Текст написан в связи с одним инцидентом в Одноклассниках.
Если у кого-то есть замечания и поправки, буду благодарна.
Особенно если есть замечания по переводу, переводить оказалось труднее, чем я рассчитывала.
Комменты скринятся.
Во времена так называемой Джахилии (пре-исламской Аравии), поэзия была великой любовью арабов. В Мекке проводились ежегодные поэтические соревнования, где лучшие поэты со всего Хиджаза съезжались на соревнования, на которых декламировали свои стихи. Лучшие из них выбирали и вешали на стену Каабы. Эти стихи назывались «золотые поэмы», потому что их писали золотом. Существует семь таких «золотых поэм». Имена их авторов: Зухайр, Тарафа, Имру-ль-Кайс, Амру ибн Кульсум, аль-Харис, Антара и Лабид. Из этих семи поэтов, только самый поздний, Лабид, принял ислам.
Эти стихи содержали ссылки на культы языческих богов и поклонение им, поэтому Пророк без восторга относился к этой поэзии.
Поэзия, вернее, рифмованная декламация «сажж» использовалась арабами в разных целях: это было и оружие политической борьбы, и звуковое сопровождение воинов в битве, и способ распространения новостей.
Стихотворную, нередко сатирическую, форму принимала и публичная полемика. Когда Пророк начал борьбу с идолопоклонничеством, Курейшиты призвали своих поэтов высмеивать Пророком в своих эпиграммах. Одним из этих поэтов был аль-Надир бин аль-Харис. Это был утонченный гений курейшитов. Он столкнулся с Пророком в Мекке во время хаджа и оппонировал ему в публичном диспуте. Пророк был возмущен этой стычкой. Позднее, когда после битвы при Бадре, аль-Надир попал в плен, он был первым из пленных, кого казнили, т.к. он представлял наибольшую опасность для зарождающейся веры.
Тем не менее, поэтические нападки продолжались, но и со стороны мусульман появились те, кто мог отражать их достойным образом. Двумя из этих поэтов были Хасан ибн Табит и Лабид. Завязалась «поэтическая война».
Существуют хадисы, повествующие о том, как Пророк призывал поэтов к защите ислама:
Аль-Бара передал: Пророк сказал Хасану, «Высмеивай их (язычников) в стихах, и Джабраил будет с тобой»
(Сахих Бухари, том 8, книга 73, №174, также том 5, книга 59б №449)
Используя приверженност арабов поэтической форме, Пророк поощрял поэзию, которая прославляла Аллаха и его Посланника, и помогала ему на поле битвы.
В Хайбарской компании, поэт Амр написал стихи, восхваляющие Аллаха и просящие о благословении Аллаха на победу. Пророк благословил Амра и пообещал ему, что он будет среди шахидов. Вот хадис из Бухари:
Передал Саляма ибн аль-Аква: Мы отправились в Хайбар с Пророком. Когда мы продвигались ночью, один из группы сказал Амру, «О Амр! Не позволишь ли ты нам услышать твои стихи?». Амр был поэтом, поэтому он спешился и начал декламировать окружающим свои стихи, которая попадала в размер шагам верблюдов, и говорил, «О Аллах! Без Тебя мы были бы без проводника на верном пути, мы бы не подали милостыни и не произнесли молитвы. Так прости нам наши деяния, дай нам всем погибнуть во славу Тебе, и пошли нам твою благодать (сакина), чтобы укрепить наши ноги, когда мы встретимся с врагом; и если нас призовут к неправедному делу, мы откажемся. Неверные подняли крик и плач, чтобы призвать всех вокруг на помощь против нас.» На этом месте Пророк спросил, кто этот наездник (на верблюде), который декламирует стихи?». Ему ответили, «Это Амр ибн аль-Аква».
Тогда Пророк сказал, «Да будет над ним благословение Аллаха». Один из присутствующих сказал, «О, Посланник Аллаха! Было ли ему даровано стать шахидом? Не позволишь ли ты нам наслаждаться его обществом подольше?»
Тогда мы добрались до Хайбара, и осадили его, пока не начали испытывать страшный голод. Тогда Аллах помог мусульманам взять Хайбар. Вечером того дня, когда город был взят, мусульмане развели большие костры. Пророк спросил, «Что это за костры? Что вы собираетесь готовить на этих кострах?» Ему ответили, «Мясо». Он спросил, «Какое мясо?». Они сказали, «Ослятину». Пророк сказал, «Выбросьте мясо и разбейте горшки». Какой-то человек сказал, «О, посланник Аллаха! Может мы выбросим мясо и вымоем горшки?» Пророк сказал, «Да, можно и так». Потом, когда армия построилась, чтобы сойтись с противником, у Амра был короткий меч и он пытался ударить по ноге врага, но острие меча отскочило, и ранило его самого в колено, и он от этого умер. Когда они вернулись с битвы, Посланник Аллаха увидел меня грустным. Он взял меня за руку, и спросил, «В чем причина твоей грусти?». Я ответил, «Пусть мои отец и мать будут жертвой за тебя! Люди говорят, что все добрые дела Амра утеряны». Пророк сказал, «Те, кто так говорит, ошибаются, Амр получит двойную награду». Пророк поднял два пальца и добавил, «Он был стойким борцом на пути Аллаха и мало арабов, кто достиг подобного уровня добрах дел, как Амр».
(Сахих Бухари, том 5, книга 59, № 509)
А в этом хадисе Пророк слушает декламацию поэзии.
Амр бин Шарид передал, что он слышал рассказ своего отца: «В один день, когда я ехал следом за Посланником Аллаха, он сказал мне: «Ты помнишь какие-нибудь стихи поэта Умаййя ибн Абу Салт. Я сказал, «Да». Он сказал, «Ну, тогда давай». Я произнес куплет, он сказал, «Давай еще». Я опять произнес куплет, и он опять сказал, «Давай еще». Я прочитал сотню куплетов его поэзии. Этот хадис еще был передан от Шарида через другую цепь передатчиков, с небольшой разницей в словах.
(Сахих Муслим, книга 028, №5602)
Итак, что можно сказать о положении поэзии в исламе. Для того, чтобы получить полное представление об этом, нужно обратиться к шариату. Мы часто думаем, что шариат - это только про наказания худуд, типа отрезания рук и ног, побивания камнями и битья плетьми. Но это только небольшая часть шариата. Шариат содержит правила и указания для всех аспектов жизни, которые мы можем представить (и, возможно, для тех, которые мы не можем представить).
По шариату, знание делится на 3 класса: разрешенное, запрещенное и неодобряемое. Отношение к поэзии зависит от содержания рассматриваемого стиха.
В трактате великого ученого аль-Газали, Ихья улюм ад-Дин (т.2, стр. 208-213), есть подробное и окончательное решение, которым дОлжно руководствоваться в понимании статуса поэзии.
Поэзия рекомендована в семи случаях:
1. Песни пилигримов. Они переходят из страны в страну с песнями, сопровождаемыми игрой на флейте. Эти песни разрешены, так как они описывают поэзию, относящуюся к Каабе, Черному Камню, и прочим святым местам. Они возбуждают желание посетить Каабу и другие святые места.
2. Воины должны быть поддерживаемы в битве песнопениями. Дозволено призывать к храбрости и пожертвованию собственной жизни во славу Бога.
3. Если два воина встречаются на поле битвы, они могут петь песни и декламировать поэзию, потому что это поддержит их в борьбе. Это дозволено в дозволенном противостоянии и запрещено в недозволенном.
4. Траурные песни. Есть два типа, одобряемые и неодобряемые. Не одобряется декламировать рифмы, которые увеличивают горесть из-за прежних бед и несчастий. Траурные песни одобряются, когда люди выражают горечь из-за грехов прошлого.
5. Праздничные песни. Они увеличивают радость и веселье во время праздников и других дней торжеств, например, во время двух праздников Ид, свадеб, празднования рождения детей.
6. Песни влюбленных. Они увеличивают любовь к Богу, приносят удовлетворение и удовольствие разуму. Это разрешено. Но, так же как запрещена связь с чужой женщиной или девушкой, так же запрещены песни о ее любви.
7. Дозволены песни того, кто ищет любовь и снисхождение Бога, и встречи с Ним. Сама’, религиозные песнопения, поднимают в сердце видение сокрытого и глубокие чувства, и невероятный душевный подъем, который может ощущаться, но не поддается описанию. Состояние (духовного) опьянения называется суфиями ваджд, или экстаз. Это проявляется в мыслях как эффект религиозных песнопений, котоый ранее не существовал. Огонь экстаза, охватывающий разум. сжигает всю нечистоту в мыслях, как огонь выжигает весь мусор на драгоценных камнях и бесценных брильянтах. В результате, разум очищается для видения высшей истины. Другими словами, внутреннее зрение открывается, которое видит тайны мироздания. Это то, чего стремятся достичь любящие Бога и окончательная цель их поиска. Тот, кто достигает этой ступени, приближается к Богу. Это возможно только через песнопения сама’.
Далее, аль-Газали называет пять ситуаций, в которых поэзия запрещена:
1. Слушать поэзию, которую читает женщина, возбуждающая сексуальные ощущения;
2. Музыкальные инструменты и песни, обычно ассоциируемые с пьяными пирушками, т.к. они напоминают о запрещенных вещах и призывают к запрещенным действиям, например распитию алкоголя;
3. Непристойные выражения в поэзии заперщены. Если поэзия содержит непристойности, обвинения в адрес Бога, Пророка и его сподвижников, они запрещены;
4. Если злое или аморальное желание возникает в мыслях при слушании песен, эта поэзия будет запретной;
5. Если слушание песнопений входит в привычку, это запрещено, т.к. прохо излишество в чем бы то ни было. Если слишком много есть, это вредно для здоровья. Если намазать лицо излишним количеством масла, это выглядит некрасиво. Так, если слушать слишком много песнопений, пока к ним не формируется привычка, это плохо. Но после тяжелой работы и усилий, песнопения и другие невинные развлечения не являются неодобряемыми.
Ссылки, с которых этот текст слизан:
http://www.islam-watch.org?AbulKasem//islam_and_poetry.htmhttp://www.iqra/net/qassaid1/recommended