Вчера в ночи (до начала второго где-то) пересмотрел "Безымянную звезду".
Боже, до чего же невыразимо прекрасно сделан этот фильм!
Просто нет сил...
***
Во времена существования "Железного занавеса" общность СССР и бывших соцстран была заметна гораздо гораздее, и дело тут не только в СЭВ и венгерских помидорах. Культурный обмен шёл куда значимее, и подпитывался иногда самыми занятными источниками. А, поскольку "большой" СССР имел не только площадь и население, но и некие другие атрибуты империи, случались цветы, после пересадки, расцветшие куда сильнее, чем на родине!
Пара из самых ярких примеров - это румынская пьеса "Безымянная звезда" и венгерская "Лазейка", из которой наши сделали гениальный спектакль "Проснись и пой!".
Между прочим, фильм с Костолевским, Вертинской и Козаковым в Румынии совершенно затмил совместную румынско-французскую экранизацию с Мариной Влади! Вот прямо напрочь, наотмашь забил!
То есть, и тут и там - прекрасные актёры. Денег, вроде, дали тоже достаточно, но наш фильм вышел просто вот настолько чудесным, что у меня не хватает слов. Игра актёров тоже неописуема. И сам Козаков - АААА! - вот, блин, я читаю статью о фильме в "Википедии", и не могу представить в этой роли ни Филатова, ни кого-нибудь ещё.
Ну, посмотрите сами:
И Вертинская рядом тоже бесподобно играет. Костолевский чуть слабее, но, во-первых, он ещё очень молод (между прочим, моложе Вертинской на 4 года!), а, во-вторых, его герою эта чуть-чуть беспомощность актёрская даже идёт, оборачиваясь, ну, естественностью, что ли. Так же, как у Дюма Констанция гораздо опытнее д'Артаньяна, так и тут Мона гораздо взрослее учителя, но это необходимый компонент, безусловно!
Чёрт, чёрт, чёрт! Когда читаешь про историю съёмок, как они там ругались, менялись, тянули одеяло на себя, хлопали дверью, возникает ужасное недоумение, потому что, при просмотре ощущение абсолютно цельного творения, вот, под лупой швов не видно.
Ирина Савина играет гимназистку, и не придерёшься, выглядит она, именно, как старшеклассница, не только лицом, но и языком тела, а, ведь, она уже замужем в это время была. Очень было забавно смотреть на бывшую "звездолётчицу".
Ну как, ну, как это выходило? Цензура и всё такое, вроде, должны вредить, а результат получается обалденный! Образ Мадмуазель Ку-ку, тоже, блин, вершина искусства. Крючкова тогда была ещё очень молода, и то, как она играет классную даму, казалось бы, утрируя, а, на самом деле, очень точно передавая то, как должна себя вести молодая женщина, которой, в силу обстоятельств, надо выглядеть старше и поддерживать, ну, если не авторитет, то хоть влияние на подопечных. Она запросто может неровно дышать к учителю, и ревновать его - да неважно, к кому, к его образу жизни! Крючкова - отличная актриса, да, и часто недооценённая.
Мне иногда приходилось жать на паузу, потому что ощущалка переполнялась. Было жалко учителя.
Вот, только, главная сентенция этого фильма, про то, что "ни одна звезда не отклоняется от своего пути", не верна в корне. Так и открывают невидимые звёзды - по отклонению их соседок от ожидаемого пути. Ну, и, понятно, искать "свою" звезду в "старом" каталоге, как раз, не очень разумно, нужно, наоборот, в новых, в ежегодниках. Но мы простим эту фигню драматургу.
А железнодорожные фанаты придрались к "дизель-электро-поезду" :) впрочем, тут всё законно. Поезд-то был, и, шикарный, но, всего из двух вагонов, такое называется автомотриса, и именно эквивалент этого слова на румынском языке можно видеть за спиной у героини Крючковой, когда она надиктовывает гимназисткам приказ. И эти ж/д фанаты расследовали, что та автомотриса, которая возила кутил в казино и обратно, не имела электрической передачи (а имела гидравлическую или даже механическую). Это уже вольность переводчика, для большей "модности" звучания названия.
Но это такая мелочь! С другой стороны, они прямо название города между Бухарестом и Синаей вычислили. Это было не так уж сложно, там всё расстояние 140 км, и это точно не Плоешти (по размеру). Ну, в общем, спасибо им, я люблю расследования подобного рода.
А про "Проснись и пой!" мы побеседуем в следующий раз. Или когда-нибудь.