По мере развития современных диагностических методов знания о головном мозге дополняются и изменяются, правда, в учебниках и людских головах еще долго гнездятся устаревшие сведения. Вот наиболее устойчивые из них.
Мы используем лишь 1-5-10% нашего мозга. Данные функциональной магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии этого не подтверждают: даже при простых заданиях мозг использует существенно больше 10% нейронов.
С возрастом мозг становится «не торт». Действительно, при некоторых заболеваниях наблюдается феномен когнитивного снижения, но в целом некоторые ментальные навыки с возрастом только совершенствуются. В частности, это касается контроля эмоций, словарного запаса, соотношения понятий, решения конфликтных ситуаций.
Последствия ЧМТ остаются на всю жизнь. В некоторых тяжелых случаях - да, но в большинстве своем нервные клетки не только успешно восстанавливаются, но и создают множество новых связей в обход пострадавшего участка. Таким образом его функции перераспределяются на другие участки и последствия травмы устраняются.
Мозг имеет четкую структуру. Это утверждение долгое время существовало даже на страницах специальной медицинской литературы. Однако к настоящему моменту ясно, что не существует четкого деления мозга на области и участки в зависимости от выполняемых ими функций. Мозг - структура очень гибкая, один из классических примеров - улучшение слуха у слепых людей за счет перенастройки зрительных областей коры.
«Левополушарные» люди организованы, «правополушарные» креативны. Прямое следствие предыдущего заблуждения. В каждом полушарии есть дублирующие системы, в реализации сложных когнитивных функций они участвуют вместе, поэтому с современной точки зрения деление полушарий на «творческое» и «точное» некорректно.
Классическая музыка делает ребенка умнее. Несмотря на то, что статьи об «эффекте Моцарта» тиражируются по всем СМИ и книгам, доказательств его существования так и не было получено. Сама идея обучения ребенка музыке прекрасна, но надеяться, что она превратит его в гения, как минимум странно.
Память - это то, что мы когда-либо видели или испытывали на себе. У кого-то память лучше, у кого-то хуже, но в целом эту функцию мозга нельзя назвать совершенной. Нередко происходит замещение воспоминаний. Если какое-то событие происходило очень давно, мы начинаем вспоминать не само событие, а наше последнее воспоминание о нем.
Логические игры улучшают память и прочие функции мозга. Для подтверждения этой гипотезы были проведены несколько исследований с одним и тем же результатом. Так, в одном из последних было задействовано 8600 добровольцев в возрасте 18-60 лет, которые трижды в неделю по 10 минут играли в специальные игры - как электронные, так и бумажные. После 6 недель таких тренировок состояние памяти и других когнитивных функций у них ничем не отличалось от исходного уровня.
IQ остается одинаковым всю жизнь. Начнем с того, что тесты на IQ сами по себе нельзя считать достаточно точным инструментом для измерения интеллектуальных способностей. Кроме того, этот показатель подвержен существенным колебаниям даже в краткосрочной перспективе. Это было неоднократно подтверждено в исследованиях на студентах-добровольцах: за 4 года у 9% из них IQ увеличился на 15 и более пунктов.
Мозг лучше работает под давлением. Стресс - не лучший стимул для улучшения мозговой деятельности. Адреналин и прочие стимуляторы, выбрасываемые в подобных ситуациях, готовят организм к драке или к бегству с целью выжить, тут уже не до интеллектуальных изысков. Основной кислород и питательные вещества поставляется скелетным мышцам, бронхам, сердцу, остальные органы временно «приносятся в жертву». Решения, принимаемые в условиях ограниченного времени или при наличии иной негативной мотивации, часто носят ошибочный характер, так, в одном из недавних исследований было показано, что от «мозгового штурма» на самом деле нет никакого толка, идеи, которые набрасываются во время него, либо нереализуемы, либо не ведут к желаемому результату.
источник