Памятник штурмовику Ил-2

Feb 12, 2013 20:25

Памятник штурмовику Ил-2 - настоящий самолёт-штурмовик Ил-2, построенный в Куйбышеве на авиационном заводе № 18, сбитый в бою во время Великой Отечественной войны. Один из символов Самары.



Ил-2 - советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.

В Красной Армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его «Betonflugzeug» - «бетонный самолёт». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod) (дословно: «Чёрная смерть»).



В начале 1970-х годов ветеранами авиационного завода было решено поставить у проходной завода памятник в виде боевого самолета Ил-2. Но оказалось, что у завода, изготовившего в годы войны более 15000 самолетов Ил-2, нет ни одного экземпляра, а в ВВС он, конечно, давно снят с вооружения. Поиски самолета поручили ветерану завода Евгению Андреевичу Капустнику и будущему заведующему заводским музеем Валерию Григорьевичу Быкову. Они проверили несколько сообщений о найденных штурмовиках, но найденные экземпляры оказались непригодными к восстановлению. Осенью 1970 года в болотах Мурманской области вблизи станции Алакуртти был обнаружен самолёт с номером 1872932. Как удалось выяснить по архивам, машину с пилотом К. Котляревским и стрелком Е. Мухиным на борту сбили в марте 1943 года. Самолет был доставлен в Куйбышев на авиационный завод, где старые рабочие по памяти собрали и отремонтировали корпус, вооружение и другие детали. Самолет установили на постамент около входа на завод.



Городское руководство решило установить памятник в месте доступном для всех, так как создание штурмовика являлось трудом не только авиазавода №18, но и авиазавода №1, моторостроительного завода № 24, и многих других предприятий города и огромного числа жителей. За разработку проекта взялся главный архитектор города Алексей Моргун (в молодости он сам работал на авиазаводе клепальщиком). Сразу было одобрено место на пересечении проспекта Кирова с Московским шоссе. Было рассмотрено несколько вариантов расположения самолета и форм пьедестала (скульптор И. Б. Федоров при участии А. И. Фролова).



Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года, в тридцатую годовщину победы СССР в Великой Отечественной войне. В первоначальном варианте самолет располагался вдоль проспекта Кирова носом на Запад, что символизировало «с Безымянки- на фронт», но проект изменили из-за линии правительственной связи проходящей по Московскому шоссе в районе ипподрома. Чтобы не перекладывать линии самолет развернули на 90°.



К очередному юбилею самолет потребовал восстановительных работ, для чего 28 сентября 2009 год был демонтирован и доставлен на «Авиакор». На постамент самолет вернули 12 ноября 2009 года. Весной 2010 года памятнику установили подсветку.

квадрокоптер, полеты

Previous post Next post
Up