НА ЗАПАД ОТ КРАЯ ЗЕМЛИ

Nov 19, 2011 22:13




Это было предложение, от которого не отказываются. Франция, департамент Вандея. Та самая, где контрреволюция и ройялисты. Где - Guerre de Vendée, где Нант, Ла-Рошель трех мушкетёров и «адские колонны генерала Тюрро»... И где 10 000 брошенных в море в шутку названы нантскими «наядами» - так люди Конвента обыграли слова naïade и noyade. Непостижим и мрачен юмор любой революции.

В общем, Вандея. Порт Les Sables d’Olonne. Верфи Beneteau. То есть ― Бискай. И не просто Бискай, а Бискай в конце ноября. Кто от такого откажется?

Я закинул паспорт в посольство и сел читать все, что можно прочесть о Кантабрийском море. Mar Cantábrico, оно же - golfo de Vizcaya, оно же - Бискайский залив.





«Одним из мест с самой свирепой репутацией, является Бискайский залив, находящийся на западной границе Франции и Испании. Почему Бискай имеет такую отвратительную репутацию? В двух словах - корабли гибнут. Эта акватория ошибок не прощает и шутить с ней не следует, даже на современных яхтах с первокласным парусным вооружением и мощным двигателем».

У нас современные лодки с первоклассным парусным вооружением и мощными двигателями ―  Lagoon-450, только что сошедшие со стапелей верфи в Sables d’Olonne. Второй раз иду в Океан на катамаране.



«Широким фронтом залив обращен к океану. Это очень глубокий бассейн. Наибольшие глубины находятся вблизи испанского побережья. У французских берегов величина приливов доходит до 5 м, а у испанских - до 3-3,5 м».

Прилив пять метров - это я еще не видел. Но мы из Франции сразу выходим в открытое море. И, надеюсь, уйдем на отливе.

«При ветре 9 баллов высота волн здесь достигает 12,2 м. Штормы наблюдаются с октября по март и особенно - с ноября по февраль».

Мы снимаемся с якоря 19 ноября. Или чуть раньше. Или позже: море есть море, тем более - Океан, тем более - Бискай. Выходят две однотипные лодки. Обе пойдут под британским флагом через Атлантику к Подветренным Островам, но, возможно, разными маршрутами.

А ветер в девять баллов - это где-то около 40 узлов получается. Или 23 метра в секунду. Или 82 км/ч. По-любому, красиво.



«Если вы идете на юг, ждите пятидневного прогноза умеренного северо-западного ветра. Определение слова «умеренного» зависит исключительно от вас, вашей яхты и вашей команды. Для кого-то 30 узлов это весело, а для кого-то уже больше чем надо. В целом, помните, что где предсказано 30 узлов, там скорее всего будет порывами до 45-ти».

На прошлом переходе мы влетели в 50 узлов ветра (шторм-десятка). Но то было в открытом Океане, а тут идем на юго-запад, в обход Испании. После пересечения Биская предполагается остановка на день-два в Vigo (первый маяк - зеленый мигающий свет, интервал 5 секунд, радиус видимости - 10 миль) для осмотра лодок перед тем, как им уходить в Транс-Ат.

Ясное дело, никакой дурак лодку из укрытия в шторм не выгонит, а пятидневного прогноза нам точно хватит - там до Vigo хода, даже при самом плохом раскладе, всего дня три-четыре. И то, если проходить около ста миль в день. Из 36 дней открытой Атлантики только один раз было, когда мы на встречной шестибальной волне прошли за сутки всего 120 nm. А так - 160-200.



«При сильном ветре волны в Бискае формируются и передвигаются группами по три. То есть, три крутые, высокие волны идут друг за другом, а затем затишье на короткий промежуток времени. А потом опять три волны. Такое формирование волн может быть довольно опасным. Первая волна наклоняет яхту, вторая подставляет яхту поудобнее дня третьей волны, которая и обрушивается в кокпит».

Интересно, как эта машина вообще воспринимает такие волны и как реагирует на них. Lagoon 450 - совершенно новая лодка, их только-только начали выпускать и я пока не знаю никого, кто б на них уже ходил. Сам попадаю в первую сотню исследователей. Но скрипа, я думаю, не оберешься, если вспоминать, как вела себя на волнах в азорском переходе наша 440-ая Olesya.



«Не расстраивайтесь, и постарайтесь поменьше прислушиваться к историям-страшилкам о Бискае или о идущим после него Finisterre».

Мыс Финистерре (Finisterre - Край Земли) - отдельное замечательное место. Я не расстраиваюсь, но если честно, то надеюсь его даже не увидеть. Максимум - свет маяка, и то хорошо б миль за двадцать! (Белый мигающий свет, интервал 5 секунд, радиус видимости - 23 мили, сирена в тумане).



«Иначе вы никогда не выйдете из гавани».

Из гавани Sables d’Olonne выходят два экипажа ― мы и французы. Они хотят от Испании рвануть сразу через Океан (для меня маршрут непонятный, карта ветров им там ничего хорошего не обещает). А лодка с русскими предположительно спускается до Канар с возможным заходом на Мадейру.

И еще французы против захода в Испанию: они говорят, что от Биская надо драпать, чем дальше - тем лучше. Может, они и правы. Профессиональные перегонщики, они уже шваркались через Атлантику раз пятнадцать, и вообще эти пацаны местные. Как им не верить? Да и карта ветров для них - букварь. Тут пятидневные прогнозы висят в любой булочной: "Круассан - 0,65 евро, багет - 2 евро, ветер NW 7 баллов с усилением до 9 от 17.30, хлеб с изюмом - 3 евро".

Как все сложится, станет понятно только в Vigo. (На выходе, пересекая изобату 50 метров, обойти по Западу буй кардинальной системы - быстро мигающий огонь с интервалом между вспышками в 15 секунд и радиусом 5 миль). Выход за изобату 100 метров означает Океан.



«От деревни Malpica до мыса  Finisterre идет Cоstа de la Muertе (Берег Смерти), получивший свое зловещее название благодаря тому, что из-за скалистых берегов, сильных ветров и течений здесь разбилось множество кораблей».

Точно - страшилки! Влада Дракулы в этих морях не хватает! В общем, надоело мне читать про тех, кто в мокрых штанах, с прилипшей к попе сардиной, хватался ободранными руками за все подряд веревки и, вторя трюмным помпам, вопил «полундра!» Прямо классика: «Лёлик! Всё пропало! - гипс снимают!.. клиент уезжает!..»

Стал искать других - тех, кто с ноября по февраль относительно спокойно прошел район Cоstа de la Muertе. И нашел. Значит, шмыгает народ туда-сюда. Довольно серьезно готовится, но таки шмыгает! А мы чё, рыжие?..

«Сам городок Finisterre очарователен, он идеально подойдет для паломников, завершающих путешествие по Пути Св. Иакова».

Честно говоря, понятия не имею, откуда шел этот самый Сант-Яго и что он забыл на Краю Земли. Просто Ферапонт какой-то!



Я вообще заметил, что святым на месте никогда не сиделось. Кто был первым туристом? - вот ни разу ни Марко Поло, не Робрук и не Плано Карпини! Первые тургруппы образовывались исключительно святыми по профессиональному признаку.

Св. Туристу Павлу не сиделось у себя в Тарсе, Св. Путешественника Петра несло в Рим, Св. Зоолог Герасим изучал жизнь львов в провинции, а Св. Географу Андрею как мёдом было намазано именно в Киеве на Андреевском спуске. Вот вы знаете какого-нибудь стационарного великомученника? Я - нет. Все наглухо амбулаторные!

Так, вроде бы, и всё...  Ничего не забыл? - А! Ну как же: мне ж тут опять попалась самая известная история про мыс Finisterre:

РАДИОПЕРЕГОВОРЫ АМЕРИКАНСКОГО АВИАНОСЦА
16 Октября 1997 г.

«Испанцы:  ... говорит А-853, пожалуйста, поверните на 15 градусов на юг, во избежание столкновения с нами. Вы движетесь прямо на нас, расстояние 25 морских миль.

Американцы:  ... советуем вам повернуть на 15 градусов на север, чтобы избежать столкновения с нами.

Испанцы: Ответ отрицательный. Повторяем, поверните на 15 градусов на юг во избежание столкновения.

Американцы (другой голос): С вами говорит капитан корабля Соединенных Штатов Америки. Поверните на 15 градусов на север во избежание столкновения.

Испанцы: Мы не считаем ваше предложение ни возможным, ни адекватным, советуем вам повернуть на 15 градусов на юг, чтобы не врезаться в нас.

Американцы (на повышенных тонах): С ВАМИ ГОВОРИТ КАПИТАН РИЧАРД ДЖЕЙМС ХОВАРД, КОМАНДУЮЩИЙ АВИАНОСЦЕМ USS LINCOLN, ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, ВТОРЫМ ПО ВЕЛИЧИЕ ВОЕННЫМ КОРАБЛЕМ АМЕРИКАНСКОГО ФЛОТА. НАС СОПРОВОЖДАЮТ 2 КРЕЙСЕРА, 6 ИСТРЕБИТЕЛЕЙ, 4 ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ КОРАБЛИ ПОДДЕРЖКИ. Я ВАМ НЕ СОВЕТУЮ - Я ПРИКАЗЫВАЮ ИЗМЕНИТЬ ВАШ КУРС НА 15 ГРАДУСОВ НА СЕВЕР. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МЫ БУДЕМ ВЫНУЖДЕНЫ ПРИНЯТЬ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАШЕГО КОРАБЛЯ.  НЕМЕДЛЕННО УБИРАЙТЕСЬ С НАШЕГО КУРСА!!!!

Испанцы: С вами говорит Хуан Мануэль Салас Алкантара. Нас двое человек. Нас сопровождают пёс, ужин, 2 бутылки пива и канарейка, которая сейчас спит. Нас поддерживает радиостанция «Канал 106 - Экстремальные Ситуации На Море». Мы не собираемся никуда сворачивать, учитывая, что мы находимся на суше и являемся маяком А-853 на мысе Финистерре Галисийского побережья Испании. Мы не имеем ни малейшего понятия о том, какое место по величине мы занимаем среди испанских маяков. Можете принять все ё...ные меры, какие вы считаете необходимыми и сделать все что угодно для обеспечения безопасности вашего ё...го корабля, который разобьется вдребезги об эти ё...ные  скалы. Поэтому еще раз настоятельно рекомендуем вам сделать наиболее осмысленную вещь: изменить ваш курс на 15 градусов на юг во избежания столкновения.

Американцы: OК, принято, спасибо. Конец связи».



Ну, и, наверное, последнее. Помните? - «...это песня о бедном рыбаке, который попал из Неаполя в бурное море. А его бедная девушка ждала на берегу. Ждала-ждала, пока не дождалась. Тогда сбросила с себя последнюю одежду и тоже бросилась в бурное море. И сия пучина поглотила ее в один момент. В общем, все умерли».

Так я-таки нашел эту песню! И чуть последнюю голову не сломал, когда, слушая Pink Martini, пытался понять, на каком это диком диалекте они поют Nanni Nanna! А потом включил клип и они там всё сами сказали. Теперь хожу и повторяю:

Ninna nanna marinare
Tu si bell comme o' mare
A vote calm, senza creste
A vote tutta na' tempesta

Сейчас, на выходе, это моя любимая песня о моряке.

image Click to view



Ну вот, теперь, пожалуй, - всё. Точно, всё. Сплю в своем поплавке один. На лодке больше никого нет. В Москве шел снег. В Париже висел туман. Земля появилась за секунду до приземления. Потом - TGV до Нанта, пересадка на Сабль, французы, у которых еще с герцога Бэкингема проблемы с английским, вечерние устрицы в марине...

Закончились переговоры с сервейером, осталось купить провиант, закрепить спасательные плоты, проверить метки на снастях, установить и настроить VHF, наклеить на бортах и транцах буквы - ALEXANDRA и ALINA. Пора!

Всё готово: мы готовы, лодка готова, Океан - он всегда готов.

Мы уходим к Западу от Западного Края Земли. Появление этого текста означает, что мы отдали швартовы и вышли в Бискай. Всем удачи и до связи на шестнадцатом канале! Мы ведь должны поймать свою семерку под килями, верно?..

sailing, atlantic ocean, biscay bay

Previous post Next post
Up