Feb 04, 2013 22:44
Я убеждена, мама, которая не просто прочитает мысль «ребёнок - самостоятельная душа и она пришла прожить свой опыт! И задача родителей заключается в том, чтобы создать необходимые условия и наибольшую свободу для приобретения опыта», а ОСОЗНАЕТ ее, всегда сможет заметить, где начинается гиперопека и вовремя ее остановит. Чтобы не повторяться, приведу главу из своей книги «Развиваем малыша с пеленок»:
«Ребенок не ваша собственность, он реализует свой потенциал»
Я глубоко убеждена, что дети приходят в этот мир для того, чтобы реализовать в жизнь СВОИ мечты, получить от жизни СВОИ уроки. Если вы с самого начала будете относиться к малышу, не как к своей собственности, а как к индивидуальности, что дана вам на воспитание, очень многие «проблемы» отпадут сами собой.
В размышлениях над этим вопросом мне, в свое время, помогли рассуждения эзотеристов. Например, Джебран Халиль. Его изречение «Ваши дети - не дети вам. Они сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе. Они приходят благодаря вам, но не от вас, И, хотя они с вами, они не принадлежат вам» заставило меня по другому взглянуть на кроху, что мирно тогда посапывала в колясочке.
Философы прошлого говорят о том, что ребенок не случайно рождается в определенной семье. Через ребенка родители проходят свои жизненные «уроки», каждая родительская пара как бы «заслужила» своего ребенка. По этому поводу любопытные мысли высказал Ошо: «Вы рождаете ребенка, соответствующего вашему состоянию любви. Если родители разочарованы в своем ребенке, они должны подумать об этом: такого ребенка они заслужили. Мужской сперматозоид и женская яйцеклетка могут только создать возможность, чтобы вошла душа, они создают возможность тела, чтобы какая-то душа была воплощена в нем. Но вы привлечете только такого человека, какого сделает возможным ваша сексуальная деятельность. Родители будут уважать ребенка. Ребенок - гость из неизвестного и ты должен уважать гостя. Родители, которые не уважают своих детей, обязательно разрушат их жизнь. Ваша благодарность, ваша любовь, ваше уважение «Ты выбрал нас родителями», получит в ответ еще более глубокое уважение и любовь». таком необычном для нас направлении рассуждает великий индийский мистик. Интересно, но своеобразное подтверждение его теории, я услышала из уст одного украинского мужчины. С удивлением он рассказывал, что, когда его сыну было 4 года, он сказал: «А я вас выбрал. Я пролетал над землей и увидел вас с мамой на балконе. Вы целовались. И вы мне так понравились, что я решил, что вы будете моими родителями».
Если вам не интересны доводы эзотериков, послушайте, почитайте рассуждения материалистов, «земных» педагогов. Посылки всех теорий разные, а вот вывод один: доказано, что ребенок не является “tabula rasa”, т.е. «чистой доской», на которой взрослый все что хочет, то и пишет. Появившийся на свет кроха имеет генетическую наследственность, свой уникальный опыт жизни в утробе матери, опыт рождения и т.д. Все это нельзя сбрасывать со счетов, нельзя не уважать! ебенок активен с самого рождения. Он не просто объект воспитания, он человек мыслящий, чувствующий, по своему объясняющий все, что вы ему предлагаете. Он сам выбирает как вести себя, каким быть. На одни воздействия среды он реагирует активно, на другие - с меньшим интересом, а третьи, вообще, может проигнорировать.
алыш выбирает свой путь в потоке воспитательных воздействий, другими словами, с вашей помощью он САМ воспитывает себя. Подумайте над этим, присмотритесь к своему крохе, попробуйте на мир, на свою семью посмотреть его глазами. Это сложно, но очень интересно. Вообще, должна признать в след за великими умами педагогики, чувство эмпатии (способность посмотреть на ситуацию глазами другого человека) во многом помогает нам в жизни (и не только в отношениях с детьми)
На мой взгляд, именно в непонимании мира детства, в восприятии ребенка как своей собственности, части себя, кроится корень двух крайностей, которые очень мило сочетаются в нашей славянской традиции - авторитаризм («Как я сказал, так и будет!») и чрезмерная гиперопека («как бы чего плохого не вышло!»). Помните, в советской песенке поется: «Переходит улицу мама двухсерийная, и вторую серию за руку ведет». В песенке это весело, в жизни - печально
Если вы примите для себя тезис, что ребенок не является вашей собственностью, вашей частью, что он не обязан претворять в жизнь ваши мечты, что ребенок - это соратник, сотоварищ и вы вместе идете по пути под названием Жизнь, вы учитесь друг у друга (думающему взрослому всегда есть чему учиться у Мира Детства), то ваш воспитательный вектор полностью изменится.
Тренинги "Для родителей"