Тяжелая поступь Командора

Oct 02, 2015 23:03

Оригинал взят у chipstone в Тяжелая поступь Командора

Вчера новость о начале военного участия России в операциях против ИГИЛ в Сирии прочно захватила лидерство на информканалах всего мира. При этом весь день даже в странах Запада царил такой хаос в подаче материала, что разобрать из него хоть какое-то официальное отношение политиков этих стран к действиям России было попросту невозможно. Лишь к концу дня (по Европе), видимо, согласовав с Госдепом позиции, тон сообщений более или менее выровнялся и стал умеренно негативным. Но в любом случае тон многочисленных заявлений и высказываний политиков и аналитиков выражал одно главное чувство - растерянность.

Растерянность бывает от неожиданности. Не знаю, думал ли кто-то всерьез, что встреча Путина с Обамой способна изменить позицию России по сирийскому вопросу, но сама эта неожиданность вызывает еще большие удивления. Ведь уже пара месяцев как Россия, совершенно не скрываясь, готовила эту операцию. Вспомните недавнюю историю с запретами пролетов наших самолетов над Болгарией и Грецией, воплями Госдепа по этому поводу. А кратное наращивание интенсивности работы «Сирийского экспресса»? В блоге моего камрада nosikot по этому поводу имеется целая группа отличных фото. То есть Россия ничего не скрывала, готовилась давно, активно и совершенно открыто. Так с чего вдруг такое удивление на грани «шок и трепет»?

В «Сирийской истории», длящейся уже четыре года очень много разных вопросов, без ответов на которые в принципе крайне сложно понять все происходящее сегодня, как и сложную и неоднозначную реакцию на Западе на эти события. Вот эти вопросы, которые задают себе многие:

1.       Почему Россия решилась на прямое участие в событиях только сейчас, спустя четыре года? И почему, а точнее, зачем, все же решилась?
2.       Почему Запад в принципе выступил против Асада?
3.       Почему Запад с началом войны в Сирии так и не решился на прямое военное участие по аналогии с Ливией?
4.       Что такое ИГИЛ, кто его создал и зачем?
5.       Почему реакция США на российскую активность столь неоднозначна?
6.       Почему странно ведут себя соседи Сирии - Турция и КСА?
7.       Какую роль в событиях в Сирии играет Израиль?
8.       Откуда вдруг взялся координационный центр в Багдаде? И почему в Багдаде?
9.       Как связаны между собой Украина, Сирия и Йемен?

В принципе таких вопросов может быть намного больше. И, что самое интересное, ни на один из них нет простого и однозначного ответа. К сожалению, современное человечество привыкло именно к простым вопросам и таким же простым ответам на них.  Стоит найти хоть одно правдоподобное объяснение какому-либо событию, как человек успокаивается и считает его истиной ровно до того момента, когда очередная странность перестает вписываться в нарисованную картину мира. Все это можно очень отчетливо наблюдать в Сирии.
С самого начала процесс дестабилизации в Сирии воспринимался в качестве элемента «арабской весны». Четыре года назад мало кто сомневался, что события в этой стране будут четко развиваться по ливийскому или на худой конец египетскому сценарию. Но время шло, и чем дальше, тем больше происходящее в этой стране начинало существенно отличаться от «стандарта». К удивлению многих Асад повел себя совершенно иначе, чем Каддафи. К еще большему удивлению сирийская армия совершенно не спешила разлагаться и разбегаться. И уж совсем удивительным выглядела нерешительность западной коалиции в борьбе с «диктатором». Списать эту нерешительность на влияние Москвы и Тегерана, которые сразу заняли довольно четкую позицию, оказав Асаду реальную помощь людьми (Иран) и вооружением (Россия) можно, но с чисто военной точки зрения эта помощь вряд ли была способна изменить что-то принципиально. Даже поставленные Асаду российские С-300  не смогли бы кардинально повлиять на ситуацию, если бы Запад применил массированные бомбардировки. Тем более, что сирийский лидер со своей стороны тоже не слишком торопился пускать их в дело. Неоднократные и практически безнаказанные налеты израильской авиации на сирийские объекты тому подтверждение.

И здесь возникает главный вопрос. А надо ли было Западу одерживать в Сирии быструю и решительную победу? И ответ на этот вопрос очень двоякий. Очень быструю и очень решительную победу Запад в Сирии безусловно хотел и даже планировал. Но под видом торжества внутренней оппозиции, решительно сместившей своего диктатора. То есть хотел, но лишь в том виде, в каком это можно было бы представить чисто внутрисирийскими разборками. И как только этот план провалился, «игра» сразу перешла к длительным вялотекущим маневрам. Этот момент надо очень хорошо осознать. Он связан с тем, что планирование падения Асада шло сразу по нескольким взаимоисключающим стратегическим сценариям.
Первый, тот который быстрый и внутренний, имел целью несколько последовательных результатов. Падение Асада - приход к власти в Сирии подконтрольных Западу сил - нападение коалиции на Иран - создание единой зоны напряженности от Сирии до Афганистана - давление через Юг на Россию. Этот сценария я уже ранее расписывал довольно подробно, потому сейчас даю только в виде голой схемы. Параллельно этот сценарий предусматривал строительство нефте- и газопроводов с Ближнего Востока в Европу из КСА, Катара и Ирана в обход России, то есть создавал мощную возможность экономического давления на Россию (да и Китай). Под этот сценарий было привлечено масштабное финансирование сирийских повстанцев со стороны Катара и КСА. С севера за помощь в уничтожении Асада Турции было обещан контроль над регионами проживания сирийских курдов. А эта помощь планировалась в виде прямого участия турецких военных в наземных операциях.

В какой-то момент этот сценарий дал сбой. Я не готов однозначно утверждать, почему именно это произошло. Сказалось ли влияние на события России, активная ли помощь Асаду со стороны Ирана и Хезболлы, или двойственное отношение к происходящему в правящих кругах США. Скорее всего последний фактор сыграл если не решающую, то важнейшую роль. Если вспомнить, то начало событий приходится на первый срок президентства Обамы, когда Госдепом рулила Хиллари Клинтон. А вот сбои начались уже после избрания Обамы на второй срок, когда ему удалось избавиться от безбашенной напарницы по тандему. И это не вопрос личного противостояния. Это вопрос о принципиальном выборе пути развития США из двух взаимоисключающих альтернатив. В сценарии, проводившемся в жизнь Клинтон, Обаме была уготована роль сакральной жертвы, чему тот почему-то совершенно не радовался и всячески старался избежать уготованной ему судьбы.

Тут к месту вспомнить ряд мистических предсказаний, которые находятся в непосредственной связи с происходящими в рассматриваемом регионе событиями.
Базовых предсказаний три.

1.       Возвышение России начнется с падения Сирии.
2.       Последним президентом США будет 44-й, он же темнокожий американец.
3.       3-я Мировая начнется с территории Ирана.

Есть и другие, более туманные, в которых начало Апокалипсиса и приход Спасителя связаны именно с Сирией.

Любые предсказания это всегда лишь более или менее вероятный прогноз развития событий по определенному сценарию. И данный сценарий, предполагающий кардинальные изменения всего современного мироустройства в первую очередь опасен для действующих властей всех задействованных в сценарии стран. Даже для России, которой предсказаниями обещано возвращение величия, его реализация является крайне опасной, связанной с колоссальными жертвами и потерями. И уж тем более этот сценарий малопривлекателен для Ирана и США. Стоит ли удивляться тому, что постоянно происходит поиск альтернатив, способных изменить предначертанное и пустить историю по другому руслу.

Клан Клинтон-Рокфеллеров видел спасение в быстром наращивании угроз для России любой ценой. Создание огромного единого агрессивного пространства в южном подбрюшье России от Кавказа до Афганистана при недостаточно активном противодействии со стороны России вполне мог бы не только создать для нее огромные проблемы с безопасностью, но и привести к полному развалу нашей страны. Стоит предположить, что ордам религиозных воинствующих фанатиков удалось перебраться через горы в Великую степь на столь широком фронте, и нашу страну ждала бы война пострашнее Великой отечественной.

Ключом для начала реализации этого сценария было падение Ирана. И тут можно вспомнить, с какой настойчивостью Израиль последние годы склонял США к войне против этого государства. Всеми средствами, включая даже авиационные бомбардировки объектов на его территории.

А ключом к нападению на Иран являлось падение Сирии. Пока радары Асада способны мониторить воздушное пространство над собственной страной, успешное нападение на Иран для потенциальной коалиции не являлось сколько-нибудь гарантированным. А провал мог легко привести к непредсказуемым последствиям как для Израиля, так и для самих США. Гибель Израиля и потеря американского влияния на Ближнем востоке было бы наименьшим из зол. Это, так сказать, геополитический фактор с военным уклоном.

Упорство Асада привело к тому, что клан Клинтонов попытался начать создание Халифата не на всем планировавшемся ранее пространстве, а на его относительно подконтрольной части - в Ираке с переходом на Сирию. Одновременно под воздействием сопротивления Обамы произошло изменение и самого сценария. Теперь под непосредственной угрозой оказалась не Россия, а Саудовская Аравия. Война с Ираном должна была превратиться в религиозную войну суннитов с шиитами. Для этого даже была проведена провокация со взрывом ситуации в Йемене. Одновременное снятие санкций с Ирана должно было решить две насущные проблемы. Исключить непосредственное участие США в военных действиях, а также усилить Иран за счет разблокировки его нефтяной торговли настолько, чтобы он мог одержать победу в войне против КСА. Затем США планировали уничтожить ослабевшего победителя под видом миротворческой операции. В итоге весь Ближний Восток превратился бы в гигантское пространство хаоса, не управляемого никем и ничем. Как результат, Россия бы надолго и всерьез оказалась бы занята усмирением этого хаоса на своих южных рубежах, а США могли бы в очередной раз пожинать лавры  победителя чужими руками. Для этого даже Израиль приносился бы в жертву, заодно ликвидируя для США источник огромных и ненужных стране расходов. И прибрать полностью к рукам Европу, контролируя заодно доходы России от поставок в нее энергоносителей.

По открытым источникам крайне трудно судить о всех нюансах тайной политики и ведущихся между всеми сторонами переговорах. Но так или иначе Иран в ловушку не полез. Жертву в виде отмены санкций принял, а воевать с КСА пока не стремится. В двойственном положении оказались и сами Саудиты. Прекрасно понимая, что их спасение теперь не в поддержке США, а совсем даже наоборот, они резко снизили поддержку сирийских мятежников, а заодно постарались через Россию купировать активность Ирана в Йемене.

Что касается ИГИЛ, то США загнали себя в своего рода ловушку. После того, как выяснилось, что у России нашлись рычаги давления на Турцию с недопущением ее прямого участия в наземных операциях на территории Сирии, США срочно потребовалась вооруженная масса, способная уничтожить остатки сирийской государственности. На территории самой Сирии людей оказалось недостаточно, пришлось подключать Ирак. Так родился ИГИЛ. В той же Сети более чем достаточно доказательств, что за созданием, финансированием и вооружением ИГИЛ стоят именно США. Но одновременно публично заявить о своей поддержке ИГИЛ США не могут без кардинальной потери имиджа. Ведь это их собственные ставленники сидят во власти в Ираке. Да и внешний имидж ИГИЛ настолько отвратен для любого цивилизованного человека, что открытая поддержка самоубийственна для любого респектабельного политика.

В итоге США объявили публичную войну ИГИЛ примерно так, как в 39-м Англия и Франция объявили войну Гитлеру, не предпринимая никаких реальных усилий. А если добавить ко всему этому продолжающуюся потребность в развитии и финансировании ИГИЛ и откровенную противозаконность любых действий США и коалиции в регионе с точки зрения международного права, то становится понятной вся глубина пропасти, которую США себе выкопали. Но эта пропасть могла бы довольно долго оставаться прикрытой фиговым листком, если бы не одно «НО». Это «НО» - действия России.

Здесь надо выделить несколько моментов. Во-первых, точно выбранное время. Несмотря на громкий вой «патриотов» всех мастей России удалось практически полностью купировать ситуацию на Донбассе. Сегодня возможность резкой эскалации военного противостояния на Украине сведена практически к нулю. А вялотекущее развитие обстановки в этой стране на руку именно России. Сегодня ни со стороны США, ни со стороны утопающей в потоках беженцев Европы, Украине не стоит ждать существенной финансовой помощи. А за почти два года власти собственное экономическое положение хунта довела до полной недееспособности. Сегодня выживание Украины это исключительно вопрос помощи со стороны России и никого больше. Именно этим объясняется паника и удивительная шизофрения высказываний и действий политиков в Киеве. И эта помощь оказывается, но ровно в той мере, чтобы не допустить нового витка гражданской войны.

Освобождение от проблем на Украине позволило Москве перейти к более активным действиям в Сирии. И здесь тоже имеется сразу три уровня задач и целей.

Первый и самый очевидный, это показательно  законное применение силы. Если это применение силы окажется еще и эффективным, а сомневаться в этом почти не приходится, то в достаточно быстрое время (месяцы) Сирия имеет все шансы на восстановление полноценной государственности. Конечно, для этого потребуется мудрость и со стороны Асада. Компромисс с теми, с кем в принципе можно договориться, предоставление автономии курдам и так далее. Но для всего мира это будет демонстрация эффективной силы со стороны именно России. И на этом фоне положение США будет выглядеть крайне бледно, вплоть до внутри политического кризиса, признаки которого уже наблюдаются в политических кругах США. Обама уже всячески пытается дистанцироваться от того, что наворотили на Ближнем Востоке Клинтон со товарищи. И тем самым фактически устранить ее из начавшейся президентской гонки.

Второй уровень задач, который решает Россия в Сирии это контроль побережья. С учетом ландшафта в Сирии не так много мест, где газопровод может быть проложен по ее территории до средиземноморского побережья. Это долина реки Бекаа. А ее контролируют районы Тартуса и Латакии. Российские базы в этих районах фактически берут под контроль все возможные точки строительства газопровода. Альтернативный маршрут возможен только по территории Израиля, но такой вариант неприемлем уже для последнего. Слишком высоки риски для его собственной государственности.

Наконец, имеется и третий, самый серьезный уровень. Вроде бы с Асадом достигнута договоренность о создании на территории Сирии полноценных военных баз России. Военно-морской в Тартусе и военно-воздушной в Латакии. А это событие, если состоится уже глобального геополитического значения. С 18-го века Россия стремилась выйти из Черного моря на просторы Средиземноморья. И каждый раз ее усилия блокировались Западом. Базы в Сирии это полный контроль Средиземноморского региона. Притом, что вся инфраструктура НАТО нацелена на отражение угроз только с Севера. Подлетное время из Сирии в Италию всего 20 минут. Гибралтар - 30 минут. Про контроль Суэца не приходится и говорить. Значение Турции как члена НАТО практически сводится к нулю. А тот же Египет уже вовсю демонстрирует свою лояльность и дружелюбие по отношению к России. В этом контексте интересно смотрятся слухи о продаже Мистралей именно Египту.

Что самое интересное, все эти планы России очевидны для США. Но куда любопытнее, что США даже не пытаются всерьез помешать этим планам. Недруги России даже начали кричать о том, что это Россия действует по заказу США, играя им на руку. Но все несколько иначе. И Россия, и США в лице Обамы пока действуют в рамках стратегии Глобального УЦ. США сдает контроль над Ближним Востоком России, одновременно пытается окончательно подчинить себе Европу. Но уже в качестве элементарной колонии, позволяющей США закуклиться в рамках «атлантического партнерства» и восстановиться в этой самоизоляции после длительного экономического саморазрушения.

Если посмотреть на хронологию, то с мая-июня, времени, когда, по-видимому, было принято окончательное решение по Сирии (помните «исторический» визит Кэрри в Сочи?), все действия США и России оказываются более или менее согласованными. США сокращают свою активность на Украине, но одновременно инициируют массовое нашествие беженцев в Европу. Одновременно тестируют на прочность долговой рынок ЕС через Грецию, а недавно и устраивают показательную порку одной из крупнейших европейских компаний - «Фольксвагена». При этом любые действия России по усилению помощи Сирии показательно игнорируются.

Внешний холодный тон в отношениях между Россией и США никого не должен обманывать. Помимо «реалполитик» существует еще и политика публичная, рассчитанная на внутреннюю аудиторию. На сегодня можно констатировать, что с большой долей вероятности США покидают Ближний Восток в качестве ведущего Игрока. И главным показателем этого является даже не активность России в Сирии, а создание координационного центра в Ираке. Ирак тоже уходит из-под американского влияния. На его место приходит Россия и частично Иран.

Но игра еще не закончена. Впереди новый раунд, раунд борьбы за Европу. И здесь пока США опережает Россию на несколько шагов. Но даже упоминание вскользь проблематики тайных кулуарных союзов в речи Путина с трибуны ООН говорит о том, что Россия не только в курсе этих планов, но и готова к активному противодействию. Другое дело, хватит ли на это ресурсов и времени на подготовку. Но в любом случае это будет уже другая история.

А пока происходит процесс проявления геополитических решений ГУЦ на Ближнем Востоке. Процесс проявления геополитического величия России. И, что очень показательно, в полном соответствии с нормами международного права.

аналитика, геополитика, ПЕРЕПОСТ, Сирия

Previous post Next post
Up