Женская гениальность в литературной либо актёрской ипостасях уже давно очевидна. Но вот, касаясь музыкального творчества, этого однозначно не скажешь. Да, история знает много великих певиц и инструменталисток в разных жанрах, но великих композиторов среди дам вспомнить не удастся. Однако, возможности синтетических видов искусств позволили встать в ряд выдающихся творцов нескольким представительницам и прекрасного пола. Среди них выделю дуэт волшебниц поп-культуры - американку Лори Андерсон и немку Нину Хаген.
Произведения Лори - не чистая музыка, а звуковые дорожки к непредсказуемым действам и продуманным перформансам, либо поэтическо-инструментально-электронные отчёты о событиях и книгах. Недаром Розали Голдберг в своей книге о ней писала: «Мисс Андерсон вступила в пантеон великих американских артистов конца ХХ века, среди которых Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол. Её работы воплощают самое «американское» в искусстве». При этом её саунд возникает на стыке программирования и магии, партитуры Андерсон расписывает не на нотном стане. С 1982 года в творческой обойме «большой науки» Лори и виртуозные партии подготовленной скрипки, и 3D-проекции, и выразительные мимика с жестикуляцией, и препарированные вокодером тексты.
А в соучастниках по синтезу искусств у нью-йоркской примы за прошедшее двадцатилетие побывали и Эдриен Белью, и Брайэн Ино, и Уильям Берроуз, и… Список мужчин-артистов столь огромен, что понятно: быть партнёром этой феминистки - дело чести и удовольствия. Питер Гэбриэл пел с Лори через океан, и символично, что барабанщик его первого сольного состава - Алан Швартцберг - делал nunsexmonkrock уже с Хаген.
Нина - совсем другая. Начавшая с панк-рока в 1978 году выпускница восточноберлинской консерватории покоряла мировую публику своей агрессивно-издевательской энергией и пропагандой немецкого языка. В пьесах Катарины (это её настоящее имя) Хаген - смелые смеси, казалось бы, максимально отдалённых друг от друга музыкальных и словесных элементов: от йодлей до фузза, от юмористического бормотания до оперных партий. А стилевая палитра - коктейль арт-рока, германского кабаре, вечной классики и забойной попсы.
Если Лаура (вспомним поэтический идол Петрарки) - это королева порядка, то Нина (себя считает реинкарнатом владычицы инков Ниной Койя) - принцесса хаоса. Но бесподобны обе. Как творцы.