Бывшая имперская столица, расположенная практически в центре Европы, является естественным перекрёстком, где сходились и продолжают переплетаться этнические, культурные и волшебные потоки. Город, прорезанный дунайскими водоводами, видится, словно плавильный котёл, где постоянно синтезируются новые материальные и ментальные формы и разрешаются многие конфликты. Недаром мирные договоры и диспозиции стран после баталий на европейском театре военных действий многократно определялись здесь. Вспомнить хотя бы Венский конгресс после разгрома Бонапарта. А после Второй мировой Австрия и вовсе хранит нейтралитет. Советские и американские лидеры не раз встречались в годы холодной войны в шёнбруннском дворце. И неспроста третья после Нью-Йорка и Женевы резиденция ООН в Донауштадте состоит из символичной семёрки башен. В самом же Международном центре более полувека активно работает занятая ядерными коллизиями МАГАТЭ.
Вена, которую в своей экспансии не достигли ни ордынцы, ни османы, покорившаяся только нахрапу Наполеона и Гитлера, за минувший век пережила значительную трансформацию. Центр воинственной лоскутной империи превратился в осуществлённый символ конвергенции капиталистического способа производства и социалистической формы жизнеобеспечения. Безопасность и благосостояние граждан определяются технологическими новациями при сохранении бытовых и культурных традиций.
Конечно, нельзя забыть тот факт, что град Св.Стефана является музыкальной столицей всего мира: такого количества великих и рядовых композиторов и исполнителей как здесь не пригрело ни одно место на протяжении человеческой истории. Имена «гуляки праздного» Вольфганга Амадея Моцарта и короля вальсирующих Йоганна Штраусса давно стали торговыми марками. Коробки конфет с профилями классиков любой турист почтёт за честь приобрести в фирменных магазинах внутри Ринга. Добавим, что такие реформаторы музыкального языка ХХ века как атоналисты Арнольд Шёнберг, Антон фон Веберн - также уроженцы города. И вместе с Альбаном Бергом получили статус «нововенцев».
Энергию места силы на Голубом Дунае выразили многие деятели, но одновременно развёрнуто и концентрированно это удалось музыкальному гению Густава Малера. Почему именно он кажется олицетворением сверхреальной сущности австрийской столицы? Музыка со времён Средневековья относилась к 7 главным наукам. Поэтому титул Вены как центра звучащего искусства ещё более усиливает алхимическое значение города. А Малер, утверждавший, что для него «написать симфонию означает заново сотворить мир», своими глобальными произведениями доказал обоснованность претензий на нахождение входа в реальности иного уровня. Альфред Шнитке, в частности, говорил, что автору 10 симфоний удалось выразить такие чувства, которые человечество ещё только учится испытывать. Ныне Малерштрассе, ведущая к Государственной Опере и музею Альбертина - это улочка, наполняющая энергией времени тех, кого мало волнует шоппинг на Керстнерштрассе или футбол на Пратере.
Кстати, в отличие от самого симфониста, родившегося в чешской глубинке империи, его покорная жена и роковая муза Альма была коренной венкой, вклад которой в австрийскую культуру расширен также влиянием на художника Оскара Кокошку, основателя «Баухауза» Вальтера Гропиуса и писателя Франца Верфеля. Другая дама, появившаяся на свет в Вене уже в середине прошлого столетия - блистательная актриса Ирина Купченко. И легко привязать её к теме повествования помогает роль жены волшебника в захаровском «Обыкновенном чуде».
Памятуя о том, что почти полвека, вплоть до аншлюса в доме на Берггассе проживал Зигмунд Фрейд, а ныне находится музей психоанализа, отметим ещё нескольких алхимиков разных сфер жизни. В Вене родились преобразователь философии в филологию Людвиг Виттгенштейн, изобретатель стресса Ганс Селье, предсказатель нейтрино Вольфганг Паули и автор волновой теории Эрвин Шрёдингер. Крайним в этом списке, но не последним упомянем мага минувшего века Эрика Яна Хануссена, поплатившегося жизнью за правильный прогноз судьбы не только Восточного, но и всего Третьего Рейха.
Возвращаясь к истории самой герметической науки, отметим, что мистическим артефактом, связанным с австрийской столицей, долгие годы была медаль, отчеканенная из золота, якобы полученного в 1648 году в результате алхимического опыта в присутствии императора Фердинанда III. Так ли это было на самом деле, проверить сложно. Из Венского казначейства свидетельство исчезло. А сын Фердинанда Леопольд I, при котором город получил статус оперной столицы Европы, покровительствовал знаменитому авантюристу Доминику Каэтану, предоставив тому лабораторию.
Над столиками в деревне Хундертвассера разносится Kraftwerk -
«Сидим в венском полуночном кафе» из альбома «Трансъевропейский экспресс»,
а нам пора перемещаться в конечную точку другого популярного железнодорожного маршрута, захватывающе описанного Агатой Кристи.