Алексан и слон (полная версия, часть 1)

Sep 26, 2023 17:45

- Необычный для русского и европейского уха вариант имени Алексан…
- Александр - это защитник людей с греческого, а у армян это имя сократили. Яков - это Акоп, Иоанн - это Ованес. А Александр - это Алексан по-армянски. Армянский вариант греческого имени.

- Кто вы по образованию и как, когда и почему решили прийти в турбизнес?
- Если бы опять начал свой жизненный путь, то пошел бы по осуществленной стезе. Я - историк по образованию. Единственное, что бы изменил, то сейчас поступил бы не в Ростовский университет, который я окончил, а в Московский. Но также на исторический факультет. История - тот предмет, что я люблю, то, что я до сих пор стараюсь изучать по мере возможности.
- Этот пласт знаний помогает в бизнесе, с историей ведь связаны все путешествия?
- Когда я учился в 80-е годы, тогда в СССР не было никакого туристического образования. Подобное образование появилось только в начале 90-х годов. А туристическая отрасль лежит плотно на границе географии и истории. Ну, ещё, в какой-то мере, культурологии. Но два главных кита - это география и история.

- Как и почему Вы выбрали для себя туристическую сферу бизнеса, то, что сейчас модно называть индустрией гостеприимства?
- Выбор произошел уже ближе к 4-5 курсам. Это 1989-ый-90-ый годы. Когда появились первые туристические кооперативы. В советское время были 3 крупных монстра - Интурист, «Спутник», который занимался молодежным туризмом и бюро при профсоюзах. Это были полугосударственные, забюрократизированные формирования. А в поздние годы перестройки появились первые кооперативные кафе в добавку к государственным ресторанам, вот так же появились и первые турбюро в дополнение к «монстрам». Я буквально с 1989-го года пошел в такой кооператив, учился и параллельно начал работать. Мне это было интересно, я понял, что не пойду работать по разнарядке директором восьмилетней школы в каком-то колхозе Ростовской области, мне это было не интересно. А туризм, это, ещё и деньги - я с первого месяца зарабатывал больше, чем зарабатывал бы директором школы.

- Такое, несколько легкомысленное название «Розовый слон». Почему Мкртчян именно так «окрестил» свое детище?
-Чтобы Ваши читатели понимали, «мкрт» - это крещение с армянского. А то многие не поймут, почему Мкртчян окрестил. «Розовый слон». 1998-ой год. Апрель. 22-го числа у «слона» день рождения как у Ленина. А тогда в ходу были такие названия - Росинтур, Югтурсервис, Севкавкурортресурс.
- Такие тяжелые советские аббревиатуры…
- Росюгкурорт. Это я привожу настоящие, не выдуманные мною названия турфирм. Очередным Горснабтуром я становиться не хотел. Нужно было яркое название, чтобы люди с первой минуты понимали, куда они принесли свои деньги. И вот отсюда появилось название как чистая сорочка белого цвета, на которой даже малейшее пятнышко было бы видно. Поэтому, когда мы назвались, название ко многому обязывало. Чтобы работать без ошибок. Пятнышко на воротнике черной сорочки никто не увидит, а пятно на белой видно за двадцать метров. Поэтому мы назвались «Розовый слон», чтобы люди запоминали нас. Ведь мы планировали с самого начала быть лидером. И название придумал лидерское такое. Это если брать прагматику. А если брать некую просто художественную часть, то…

- Что-то мультяшное в этом есть…
- В 1975-ом году был снят такой фильм «Боба и слон». Старый, советский черно-белый фильм. Там сюжет бесхитростный - слон убежал из зоопарка, мальчик по имени Боба его нашел и привел обратно. И была там песенка на стишок Глеба Горбовского, «где баобабы вышли на склон, жил на поляне розовый слон». Люди моего поколения этот фильм смотрели практически все, песню знают наизусть. И мы своим названием сработали два момента. Первый - про деньги, редкое название, сразу запоминается, люди сразу нас выделили из массы «югкурортов» и «югтурсервисов». А второе - приятные ассоциации. Мы могли назваться «Желтый пингвин», но ассоциаций с ним не было никаких, а «Розовый слон» вызывал приятные воспоминаия. И с фильмом, и с песенкой связанные. Опять же в детстве игрушки у людей были, плюшевые мягкие розовые слоны. На добрых ассоциациях мы и сработали. То есть, в названии часть это про деньги, а часть про любовь. И вот «деньги + любовь» получилась формула «Розового слона».
- А сами слонов любите?
- Конечно, люблю. Хорошее доброе животное, абсолютно позитивное. Про слона ничего плохого не придумаешь. Многие народы мира боготворят слонов. В Таиланде им даже пенсию платят. Африканские и азиатские слоны разные. В своей жизни не раз видел азиатских - в Индии, Таиланде. Катался на слонах и там, и там. Даже мыл слона! А в Африке я был, но слонов там не видел.

-  Компания основана в апреле 1998-го года. Юбилей отметили?
-  25 лет мы широко отметили весной этого года. Приехали наши партнеры из многих городов - Москвы, Краснодара, более 120 человек.
-  А тогда вы попали под самый дефолт, который сильно ударил по всем. Как с последствиями дефолта справился столь юный бизнес?
- Он на нас повлиял в хорошем смысле. Я вам расскажу, что нам дал дефолт. Мы тогда туры продавали в основном за рубеж, у людей-то брали доллары, а продавали туры за рубли. Доллар подорожал тогда в четыре раза. А количество туристов упало всего в два раза. То есть, мы получили наши расходы (на рекламу, на зарплаты) в четыре раза ниже, а денег получали только в два раза меньше. Поэтому мы в сентябре-ноябре 1998-го года очень хорошо заработали  на выездном туризме.
- Выездной туризм в начале работы «слона» кажется логичным, эта ниша была долгое время почти свободной…
- И внутреннему туризму не придавалось такого значения. Раньше на весь Байкал был один отель в Листвянке. Это сейчас там уже более 40 мест для размещения. На тот же Алтай, в Хакасию, на Камчатку или Сахалин никто не ездил, там жить негде было.

- Помните своего первого клиента? Куда вы его отправляли?
- Конечно. Я даже открыто скажу, кто это. Это известный ростовский предприниматель, хозяин рекламной фирмы «Резон» Дмитрий Паршиков. Отправил я его в Испанию, на Коста Дораду, южнее Барселоны. Название отеля уже не помню. И этот турист много-много лет с нами путешествует до сих пор.
- Случались ли ошибки в работе поначалу - которые теперь вспоминаете с улыбкой? Ну, например, как в «Мимино»: клиент хотел в Тель-Авив, а уехал в Телави? (В фильме Данелии, если помните, напутала телефонистка.)
- Да, конечно, ошибки случались, но иного свойства, места отправления не путали. Моя главная ошибка, которую я быстро осознал, - что не надо самому ходить в суд. Мы отправили туриста в 1998-ом году в трехзвездочный отель «Бейрут» в Хургаде. Ошибка была не из-того, что название ливанской столицы носят сотни отелей. Этот человек по приезде написал жалобу, что там была баскетбольная площадка с одним кольцом, а не с двумя, и он не мог полноценно тренироваться. Мне показалось это смешным, и я его с этой претензией отправил подальше. А он «не пошел вон», а пошел в суд. И меня вызвали на процесс. Мне было смешно, ну какой судья будет таким заниматься?! Я не стал нанимать адвоката, пошел отвечать на жалобу сам. И в ходе суда мне намекнули, что лучше заключить некое мировое соглашение. Я его заключил, и отдал этому человеку какую-то сумму. А можно было и не отдавать. Но я не знал тонкостей юриспруденции. И я после этого понял, что должен «сапоги тачать сапожник», судами - заниматься юрист, а не директор турфирмы. И вот с тех пор я больше никогда в суды не ходил. Для меня это табу. Сейчас у нас большой штат юристов, в год у нас бывает порядка 80 судов по всей стране. Мы судимся за наших клиентов, естественно, защищаем туристов абсолютно бесплатно. Мы - единственная турфирма в РФ, которая не берет ни одного рубля с туриста за защиту в судах. Потому что считаем, что если человек купил у нас путевку, то мы однозначно должны быть на его стороне. Если человека плохо обслужили, самолет задержался, рейс отменили, дали не тот номер - да мало ли что, миллион историй. Когда авиакомпании или отели не возвращают деньги, мы судимся с ними в пользу туриста. Все выигранные деньги отдаем туристу, себе не оставляем ни рубля. Это тоже одна из причин, почему к нам туристы охотно идут.

- Что такое «Розовый слон» сегодня? Штаб-квартира в Ростове-на-Дону остается?
- Из-за того, что лично я живу в Ростове. Хотя многократно поступали предложения о переезде в Москву. Мы сейчас были бы в совершенно других масштабах фирма, если бы лично я жил в Москве. Но я родился в доме на углу Социалистической/Газетного, здесь меня все знают. Ходил в детский сад, французскую школу. Учился в РГУ на истфаке. Участвовал в спектаклях СТЭМ с тем же Кириллом Серебренниковым известным режиссером. Так получилось, что я достаточно известный человек в городе. А кем я был бы в Москве? Одним из 14 миллионов. Да, я со временем открылся в Москве, офис работает уже 8 лет в прекрасном месте в районе метро «Таганская».
- Почему вы открылись в Москве?
- К сожаленью, какой бы ты умный и хороший ни был в провинциальном городе, не только в Ростове, в Краснодаре, Мурманске, Иркутске, не важно, ты никогда не получишь федеральной известности, федерального статуса, пока ты не откроешься в Москве. Нашей фирме четверть века, 17 лет мы жили без Москвы. Когда нам исполнилось 15 лет, мы уже открыли филиалы в Краснодаре, Ставропольском крае. Но, когда звонили, скажем, в условную Тюмень, предлагали сотрудничество, то сибиряки срашивали: «Почему вы звоните из Ростова, какое, мол, отношение Ростов-на-Дону имеет к Тюмени? А мы не знали, что и ответить. И вот ради расширения сотрудничества мы открылись в Москве. И этой же тюменской фирме, которой мы звонили отсюда, а они нас «отшили», мы после открытия московского офиса обратились с тем же предложением, то они с радостью начали с нами работать: «Так вы федеральные, конечно, мы будем с вами работать!». Это было смешно, но так было. Поэтому, мой совет всем предпринимателям - если хотите федерального статуса - открывайтесь в Москве в дополнение к своим городам.

- Сколько сейчас филиалов и сколько франшиз?
- В Ростове на данный момент семь офисов и один в Краснодаре. А во франчайзинге у нас более полутора сотен. Люди охотно берут наше имя, потому что бренд мегаизвестный, раскрученный, легко запоминающийся. Это такое название, которое не потеряло актуальность спустя 25 лет. Тогда это название было революционным после  всяких «югтурсервисов», а спустя четверть века название вызывает вопросы у моих студентов. Пока этот вопрос задается, значит, название не теряет актуальности. Как перестанут - мы станем не актуальны (улыбается).
- Количество сотрудников какое?
- По всей стране не считал, а в наших офисах на юге (Ростов-на-Дону и Краснодар) около сотни. Было трудно, когда в 2020-ом году страну посадили на карантин, и удержать сотрудников стало самой сложной задачей. Но удалось сохранить весь коллектив. А многие наши конкуренты потеряли людей. В пандемию надо было вытащить свои деньги из кармана и пару месяцев платить людям. Это был момент истины. Не все наши коллеги захотели так делать. «Зачем я вам три месяца буду платить зарплату?! До свидания». А ключевое в туризме это не наличие мебели, компьютеров. Это кадры. Я понял это еще 25 лет назад. Когда я начинал свой бизнес, у меня было совсем мало денег. Купил помещение. И был вариант - нанять хорошего сотрудника, или провести хороший ремонт. Я выбрал сотрудника. У меня был беднейший ремонт, один из моих знакомых (ныне директор концерна), оглядев помещение вынес вердикт: «Бедненько, но чисто». И эта фраза 25 лет звучит у меня в голове, зато тогда я взял не просто сотрудника, а человека, который к тому времени был 15 лет в туризме. Она мне с первого же дня принесла доход. У меня уже первый месяц был в плюсе. Уникальная девушка. Я ей предложил в два раза больше зарплату, чем она зарабатывала на старой работе. За ближайшие полгода все мои вложения окупились. И я понял, что я правильно поступил. Ведь как делают многие, кто начинают бизнес? Они набирают слабых сотрудников, которым можно мало платить. Я понял, что это тупиковый путь. Что не надо делать дорогой ремонт, у меня даже не было кондиционеров, стояли вентиляторы. Не было холодильника, но была самый лучший менеджер по продажам в городе. А через год я купил и кондиционеры, и холодильник.
- Сколько путевок вы продаете в месяц/год?
- За год мы отправляем более 100 тысяч человек по всей стране. Я не разделяю, кого отправляет Махачакала, а кого Сыктывкар.
- Больший процент составляет выездной туризм по-прежнему?
- Уже внутренний. Повлияли и пандемия, и последние события. Но не только. Отели строятся, строятся, строятся. Пока не как грибы после дождя. Но инфраструктура внутри страны развивается.
- Чего не хватает России в плане внутреннего туризма? Вы можете привести пример какого-то конкретного региона, территории - и объяснить, что там не так и что нужно сделать?
- Чем больше отелей строится, тем больше мы имеем предложений. Но в туристической инфраструктуре есть слабые места. Вот, на весь Крым у меня хватит пальцев одной руки посчитать отели пять звезд. Там можно строить пять-шесть десятков гостиниц, и все равно будет недостаточно. В Краснодаре или в Ростове уже достаточно. В Москве, как иностранцы перестали приезжать, оказался переизбыток отелей. Мы могли бы в разы больше на Алтай или на Байкал людей отправлять, если бы были места для размещения. Тот же Дагестан, с растущей популярностью. Главная проблема развития внутреннего туризма в России - нехватка отелей. Я посчитал: от Калининграда до Камчатки не хватает тысячи отелей для того, чтобы удовлетворить имеющийся спрос. Я говорю про отели 4-5 звезд, двух- трехзвездочных гостиниц с посредственным сервисом хватает.

- В чем сильные стороны и, может, даже УТП (термин «уникальное торговое предложение» я узнал от редактора) сети турагентств «Розовый слон»?
- Про УТП и я первый раз слышу. Но, пожалуй, есть! Мы единственная турфирма в стране, которая бесплатно защищает людей в суде. Хороший адвокат стоит 40-50 тысяч рублей. И мы экономим людям эти деньги.

(продолжение следует..)

discoveries

Previous post Next post
Up