Отфутболить болельщика

Mar 18, 2010 16:06




Могли ли предполагать британские джентльмены, представившие российской публике «нового зверя» в начале ХХ века (о чём, кстати, снят изысканный фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум»), что через 100 лет футбол станет не только игрой миллионов и зрелищем миллиардов, но и настолько изменит свою суть и характер как действа. А для начала бросим беглый взгляд на то, что происходило в стране со спортом №1 в течение века.

В СССР футбольный всплеск случился в русле общественного энтузиазма строительства социализма. Волна популярности игры за последующие лет тридцать вознеслась ещё выше после довоенных игр московских клубов с грозными басками, победного послевоенного турне динамовцев по Великобритании, выигрыша Олимпийских игр в Мельбурне в 1956-ом и первого Кубка Европы в 1960-ом году. Последним пассионарным достижением стало высокое 4-е место сборной Советского Союза на чемпионате мира в Англии. А далее явления в футболе стали отражением застойного периода в отечественной истории.

На полях продолжали бегать «токари и горняки», хотя любительский статус игроков был уже шит белыми нитками. Дорогому Леониду Ильичу «подарили» золото ворошиловградской «Зари» в 1972 году. Чемпионство не раз распределялось по республикам «единого и могучего», чтобы никого не обидеть. Общественность вовсю заговорила о «странных» матчах. Вылет «Спартака» в 1976 году в первую лигу стал ярким примером закулисных интриг.

В 80-е годы был даже введён лимит ничьих, призванный повысить самоотдачу футболистов и выявить наружу степень предварительных договорённостей о результате. Но негативные тенденции сохранились - за медали в высшей лиге реально боролась пара-тройка команд, а остальные пытались сохранить хорошую мину (и место в лиге) при плохой игре. К развалу СССР отечественный футбол подошёл с двумя вторыми местами сборной на чемпионатах Европы (в 1972 и 1988 годах) и тремя Кубками Кубков (самого слабого на то время турнира клубных команд материка) динамовских команд Киева и Тбилиси. Хотя в те годы суммарный рейтинг и авторитет национального футбола был по-прежнему на весьма высоком уровне. Наивысшим успехом 80-х можно без преуменьшения считать выигрыш питомцами Бышовца олимпийского золота в Сеуле.

Оставшись без сильных команд Киева, Тбилиси, Донецка, Еревана, Минска, Вильнюса, Днепропетровска, Ташкента россияне приступили к розыгрышу собственного первенства в 1992 году. До начала века в годы экономических перетрясок доминировал сохранивший сильный состав московский «Спартак», лишь один раз в 1995 году уступивший главный приз ведомым Валерием Газзаевым владикавказцам. Но с началом ХХI века на фоне высоких цен на углеводороды и металлы наступили «тучные годы» и для футболистов. Чемпионами России становились ЦСКА, «Локомотив», «Зенит», «Рубин». В этом проявилось не только мастерство футболистов, но и солидные материальные вливания из разных источников. Об этом мы поговорим чуть ниже.

А пока отметим, что параллельно магистральным тенденциям развития мировой экономики в игру проникли процессы глобализации. Выразилось это в размывании национальной составляющей и на уровне клубов, и на уровне сборных. Но если в конце прошлого века число иностранных игроков в командах было минимальным, то сейчас оно имеет тотальный характер. В некоторых клубах представителей титульной нации можно пересчитать по пальцам (в России ярким примером подобного представительства является чемпион двух минувших лет казанский «Рубин»). Причём это касается и национальных сборных: начиналось всё с голландских «отцов из Суринама» (вспоминая яркую фразу комментатора Владимира Перетурина), далее у чемпионов мира-1998 блистали «настоящие франки» Зидан и Анри, за германскую сборную выступают «истинные арийцы» Асамоа, Гомес и Клозе, самый видный шведский игрок - «белокурый скандинав» Ибрагимович. Даже «кудесник мяча» Веллитон, имея мало шансов сыграть за родную Бразилию, подумывает о натурализации, чтобы защищать честь российского флага.

Но это всё внешние проявления общемирового процесса превращения спортивной игры в транснациональный бизнес-проект. Однако и в футбольной экономике Россия «имеет собственную стать». Таковы, видимо, особенности нового отечественного капитализма в целом. В главных футбольных странах (Англия, Италия, Испания, Германия, Франция), да и в тех, кто к ним приближается, система получения клубами прибыли выстроена чётко и прозрачно. Источниками дохода по мере убывания являются: продажа прав на телевизионные трансляции, торговля разнообразной атрибутикой, распространение билетов и абонементов. Меньшую часть маржи приносят трансферы, выгоду от которых просчитать очень сложно, ведь ценообразование при купле-продаже игроков зависит как от объективных факторов (здоровье, возраст, число выигранных турниров и матчей за сборную), так и субъективных (мастерство, нужность тренеру под тактическую схему, или рекламная привлекательность). Тем не менее, общая сумма финансовых достижений топ-клубов исчисляется сотнями миллионов евро.

Кстати, трансляции поединков российского первенства на мировом рынке тоже покупают, но нечасто. Степень интереса, в частности, проявлена на футбольной страничке канала «Евроньюс», где результаты российского чемпионата освещаются не только после турниров пятёрки грандов, но и первенств Португалии, Голландии, Бельгии и Шотландии.

Очевидно, что футбол не является спортом высоких достижений, это скорее публичная демонстрация особого человеческого мастерства. В Европе это хорошо понимают, сделав игру составной частью шоу-бизнеса и поставив акцент на зрелищные аспекты. Отсюда и главные источники дохода. Российская же футбольная, с позволения сказать, экономика строится совсем на других принципах. Эксперт игры Тимур Иванов отмечает, что «главное отличие лежит в плоскости формирования клубных бюджетов: у нас ставку делают на помощь региональных и муниципальных властей, или деньги крупных сырьевых компаний». Вот не захотел «Норникель» тратиться, и в чемпионате-2010 мы лишились самобытного и яркого ФК «Москва», хотя даже небольшой части состояния лучшего друга биатлонистов хватило бы «горожанам» для существования. А самарским «Крыльям Советов» удалось сохранить место в Премьер-лиге только после того, как премьер-министр страны обязал региональные власти изыскать средства для поддержки.

По мнению знатоков футбольной подноготной, на данный момент в России существует 4 вида финансовой подпитки коллективов. На средства бюджетов городов и субъектов федерации живут почти все клубы первого дивизиона и республиканские команды, здесь коммерческий успех особо не предполагается. Вторая группа команд содержится администрациями с добровольно-принудительным привлечением местных «денежных мешков» как упомянутые «Крылья» или ФК «Ростов». Третья является составной частью доходного предприятия - московский «Локо», пермский «Амкар», тольяттинская «Лада», челнинский КАМАЗ. И лишь четвёртая в более-менее свободном плавании (как ЦСКА, «Зенит», «Спартак», «Динамо») ищет средства на стороне, имея, при этом, мощного титульного спонсора. В итоге становится ясно, что ни один российский клуб не имеет стабильного финансового результата. Да и мотивации нет - ведь «дядя» пока деньги даёт.

Пока же можно констатировать и другое безрадостное положение. Не став настоящей, а значит - прибыльной экономической отраслью, отечественный футбол, однако не выполняет по большому счёту и декларируемую боссами социальную миссию. «Самый главный минус российского футбола заключается в том, что командам не нужен болельщик, они могут играть и при пустых трибунах», - говорит аналитик Владимир Саркисов. Ведь составляющая от продажи билетов и атрибутики ничтожно мала в балансе клубов. При этом, цены на билеты явно завышены, многим людям предлагаемое, зачастую скучнейшее зрелище просто не по карману.

В придачу мат-перемат, семечки, сигареты и пиво не располагают к типичному для цивилизованных стран семейному просмотру захватывающего непредсказуемого соревнования мастеров. Да и агрессивное поведение фанатов не является стимулом к заполнению трибун отечественных стадионов.

Когда критерием будут не гипертрофированные затраты игроков и тренеров, а число болельщиков на трибунах, только тогда можно будет говорить о выполнении российским футболом социальной функции. В Англии люди ходят на матчи 7-ого, практически любительского дивизиона, а в современной России даже звонкая афиша «ЦСКА - Спартак» не заполняет чашу «Лужников»!

Ещё до старта нынешнего первенства Премьер-лиги (кстати, так и не очень понятно, зачем было переименовывать высший дивизион, ведь ни скорости, ни самоотверженности, ни зрительского интереса, присущих английскому аналогу, не прибавилось) произошли очередные негативные события, о которых мы говорили выше. Очевидно, что это прямое следствие хронических болезней российского «футбольного хозяйства». Равно как и «фанерное пролетание» национальной сборной над ЮАР. Цивилизованным шоу-бизнесом футбол в России так и не стал, а не соизмеримые с большинством населения (теми же болельщиками) зарплаты игроков и тренеров по результатам оправданы не могут быть ну никак. Вложения по-прежнему не соответствуют «выданному на поля». Всплеск на европейском первенстве сборной в 2008 году, успехи в Кубке УЕФА ЦСКА и «Зенита» - немалые, но фрагментарные успехи в новороссийской истории. Общая же ситуация вокруг любимой игры миллионов пока оптимизма не внушает.

Что не мешает при этом новому главе российского футбола ставить задачу выиграть ЧМ-2018. Правда, думается, «Газпром» в этом деле - не решающая сила.

idrott, discoveries

Previous post Next post
Up