыса и его антагониста-милитариста… правда - есть одно исключение: французский инженер Серж получился никакой, зато самовлюбленный по самое некуда и амбициозный до предела профессор Зимски в исполнении Туччи - это просто какой-то Тилль Линдеманн в интеллигентном варианте, я аж залюбовалась! В общем, с «Ядром» мне повезло и я поняла - надо переключаться на фильмы-катастрофы, это работает.
Кино. «2012» (США, 2009)Фильм-катастрофа, посвященный концу света, которого мы тщетно ждали в вышеозначенном году. Причина конца света - критический разогрев недр Земли бомбардировкой частиц из космоса, и в результате - катастрофические землятрясения и пробуждение супервулканов, что приводит к гигантским цунами, заливающим практически весь земной шар новым Потопом. Катастрофа показана глазами спасающегося в последний момент от буквально каждой из перечисленных напастей американского семейства. Съемки разрушений очень красивые, взрыв Йеллоустоунской кальдеры - просто великолепен, переключение камеры на семейство, улепетывающее сначала на машине, а потом на самолетике, только мешает любоваться разбушевавшейся стихией. Однако в фильме присутствует очень харизматичный персонаж - борец за правду, ведущий собственной подпольной радиостанции Чарли Фрост, о нем не расскажешь, его надо видеть! Остальных персонажей видеть необязательно, они стереотипны и только мешают любоваться волнами цунами и апокалиптическими потоками лавы.
Аудиокнига. Борис Акунин, «Декоратор» (из сборника «Особые поручения»). Джек-Потрошитель на русской почве. Довольно занимательно, психологическая подоплека, которую измыслил для своего персонажа Акунин, насколько мне известно, не приписывалась Потрошителю, а здесь у него оказываются "своебразные" представления о человеческой красоте, и своя философия жизни и смерти… чем-то, правда, напоминающая философию председателя клуба самоубийц из «Любовницы смерти»… ох, не зря у Акунина эти идеи из книги в книгу кочуют, хотя и приписываются преступным маргиналам; то-то он на Мисиму так лихо наезжал в своей статье, ох, неспроста…
Скорее понравилось, чем нет.
Аудиокнига. Борис Акунин, из сборника «Нефритовые четки» (Сегумо, Скарпея Баскаковых, Нефритовые четки).
«Сегумо» - не понравился вообще, «Скарпея Баскаковых» - 50 на 50, могло быть и лучше, ведь показал же Короткевич, как правильно переносить Собаку Баскервилей на славянскую национальную почву; сами же «Нефритовые четки» оказались неплохи.
Аудиокнига. Борис Акунин, «Перед концом света».
На данный момент - последний акунинский детектив о Фандорине, который я прослушала. В ближайшее время продолжать знакомство с этим персонажем не планирую, хотя стилизованная под Умберто Эко повесть «Перед концом света» мне действительно понравилась. Здесь Эраст Петрович расследует причины эпидемии самозакапывания у старообрядцев русского Севера. Понравились персонажи, несмотря на их лубочность, понравился сюжет. Но, судя по аннотациям к другим детективам фандоринского цикла, все сливки с него я уже сняла, а про разоблачение мошенников, великосветских персон, и организованную преступность, пусть даже японскую, мне неинтересно.
______________________________________
В декабре я немного пришла в себя и спохватилась: до сих пор остался нереализованным подарочный купон «Буквоеда», если не выберу что-нибудь до Нового Года - потеряю его. Прошерстила каталог их интернет-магазина в разделе научпоп. Нашла много вкусного! Конечно, всё в один купон не могло влезть, но в первую очередь я взяла двуязычные (!) лекции Шрёдингера «Что такое жизнь с точки зрения физика?» и книгу биохимика Ника Лэйна с броским названием «Энергия, секс, самоубийство» - про митохондрии, на самом деле. Для меня это мощный биологический ликбез, и вообще увлекательное чтиво, да что там - абсолютно прав Ник Лэйн, сказавший на страницах этой книги, что на фоне изучения истоков жизни, теорий, предположений, даже просто научных данных, меркнут лучшие приключенческие романы. Меня он зацепил в аннотации обещанием обосновать тезис, почему эволюция жизни, скорее всего, не поднялась выше уровня бактериальной слизи нигде во Вселенной. Это очень сильное заявление. До обоснования пока не дошла, но читаю с большим удовольствием.
_________________________________________________
Вместо постскриптума (т.к. смотрено уже в январе 2018).
Кино. «Пекло» (Великобритания, США, 2007).
Кто-то в нашем кинопрокате явно одержим инфернальными ассоциациями: к «Земному ядру» прицепили подзаголовок «Бросок в преисподнюю», теперь вот - «Пекло», хотя в оригинале фильм называется «Sunshine», т.е. самое что ни на есть «Сияние»! Именно сияние, проникающий насквозь солнечный свет, свело с ума некоторых героев фильма, - «Свет становится тобой», как сказал психолог, однако, экипажа космического корабля «Икар-2», транспортирующего к Солнцу - ну да, опять, ядреную ж бомбу, чтобы в 2057 году оживить наше внезапно угасающее светило… Ну и ладно, в конце концов, должна же быть какая-то завязка у сюжета о спасательной миссии к Солнцу? Фильм красивый, атмосферный, музыка - очень красивая, впервые я услышала ее по радио Di.fm, ещё не зная, что это саундтрек «Sunshine», и сразу сохранила себе в плейлист. Красота, саундтрек, атмосферность - то, ради чего стоит смотреть фильм. А фильм-катастроф-спасений человечества без научных ляпов, похоже, не бывает в природе.